Технологическая карта по биологии на тему Цветок (6 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: Цветок – генеративный орган. Его строение и значение
Используемый УМК: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 6 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014
Цель урока: создание условий для:
формирования у учащихся знаний об особенностях строения цветка; соцветий, их типов, о биологическом значении соцветий, видов опыления.
формирования у учащихся умений выявлять взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями, выделять признаки соцветий и их разнообразие, отличать обоеполые и раздельнополые цветки, однодомные растения и двудомные, анализировать, сравнивать;
совершенствования навыков творческой и исследовательской деятельности; работы с текстом учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами; поиска необходимой информации, постановки выводов; сотрудничества при работе в группе;
формирования личностных результатов: ответственного отношения к обучению, развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
пользуясь текстом учебника, рисунками и раздаточным материалом выявить особенности строения цветка и функциями его составных частей;
в ходе лабораторной работы научиться распознавать типы соцветий.
используя учебник, дополнительную литературу, Интернет-ресурсы объяснить взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявить приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.
продолжить работу над развитием наблюдательности и работы с раздаточным материалом;
провести первичную рефлексию собственной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний
Используемые технологии: проблемные, технология кооперации в обучении, развивающее обучение
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, фронтальный опрос
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, дедуктивные
Средства контроля: отчет о работе групп, тестирование
Оборудование и средства обучения: муляжи и таблицы «Строение обоеполого и раздельнополого цветка», натуральные объекты – комнатные растения, изображения цветов и соцветий (рисунки, фотографии), мультимедийная презентация, инструктивные карточки, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет-ресурсы, музыка И.Чайковского «Вальс цветов»Риски: работа групп, сбой работы технического оборудования
Ход урокаЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент. Мотивирование (самоопределение) учебной деятельности Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.
Интересуется настроением учащихся и просит показать смайлик своего настроения (на столах)
Вносит черный ящик и предлагает с помощью загадок определить, что лежит в черном ящике и о чем пойдет речь на уроке.
Слайд 2
Солнце жжёт мою макушку, Хочет сделать погремушку. ( мак)
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк.  ( одуванчик)
Я — травянистое растениеС цветком сиреневого цвета.Но переставьте ударение —И превращаюсь я в конфету.
(ирис)
Слайд 3
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашка)
Чашечки и блюдца, Не тонут и не бьются.  ( кубышка)
Дает подсказки, предлагает открыть ящик, достает цветы, подводит учащихся к формированию темы и цели урока.
Слайд 1 (при показе презентации рекомендуется слайд с темой урока показывать после формирования темы учащимися)
Слайд 4-5
Приводит интересные факты о цветах, обращая внимание на слайд:
Посмотрите, какие разные бывают цветы – красные, белые, синие, желтые, разнообразные цвета и оттенки. И собранные в соцветия, крупные и едва заметные…Самый крупный цветок – раффлезия (в диаметре около 1 метра)
Маленький – ряски ( всё растение умещается на ногте большого пальца) Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Слушают учителя, отгадывают загадки, высказывают свои версии.
Формулируют тему и цель урока. Личностные результаты:
самоопределение, проявление интереса к новому содержанию.
Коммуникативные УУД:
формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Актуализация знаний Предлагает учащимся вспомнить
что такое органы?
Какие органы растений им известны?
Что такое вегетативные органы?
Что такое генеративные органы?
Обращается к классу с вопросами: Что хотели бы узнать о цветах? Какие задачи сегодня мы поставим перед собой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать цветы.
Отвечают на вопросы
Совместно с учителем определяют задачи урока.
Определяют критерии изучения темы. Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать действия, выдвигать версии
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, излагать свое мнение
Изучение нового материала 1.Формулирует проблему: цветок – это видоизмененный укороченный побег. Так ли это? Слайд 6 «Строение цветка»

Организует работу в парах: пользуясь учебником с.61 п.11, презентацией на доске, картинками, подготовьте ответы на вопросы:
Каких составных частей состоит цветок?
Определите функции всех составных частей цветка.
Почему тычинки и пестик считаются главными частями цветка?
Что образуется из семязачатка?
Поработайте с терминами: обоеполые цветки, раздельнополые цветки. Двудомные и однодомные растения.
Из составных частей соберите модель цветка ( из цветной бумаги)
Приложение №1
Предлагает учащимся подвести итоги, совместно сделать выводы. Дополняет ответы учащихся, используя слайды. Слайды 7-11
Сказка о соцветиях:
А сколько может быть цветков у растения?
я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте:
 В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)
Учитель подводит учащихся к понятию - соцветие.
Что же такое – соцветие?
Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Слайд 13
Слайд 14
Лабораторная работа «Типы соцветий»
(работа в группах)
Учащиеся получают раздаточный материал, картинки, гербарии растений, или искусственные цветы, инструкционные карты с ходом работы. ( 1 группа – типы соцветий: кисть, простой колос, 2 группа – щиток, простой зонтик, 3 группа – головка, початок, корзинка.) Приложение № 2
Обсуждают, вспоминают, что такое побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Побег развивается из почки.
Работают в парах с наглядным материалом и учебником. Выясняют взаимосвязь строения и функций.
Обобщают изученный материал, делают выводы.

Цветок- это видоизмененный укороченный побег семенного размножения.. Тычинки и пестик – главные части цветка, так как в них образуются половые клетки для размножения. От количества семязачатков в цветке, зависит количество семян.
Отвечают на вопросы, формулируют вывод о биологическом значении соцветий.

В тетрадь записывают определение соцветий и их биологический смысл.

Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.
Находят в тексте параграфа и дополнительной литературе нужную информацию.
Обсуждают найденную информацию в группе.

Познавательные УУД:
формирование умения работать с текстом учебника, владеть смысловым чтением, сравнивать, делать выводы
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слушать товарища, работать в парах и группе, обосновывать свое мнение, выражать свои мысли.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Отчет о работе
Организует выступление групп.
Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп.
Слайды

Предлагает выслушать сообщение учащегося по теме «Опыление. Приспособления растений к опылению» (опережающее индивидуальное задание с показом слайдов) Слайд 19-22
В чем сходство и различия насекомоопыляемых и ветроопыляемых цветков?
Каково биологическое значение перекрестного и самоопыления у растений?
На цветках каких растений вы видели насекомых?
В чем проявляется взаимосвязь цветкового растения и его опылителей
Слайды 23-24
Организует закрепление материала по вопросам для тестирования. Приложение №3 Каждая группа представляет результаты своей работы.

Слушают сообщение, заполняют схему в тетради по ходу выступления. Делают выводы и отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют задание по тестам.
Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами.
Выполняют задание по тестам.
Осуществляют самопроверку в паре, используя ключ с ответами. Познавательные УУД:
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Регулятивные УУД:
формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания.
Коммуникативные УУД:
формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе.
Рефлексия учебной деятельности Предлагает оценить урок и деятельность на уроке, ответив на вопросы:
Как вы считаете, удалось ли достичь поставленных целей?
Что нового и важного узнали для себя?
Поднимите руки, кто все задания выполнил сам и помог товарищу?
Кому было трудно?
Какое настроение у вас после урока? Покажите смайлик, соответствую вашему настроению? Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы, оценивают свою деятельность. Личностные результаты: Предоставить учащимся
Возможность определить своё
Эмоциональное состояние
Регулятивные УУД: Мотивировать учащихся к творческой деятельности
Домашнее задание Изучить текст § 11 учебника, выполнить задания в конце параграфа;
Нарисовать строение цветка в тетради, сделать подписи.
Творческие задания на выбор:
составить синквейн на тему « Цветок»
составить кроссворд по теме « Цветок»;
подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о цветах;
выполнить модель цветка Записывают домашнее задание в дневник. Личностные результаты:
создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению