Статья «Формирование умения извлекать из текста информацию, данную в неявном виде».


Формирование умения извлекать из текста информацию, данную в неявном виде.
Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать над формированием умения извлекать из текста информацию, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Что же такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
1.фактуальной (сообщается в явном виде).
2.подтекстовой ( в неявном виде)
3.концептуальной.
Рассмотрим на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Фактуальная информация ,т.е. предоставлена в явном виде.
О чем эта сказка ? Каковы ее действующие лица?
Подтекстовая ,т.е. информация , данная в неявном виде .
Какие чувства вы испытали к героям сказки?
Концептуальная .Какими мыслями , не только с детьми ,но и взрослыми хотел поделиться А.С.Пушкин?
Хотелось бы показать этапы работы над сказкой А.С.Пушкина умения извлекать информацию в неявном виде. С данной сказкой ученики знакомятся во 2 классе . На изучение дается 3-4 урока. Отработка данного умения начинается со второго урока. Чтобы учителю формировать умения извлекать из текста информацию, данную в неявном виде я предлагаю использовать следующие виды работ :1.Характеристика героев по плану.
- Попробуем дать характеристику каждому персонажу вот по этому плану:
Где живет герой?
Чем занимается?
Какие поступки совершает?
Какой характер у героя?
Что думает о нем автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
- Сколько главных героев в сказке? Назовите их?
- Кто положительный герой, а кто отрицательный?
- На кого бы вы хотели быть похожи?
2.Работа парами и в группах.
- Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.
- У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 - ряд рыбка.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.
- составим конкретный образ каждого героя на доске. ( Под портретом героя выставляются слова).
- Сделаем вывод. Образ бабки - ….., образ старика - …, образ рыбки- …
- Кто из героев вам больше нравится? Какие чувства вы испытали к герою сказки? Почему?
- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными? (Добро побеждает зло) –
Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.
Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы.
Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
- А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки.
3.Инсценировка отрывка из сказки.
4.Практическая работа.
Ребята, на доске мы с вами написали характеристики героев сказки. Давайте попробуем слово выразить цветом.
Как вы думаете, какого цвета добро, терпение, прощение, счастье, труд, жадность, злоба, зависть?
Давайте попробуем выразить цветом характеристики героев. Берём лист, выкладываем два-три цвета, отпечатываем, разворачиваем.
Эмоции каких героев вам удалось передать?
Может вы увидели образ старика, старухи, рыбки или моря. Как вы думаете, могла ли такая история произойти в наше время?
При помощи графических линий помогите и нам увидеть их.
На выполнение работы две-три минуты. Удачные варианты вывешиваем на доске.
Важны ли для нас уроки этой сказки А.С. Пушкина?
Все ли в наше время счастливы и довольны тем, что у них есть? Никто ли не завидует тем, у кого больше богатства? Давайте сядем вместе со старухой у разбитого корыта и подумаем об этих уроках. У каждого героя свой урок .Урок старухи: будьте осторожны со своими желаниями, берегите близких.
Урок старика: правильно относитесь к чудесам, умейте быть благодарными, воспитывайте в себе мужество и ответственность, умейте рассуждать, будьте бдительны.
Урок рыбки: любовь, доброта, милосердие, терпение, труд и прощение.
Сегодня на уроке мы с вами по-новому посмотрели на известную сказку. Надеюсь, что теперь старые добрые сказки будете перечитывать с интересом и обязательно воспользуетесь их мудростью.