урок биологии Пчелы — общественные насекомые(7 класс)


Тема урока: Пчелы - общественные насекомые. 7 класс
Цели:
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Пчелы - общественные насекомые»
Развивать умения анализировать, делать выводы, применять на практике полученные знания; развивать коммуникабельность, навыки работы в группах
Воспитывать стремление к достижению цели.
Оборудование: ИКТ, презентация, раздаточные карточки.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа
Ход урока.
Организационная часть.
Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад
Образование рабочих групп в классе «Пчелки»
Учитель раздает учащимся карточки с изображениями «Мед, витамины, цветок». Учащиеся, которые выбрали одинаковые карточки, формируют группу.
Притча:
В прохладе дома, в тишине,Страдала пчелка на окне.Она трудилась над цветком -Случайно залетела в дом.И билась в чистое стекло.А за стеклом было светло.Я эту пчелку пожалел -Слонялся рядом, не у дел.Оконца створки распахнул,И сел понаблюдать, на стул.Пчела свободу обрела,И ввысь кругами понесла.До улья ей не долететь-Крыло обломано на треть.Умрет на воле, средь цветов,В которых находила кров.Да..., пчелку жалко!Но друзья,Не о пчеле печаль моя.Бывает, что и мы в пылу,Увы - похожи на пчелу.А потому совет, друг мой-Не бейся в стену головой.Пройдись по кругу и, поверь,Найдется нужная так дверь.
-О чем притча? Скажите, что мы можем перенять из образа жизни пчёл?
Ответы учащихся: Трудолюбие, целеустремленность, дружбу, усердие, настойчивость в достижении необходимого результата.
Кластер. Учащимся раздаются флипчарты с изображения пчелы.
-Внешнее строение насекомых мы с вами изучили. Подпишите части тела пчелы и органы, расположенные на голове и груди.
Защита кластера. Тело пчелы состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены глаза, усы и ротовой аппарат. На груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног (корзиночки), на спинной части груди имеются крылья. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца
Работа с текстом. - Прочитайте рассказ о составе пчелиной семьи и ответьте на вопросы.
Рассказ. Пчелы живут большими семьями, семья насчитывает от 40 до 70 тыс. пчел. В каждой семье есть матка, несколько сотен трутней и множество рабочих пчел. Матка – самая крупная пчела, отличается от других пчел длинным брюшком и более крупными крыльями. Живет в семье от 3 до 5 лет и откладывает множество яиц в улье.
Трутни – пчелы средней величины, у них крупные глаза и массивное брюшко. Живут они в улье одно лето.
Самые многочисленные члены пчелиной семьи – рабочие пчелы – недоразвитые самки. Они собирают с цветков сахаристый нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед, наполняют им соты улья, ухаживают за личинками, маткой и трутнями, строят соты, охраняют жилище от врагов, вентилируют улей.
Проблема: Почему в пчелиной семье только одна матка, ведь пчелиная королева в день откладывает 1500-2000яиц? Сколько яиц она отложит за 3 месяца? И что произойдет в улье, если матка заболеет?
Метод тарелка. Учащиеся предполагают пути решения задачи.
-Просмотрите отрывок из мультфильма, как Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся?
-Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете? Ответы учащихся
Метод вопрос?
-Почему пчела умирает после укуса человека, но не умирает, укусив другое насекомое? 
Ответы учащихся: для этого нужно знать строение жала пчелы. Оно имеет зазубрины как у гарпуна, направленные назад. Поэтому вытащить жало из насекомого, у которого тонкий хитиновый покров, для пчелы не составляет особого труда. А вот в человеческой коже, упругой и эластичной, жало застревает и вы тащить его почти не возможно. Ужалив, пчела будет пытаться из всех сил вытащить свое жало, но у нее это не получится. И она улетает, оставив его в коже жертвы, к сожалению, вместе с ядовитыми железами и частью кишечника. Сначала сложно определить умирает ли пчела. После укуса она еще какое-то время остается жива, но так как рана на брюшке достаточно большая, то вскоре пчела погибает.
Физминутка «Пчелка Майя»
Математическая задача. Упоминания о пчёлах встречается в эпосе всех культурных народов древности. В 950 году в Византии по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству, а задолго до этого, этих удивительных насекомых упоминали и давали практические советы по уходу за ними греческий философ Демокрит, историк Ксенофонт, “отец зоологии” – Аристотель и сам царь Соломон.
Самым необычным открытием оказалось, что пчёлы -“математики”. Соты, построенные ими, имеют самую прочную конструкцию, и размеры соблюдаются с небывалой точностью: угол ячейки всегда равен 109 градусов 28 минут.
-Я предлагаю вам математическую задачку
Задача: Чтобы собрать 1 кг мёда пчеле нужно сделать 150 тыс. вылетов и налетать 300 тыс. км., посетив при этом 10 млн цветков. Сколько вылетов надо сделать и сколько километров надо налетать 6 пчёлам, чтобы собрать 12 кг мёда?
Метод Ромашка.
Каждая команда имеет свое название «Мед, витамины, цветок», определите связь с пчелами и пользу. Напишите на лепестках ромашки.
Ответы учащихся: Пчелы являются хорошими опылителями растений, дают маточное молоко, которое используется в парфюмерии, медицине, для изготовления красок, а так же пчелиный яд, который используется в медицине.
Витамины в меду содержатся в небольших, но вполне измеримых количествах. Содержание витаминов в меде имеет одну важную особенность: витамины в меде не разрушаются и не улетучиваются, как это происходит с витаминным составом большинства продуктов. Натуральный мед содержит почти все микроэлементы: витамины, кислоты и другие полезные вещества для здоровья человека. Мед нормализирует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функции внутренних органов, нормализирует сон, стимулирует защитные силы организма, усиливает обмен веществ, оказывает противовоспалительные и тонизирующие действия и т.д.
Рефлексия  «Букет настроения»
Предлагается учащимся расставить цветы в вазу (красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).
Задание на дом
Творческое: Составить сказку «Пчелка Майя» или создать коллаж о жизнедеятельности пчел
Теоретическое: параграф 51, сообщение «Значение пчел»
Подведение итогов урока. Выставление оценок