Методическая разработка бинарного урока по черчению и информатике на тему Схемы. Выполнение электрической схемы в программе КОПМАС 3D


План открытого бинарного урока по черчению и информатике на тему "Схемы. Выполнение электрической схемы в программе КОПМАС 3D"
Ромашина Наталья Александровна, преподаватель математики и информатики
Драгунова Жанна Владимировна, преподаватель черчения

Цели урока:
Формировать знания о назначении и оформлении схем с применением программ КОМПАС 3D
Задачи урока:
Уметь читать и выполнять схематические изображения и схемы.
Развитие пространственного мышления и памяти.
Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация созданная в программе VS Power Point, раздаточный материал к уроку: тесты, находящиеся на рабочем столе компьютера, чертёжные инструменты и принадлежности.
Поурочный контроль: тестирование, чтение чертежей по плакатам, объяснения по экрану.
Межпредметные связи:
Геометрия.
Спецтехнология.
Электротехника.
Информатика.
Черчение.
 
План урока:
Ход урока
I этап. Мотивация учебной деятельности.
1) Преподаватель: проверка готовности к уроку, наличие чертежных принадлежностей.
Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а бинарный урок. Оценивать вас будем мы вместе с Натальей Владимировной. Проверим готовность к уроку, а староста группы назовет отсутствующих.
Слайд 1
Цели, задачи ставлю для вас (Научиться читать схемы)
Когда на чертежах не требуется показывать конструкцию изделия и отдельных деталей, а достаточно показать лишь принцип работы, передачу движения (кинематику машины или механизма), пользуются схемами.
Схемой называют конструкторский документ, на котором составные части изделия, их взаимное расположение и связи между ними показаны в виде условных обозначений.
Схема, как и чертеж, - графическое изображение. Разница заключается в том, что на схемах детали изображаются с помощью графических обозначений. Эти обозначения представляют собой значительно упрощенные изображения, напоминающие детали лишь в общих чертах. Кроме того, на схемах изображаются не все детали, из которых состоит изделие. Показывают лишь те элементы, которые участвуют в передаче движения, жидкости, газа, электроэнергии и т.д.
В соответствии с ГОСТ схемы, в зависимости от видов элементов и связей, входящих в состав изделия, подразделяются на следующие виды:
Виды схем
Схемы


К (Кинематические)
П(Пневматические)
Г
(Гидравли-ческие)
Э
(Электрические)


Схема последовательности передачи движения от двигателя через передаточный 
механизм к рабочим органам машиныСхемы взаимной связи между отдельными приборами, средствами автоматизации и вспомогательной аппаратурой.
Схема пути прохождения жидкости
Соединение электрических элементов устройства вне зависимости от их действительного расположения на плате или в устройстве

Кинематическая схема

Электрическая схема

Гидравлическая схема

В зависимости от назначения схемы подразделяют на следующие типы:
СОЕДИНЕНИЙ (МОНТАЖНЫЕ)
4
СТРУКТУРНЫЕ
1
ТИПЫ
СХЕМ



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
2
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ (ПОЛНЫЕ)
3

РАСПОЛОЖЕНИЯ
7
ПОДКЛЮЧЕНИЯ
5

ОБЩИЕ
6

Обозначение схемы составляют из соответствующих букв и цифр, например:
Г3 – гидравлическая принципиальная схема;
Э4 – электрическая монтажная схема и т.д.
Сегодня мы для выполнения тренировочного практического задания по теме «Схемы» выбрали «Монтажную электрическую схему кабинета информатики»
Электри́ческая схе́ма — это документ, содержащий в виде условных изображений или обозначений составные части, действующие при помощи электрической энергии.
На уроках спецтехнологии мы с вами рассмотрели условные графические изображения электрооборудования.
Вопросы учащимся.
Какие условные графические изображения необходимы для выполнения сегодняшнего задания?
На экране таблица
Условные графические изображения основных элементов электрооборудования.
      Провода силовой цепи           Светильник с лампой накаливания  
      Провода цепи управления           Лампа сигнальная  
      Пересечение проводов без соединения           Светильник с ДРЛ  
      Соединения проводов           Светильник настенный с лампой
накаливания  
      Постоянный ток           Светильник потолочныйс лампой
накаливания  
      Переменный ток           Светильник с люминесцентной лампой  
      Вводной щит           Пусковая аппаратура для люминесцентных ламп  
      Распределительный щит          Трансформатор однофазный  
      Щит рабочего освещения           Заземление  
      Щит аварийного освещения           Звонок электрический  
      Счётчик           Кнопка звонка электрического  
      Коробка ответвительная          Двигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором  
      Розетка штепсельная           Двигатель асинхронный с
фазным ротором  
      Розетка штепсельная с заземляющим контактом           Предохранитель  
      Розетка накладная с заземляющим контактом           Катушка электромеханического
устройства  
      Выключатель одноклавишный           Кнопка "Пуск"  
      Выключатель двухклавишный           Кнопка "Стоп"  
      Переключатель одноклавишный           Выключатель трёхполюсный с
автовозвратом 
      Переключатель двухклавишный           Рубильник однофазный  
Ответы учащихся
Далее закрепление полученных знаний по тестам.
Преподаватель Ромашина Н.В.
Тест находится на рабочем столе компьютера. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомнить правила техники безопасности при работе с компьютером.
Включают компьютер. Приступаем к работе.
На рабочем столе найдите ярлык «Светильники». Пред вами таблица условных обозначений основных элементов электрооборудования. Напротив каждого элемента расположен неправильный ответ. Ваша задача – исправить ошибки и сохранить результат в папке под своей фамилией. Создавать папки вы умеете. На это задание вам отводится 5 минут.
Здоровьесберегающая пауза: Выпрямили спинки, сели ровно, руки положили на парту, закрыли глаза, глубоко вдохнули и выдохнули. Отметьте свое настроение на середине урока.
Драгунова Ж.В.
Для выполнения практического задания, прошу приготовить необходимые инструменты. Сегодня нам понадобятся:
Линейка
Угольник для выполнения перпендикулярных линий
Циркуль
Карандаши Н и ВЛастик
Формат А4Вспомнить правила ТБ
В качестве примера выполнения задания рассмотрим схему освещения электромонтажной мастерской.
Схема
Задание учащимся.
Начертить схему освещения кабинета информатики, учитывая следующие размеры:
Диаметр окружности выключателей – 14 мм
Длина лампы люминисцентной – 20 мм
Радиус розетки – 8 мм
Размеры вводного щита:
Длина – 15 мм
Ширина – 10 мм
Радиус ответвительной коробки – 8 мм
Ромашина Н.В.
Для выполнения практического задания нам необходимо вспомнить некоторые геометрические понятия, которые мы будем использовать:
- параллельные прямые
- перпендикулярные прямые
- окружность
- радиус
- диаметр
Ответы учащихся
Драгунова Ж.В.
Рекомендации учащимся:
Схемы выполняют без соблюдения масштаба. Пространственное расположение составных частей установки либо не учитывают вообще, либо учитывают приближенно. Схемы должны выполнять компактно, но без ущерба для ясности и удобства их чтения, в частности расстояния между соседними параллельными линиями связи должны быть не менее 3 мм.
Выполнение практического задания – 20 минут
Ромашина Н.В.
Вы выполнили практическую работу традиционным способом, т.е. с помощью чертежных инструментов и принадлежностей. Но, заглядывая вперед, мы с вами понимаем, что такая технология не приводит к желаемому росту производительности труда и способствует появлению большого количества ошибок.
Современный мир – это мир нанотехнологий, где особое место занимает различное программное обеспечение.
Специально для целей вычерчивания принципиальных электрических схем и автоматического получения перечней элементов к ним создана система КОМПАС-3D .
На этом уроке мы познакомимся с этой программой. Для этого откроем на компьютерах программу КОМПАС 3D и рассмотрим интерфейс программы.
Попрошу для воспроизведения наглядности к доске выйти одного учащегося.
Практическая часть:
Построение линий параллельных и перпендикулярных
Окружности
Прямоугольник
Люминесцентную лампу
Схему (лампа, линии, розетка, выключатели)
Учащиеся выполняют практическую работу (30 минут)
Ромашина Н.В.
Сегодня мы познакомились с системой КОМПАС 3D.
Специально для вашей профессии существует система КОМПАС-Электрик Express содержащая практически все графические обозначения, которые необходимы электромонтеру.
Таким образом, система КОМПАС-Электрик Express обеспечивает создание электрической принципиальной схемы в кратчайшие сроки и без ошибок. Система будет полезна и в тех случаях, когда возникает необходимость получения перечня элементов на основе созданной электросхемы. Схемы
Принципиальная кинематическая схема  — это такая схема, на которой показана последовательность передачи движения от двигателя через передаточный механизм к рабочим органам машины (например, шпинделю станка, режущему инструменту, ведущим колёсамавтомобиля и др.) и их взаимосвязь.
На кинематических схемах изображают только те элементы машиныили механизма, которые принимают участие в передаче движения (зубчатые колёса, ходовые винты, валы, шкивы, муфты и др.) без соблюдения размеров и пропорций.
Кинематическая схема
Тест «Исправь ошибки»
Переключатель одноклавишный
Розетка штепсельная
Выключатель двухклавишный
Заземление
Переменный ток
Соединения проводов
Вводной щит
Светильник с люминесцентной лампой
Провода цепи управления
Коробка ответвительная Розетка штепсельная с заземляющим контактом
Пересечение проводов без соединения
Переходим к выполнению практического задания по черчению
«Электрическая схема кабинета информатики»
Учитывая, что:
Даются размеры условных изображений
Выполняем задание.