Образовательный материал

Урок окружающего мира в 3-м классе.
Смирнова Г. М.,
учитель начальных классов,
МОУ Артемовская ООШ,
Ржевский район, Тверская область.


Тема урока: «Разнообразие растений»
По учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», УМК «Школа России»
Цель: знакомство учащихся с группами растений и их признаками.
Задачи:
расширить знания о многообразии растений;
развивать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
развивать речь учащихся;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация Power Point к уроку; гербарий растений, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.
Тип урока: получение новых знаний.
ХОД УРОКА
I Орг. момент.
II Знакомство с планом урока: Слайд №1
Ш Проверка домашнего задания. Тестирование.
- Выберите правильный ответ обведите соответствующую букву.
1) Выберите правильное определение почвы:
Я) верхний слой земли, где есть песок и глина;
Е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
О) верхний плодородный слой земли
2. К какой природе можно отнести почву?
А) к живой природе;
С) к неживой природе;
Т) неживая и живая природа в почве соединяются.
3. Из чего состоит почва?
Г) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
Л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
У) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
4. Что растения получают из почвы?
П) перегной, песок, глину
И) воздух, воду, соли;
К) остатки растений и животных.
5. Что влияет на плодородие почвы?
Ч) наличие в почве перегноя;
Ш) наличие в почве воды;
Д) наличие в почве песка и глины.)
6. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
Ж) благодаря животным, обитающим в почве;
Р) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
Н) благодаря микробам, живущим в почве.
7. Какие живые существа обитают в почве?
3) муравьи, мухи, тараканы;
О) дождевые черви, кроты;
М) бабочки, жуки, мыши.
- Подведём итог. У того, кто ответил правильно на все вопросы, должно получиться слово «отлично»
IV Повторение
- На какие царства учёные-биологи делят живую природу? Слайд №2

V Определение учащимися темы урока.
Кроссворд:



1
р
я
б
и
н
а


2
к
а
п
У
с
т
а

3
ч
е
с
н
О
к




4
т
е
р
а
в
а




5


л
ь



6
с
е
н
О




К
р
а
п
и
В
а



З
е
м
л
я
н
и
К
а


По горизонтали:
1. В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?
2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит борщ и щи, там меня и ищи.
3. Маленький, горький, луку брат.
4. Она на осень умирает и вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето. Коровам без нее беда: она их главная еда.
5. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
6. Косою острой скошено, горой высокой сложено.
7. Растет зеленый кустик, дотронешься укусит.
8. Я капелька лета на тоненькой ножке, Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и не раз наклонится,
А имя дала мне родная землица.
Ответ прочитайте в закрашенных клетках по вертикали. Какое слово получилось? (Растения.)
V I Сообщение темы урока Слайд №«3»

VII Сообщение цели урока Слайд №4
VIII Работа по теме урока.
1- Вступительное слово учителя.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга делают нашу планету удивительно красивой. Растения - зелёная одежда Земли. Слайд №5
2.Части растений.
А) - Растения - очень разнообразны. Слайд №6
- Но каждое из них - это живое тело, организм. У каждого растения есть свои органы части. Предлагаю вам исследовать некоторые растения из гербария. Рассмотрите и назовите основные части растений.
Б) Самостоятельная работа уч-ся: определение частей растений из гербария
В) Проверка с/р. Вывод. Слайд №7
3. Царство растений
- Разных видов растений на Земле огромное количество, поэтому учёные-биологи распределяют их на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Слайд №8
- По каким признакам учёные разделили растения на группы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы.
Итак, первая группа растений - это водоросли. Слайд №9
- Водоросли жители - воды. Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. 3елёная пена на воде стоячих прудов - это водоросли. Почему водоросли выделены в отдельную группу?
В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные - бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров. Некоторые водоросли люди употребляют в пищу, например, морскую капусту. Из неё делают салат.
- Следующая группа - мхи. Слайд №10
Сообщение ученика:
(демонстрирует образцы мхов из гербария)
Мхи - это низкорослые растения, стелющиеся по земле. Мхи накапливают большое количество воды, формируют после отмирания торф. Болота и леса, где произрастают мхи, служат накопителем влаги и влияют на водный режим соседних территорий. Живёт мох по-настоящему только во время дождей и ещё некоторое время после него. Всё остальное время он спит, поникнув, ожидая дождя. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью этих спор мхи размножаются.
Слайд № 11
- Рассмотрим следующую группу растений - папоротники. Слайд №12
Что означает слово папоротник? Когда-то в русском языке было слово попороть, что
означало птичье крыло. Посмотрите внимательно на папоротник, и вы поймете, почему у
этого растения такое название. И не только в русском языке, во многих языках слово
папоротник равнозначно птичьему крылу. Действительно ведь похож. В эту группу
входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в
тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья, стебля и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений - это листья.
У нас в классе есть декоративный папоротник. Давайте его рассмотрим.
Декоративный папоротник также выращивают для аквариумов. По древней легенде раз в год в ночь на 7июля; накануне праздника Ивана Купалы, в лесу можно найти цветок папоротника. Яркий, как огонь, он открывает человеку клад. А на самом деле папоротник никогда не цветет и плодов у них не бывает.
Переходим к следующей группе растений – хвойные. Сайд №13
Сообщение ученика
(демонстрирует образцы хвойных растений)
Хвойных насчитывают около 600 видов. Некоторые представители хвойных растений:
Слайд №14
(картинки открываются постепенно по ходу рассказа)
Сосна растёт на сухих местах. Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Это светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух всегда чистый, напоён чудесным ароматом, полезным для здоровья человека.
Можжевельник.
- Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник так же очищает воздух от микробов.
Кедр.
В Сибири на больших пространствах растёт и другое замечательное дерево кедр. Хвоя кедра длинная, мягкая, тёмно-зелёная, в пучке сидят не по две хвоинки, как у обыкновенной сосны, а по пять штук. Кедр дерево долговечное, растёт несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны. Кедровые леса гордость нашей страны.
Лиственница.
Это хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень сбрасывает она свои листья-хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири лиственница растёт даже на многолетней мерзлоте, так как корни её залегают неглубоко от поверхности. Древесина у неё прочная, почти не подвергается гниению. У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.
- И последняя, цветковая - самая богатая видами группа. Около 250 тысяч видов. Произрастают они везде: на севере и на юге, на суше и в воде.
У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
-Приведите примеры цветковых растений.
(ответы уч-ся) Слайд №15
- Среди них можно выделить деревья, кустарники и травы. Слайд №16

- Приведите примеры
IX Физкультминутка.
X Закрепление нового материала.
1. Практическая работа. Работа в группе. Самостоятельная работа.
- Из гербарных растений выберите по 2 образца к каждой группе, Проверка с/р.
2. Работа с учебником (с. 71-72)
Чтение статьи « Разнообразие растений» уч-ся.
- Что такое виды растений?
3. Работа в рабочей тетради С. 29 №1
С.29№2 С.29№3
XI Для любознательных. Слайды №№17, 18, 19, 20, 21, 22.
XII Итог урока
XIII Домашнее задание.
С.75 вопросы

15