Урок Строение атома. Структура ПС. Химическая связь. Строение вещества.


УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Строение атома. Структура ПС. Химическая связь. Строение вещества.
Составила: учитель химии Фёдорова Н.А.
Цель:
1. Обобщить и систематизировать изученный материал по вышеназванным темам. Вспомнить понятия «атом», «молекула», «валентные электроны», «валентность». Величины – атомная и молекулярная масса, количество вещества, массовая доля. Расчёты с использованием этих величин.
2. Развивать умение применять полученные знания на практике. Закрепить навыки составления формул и решения задач, работы с ПС, лабораторным оборудованием.
3. Формировать научное мировоззрение. Прививать любовь к предмету.
Тип урока: обобщение.
Методы: беседа, фронтальная самостоятельная работа, индивидуальная работа у доски, работа с лабораторным оборудованием.
Оборудование: ПС, презентация, мультимедийное устройство, лабораторное оборудование_ штатив с лапкой, пробирка, спиртовка, спички.
Ход урока:
I. Организационный момент
Встали. Подровнялись. Проверили готовность к уроку. Здравствуйте, садитесь. Прошу открыть ваши тетради и записать тему урока (слайд 1)
Сегодня мы обобщаем и систематизируем все те знания, которые вы получили при прохождении двух предыдущих тем (слайд 2)
Целью нашего урока будет вспомнить некоторые понятия названных тем, такие как «атом», «молекула», «валентные электроны», «валентность». Некоторые величины: атомная и молекулярная масса, количество вещества, массовая доля. А так же ещё раз закрепить решение задач с использованием этих величин.
II. Решение упражнений и задач.
А начнём повторение мы с одной из самых крохотных частичек мироздания – атома. Его строения (слайд 3)
Задание 1
«Верю – не верю»
Ребята, вам предлагаются пять утверждений о внутреннем строении атома. Вы вправе верить им или нет. Ваша задача в тетради напротив номера утверждения, с которым вы согласны, поставить значок «+», а где не согласны «-».
Утверждения:
1. Только электроны входят в состав атома.
2. Электроны – отрицательно заряженные частицы.
3. Количество нейтронов и электронов одинаковое.
4. Атомная масса равна количеству электронов.
5. Заряд ядра зависит от протонов.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом. Внимание на экран (слайд 4) На нём появились ответы. Сверьтесь и оцените работу. Количество правильных ответов совпадают с оценкой.
Ответы:
1. «-» 2. «+» 3. «-» 4. «-» 5. «+»
Объясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? (с места 1-2 ученика)
На следующем этапе мы обратимся к Периодической таблице, но для этого мы должны вспомнить её строение (слайд 5)
Задание 2
Строение периодической таблицы
Посмотрите внимательно на ПС. Она вся поделена на клетки горизонтальными и вертикальными рядами. Как они называются? Расскажите мне о них поподробнее, используя план ответа на экране (к ПС вызываются по одному 2 человека)
План ответа:
1. Определение.
2. Количество в ПС.
3. Деление на составляющие (какие? как их найти?).
4. Обозначение?
5. Физический смысл?
Вопросы к классу:
Ребята, а что располагается в тех самых клеточках, которые образовали на своём пересечении группы и периоды? (Химические элементы)
А что такое «химический элемент» (Это определённый вид атомов)
Может ли химический элемент поменять своё местоположение? (Нет)
Давайте сейчас найдём по местоположению химический элемент в таблице (слайд 6)
Задание 3
Химические элементы
Найди элемент в Периодической системе:
3 период Vгруппа А4 период II группа В4 период I группа А2 период IV группа АС места вызываются 4 человека.
А проверю ка я сейчас ваше химическое зрение (слайд 7)
Задание 4
Химическое зрение
Назовите по очереди химические элементы:
H C S P O
Cu K Zn N Cl
Al Na Li Si F
С места вызываются 3 человека.
Задание 5
Характеристика атома Mg и S
Ребята, дайте характеристику следующим химическим элементам (2 человека к доске) (слайд 8)
Mg и S
Ох и устали же мы с вами! Надо размяться. Но поскольку места побегать здесь маловато, попробуем посмеяться, а заодно и правила ТБ повторить! (К доске вызываются 2 человека) (слайд 9)
Задание 6
Юмористическая разминка «Вредные советы»
Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело.
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.
Но зато соседка ваша не пойдёт уж больше стричься
Ёрш волос на голове, ей напомнит об огне.
Ну а если что то хочешь ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз
Пара глаз – ведь это роскошь!
Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.
Ребята, пожалуйста, объясните как правильно зажигать спиртовку и устанавливать пробирку?
После разминки продолжаем работу. Давайте вспомним, как рассчитать массовую долю элемента в веществе? (слайд 10) Выполняют по вариантам в тетради.
Задание 7
Рассчитайте массовую долю (в %) серы в следующих соединениях:
I вариант: H2SO4
II вариант: H2S
III вариант: H2SO3
IV вариант: SO2
V вариант: SO3
VI вариант: K2S
Ответы:
Mr (вещества) = Ar (элемента)* n + Ar (элемента) * n + …
W (элемента) = Ar (элемента)* n/ Mr (вещества)* 100%
I вариант: 98 32,6%
II вариант: 34 94%
III вариант: 82 39%
IV вариант: 64 50%
V вариант: 80 40%
VI вариант: 110 29%
Ребята, когда мы давали характеристику элементам мы указывали количество валентных электронов. Какие электроны мы называем валентными? Связано ли это число с понятием «валентность»? (слайд 11)
Задание 8
Расставьте валентность в следующих соединениях:
CO2, H2S, N2O5, AlCl3, NH3Составьте формулы:
MgxCly, NaxOy, CxCly, BxOy, BexHyК доске вызываются 2 человека
А теперь вспомним ещё одну величину – количество вещества и решим задачу (слайд 12)
1 человек к доске
Задание 9
Задача
Вычислите, какое количество вещества составляют 140г железа Fe
Ответ: 140г железа составляют 2,5 моль
Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились и наградой вам стали ваши высокие оценки, а тем, кто получил низкие, есть над чем поработать в преддверии контрольной работы.
3. Домашнее задание:
Повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе.