Отчет по теме самообразования:«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».


Отчет по теме самообразования
«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
2013-2014уч.год
учителя начальных классов Н.И.Сергеевой.
«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
Владение информационными технологиями
ставится в современном мире
в один ряд с такими качествами,
как умение читать и писать.
В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе и высших учебных заведениях. Очевидным является тот факт, что в современной школе информационные технологии призваны сыграть ведущую роль.
Большая часть информации, предназначенной для ученика, передается посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что не благоприятно влияет на процесс обучения, так как ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы.
Нам, учителям, необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Все чаще они делаю это с помощью компьютера. Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Работая над своим самообразованием, ежедневно готовясь к урокам, систематически изучаю литературу при помощи ресурсов интернета. Являюсь участником сайта Инфоурок, Zавуч-инфо, http://www.saharina.ru/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru где делюсь опытом своей работы, а также отрабатываю с учащимися моего класса интерактивные задания по русскому языку (тесты, диктанты)


ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
ФУНКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
Использование ИКТ на уроках в школе помогает учащимся
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладеть практическими способами работы с информацией,
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках
- усиливает положительную мотивацию обучения,
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка),
- обеспечивает наглядность,
- привлекает большое количество дидактического материала,
- расширяет возможность самостоятельной деятельности,
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, использование ИКТ на уроках способствует повышению качества образования.
Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции), видеоролики, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи.
Учителем используются развивающие методы и приемы: метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий. При подготовке к урокам используются электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Применение интерактивной доски на уроках русского языка.
Основная задача уроков русского языка — открыть младшим школьникам «язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства. Причем формирование системы знаний реализуется в единстве формирования развернутой структуры учебной деятельности и собственно лингвистического развития ребенка.
Эффективность решения этой педагогической задачи зависит от выбранных учителем дидактических средств. Проиллюстрирую возможность ее решения с применением интерактивной доски на уроках русского языка в 3 классе на примере изучения темы «Слова с непроизносимыми согласными».
Знакомство с системой орфографических правил, отражающих различные принципы русского правописания, зачастую сопровождается развитием теоретико-множественных представлений. Так, при выполнении задач на классификацию лексических единиц характеристическое свойство, как правило, задается определенной орфограммой.
Например, выполняя упражнение 230, учащиеся должны распределить слова, представленные на рисунке а), по группам. В отличие от традиционного способа, выполняя это упражнение на интерактивной доске с использованием описанной выше технологии Drag & drop («бери и тащи»), ученик больше внимания может уделить комментированию, делая акцент на аргументации, почему слово попадает в ту или иную группу. В этом случае нет необходимости держать учебник в руках, выписывать слова, переключать внимание от учебника к доске. Учащийся может полностью сосредоточить внимание на смысле выполняемого упражнения.

а)
б)
Перейдя к следующему слайду, мы можем быстро (без предварительной подготовки доски!) сменить вид деятельности учащихся. В упражнении 239 учащимся предлагается к каждому прилагательному подобрать прилагательное с противоположным значением.

При выполнении этого упражнения на интерактивной доске при перемещении слов рекомендуется использовать операцию клонирования объектов.
Это несколько усложнит задачу, создав определенную альтернативу. Орфограммы можно предварительно выделить цветом. По заданию учителя орфограммы может выделить маркером и учащийся (после того, как слово будет перенесено в правый столбик!).
172593086995
Однако учащиеся могут выполнять это задание и самостоятельно в тетрадях. Тогда для организации взаимопроверки можно использовать инструмент Затемнение экрана.
Аналогичная технология выполнения задания может быть предложена при выполнении следующего упражнения. Задача упражнений подобного типа — привлечение внимания детей к лексической стороне и лексическим оттенкам слова, обогащение словарного запаса учащихся.

Задания подобного типа (включая игры со словами) должны войти в практику каждого урока, поскольку они выполняют еще и мотивирующую познавательную деятельность функцию.
Упражнения, аналогичные упражнению 240, можно выполнять, используя клонирование объектов (сочетания букв в нижней части экрана) или вписывая необходимые буквы маркером. При выполнении заданий на интерактивной доске внимание учащегося концентрируется на сути самого задания. Выполняя его, ученик сопровождает свои действия соответствующими комментариями.
149733012065
Таким образом, выполнение заданий с интерактивной доской будет способствовать более глубокому осознанию младшими школьниками необходимости понимать смысл поставленной задачи для ее успешного выполнения (а впоследствии — развитию умения самому ставить перед собой эту задачу).
Также мне и моим учащимся очень нравятся видео-уроки!
Темы уроков: «Текст. Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения.», «Словосочетания», «Слово и его лексическое значение», «Части речи», «Слово и слог. Звук и буквы», «Однокоренные слова. Корень слова и окончание», «Приставки и их значение», «Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов», «Правописание слов с безударными гласными в корне», «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне», «Слова с непроизносимыми и двойными согласными в корне», «Приставки и предлоги», «Разделительный твёрдый и мягкий знаки», «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные», «Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных», «Изменение имён существительных по падежам (склонение)», «Имя прилагательное как часть речи», «Изменение имён прилагательных по родам и числам», «Местоимение и его употребление в тексте», «Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числа».
Один из сценариев я предлагаю Вашему вниманию.
Тема: Словосочетание и предложение. Простое и сложное предложение.
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей урока.
Знайка хочет поделиться с вами ценными знаниями из русского языка.
Прочтите спрятавшееся слово ~ и узнаете тему урока.

Повторение пройденного.
Для того, чтобы двигаться дальше по Стране Знаний, ~ нам надо опираться на правила, изученные ранее. ~
Станция «Вспоминай-ка!»

На какие две группы можно разделить все члены предложения? ПАУЗА В ВИДЕО
Почему главные члены предложения так названы? ПАУЗА В ВИДЕО
Как их ещё можно назвать? ПАУЗА В ВИДЕО
На какие вопросы отвечают главные члены предложения? ПАУЗА В ВИДЕО
Что значит разобрать предложение по членам предложения? ПАУЗА В ВИДЕО
Какие бывают предложения по составу? ПАУЗА В ВИДЕО
Какое предложение называется нераспространённым?
Какое предложение называется распространённым?
Станция «Сочиняй-ка!»
Составьте рассказ по картинке, опираясь на вопросы:
К какому типу относится текст? ~ Повествование, описание или рассуждение?
ПАУЗА В ВИДЕО
Чистописание.

Отгадайте слово по первым буквам: ~ о, ~ ос, ~ осе ~3~
ПАУЗА В ВИДЕО
Подберите однокоренное слово к слову «осень». ~3~
ПАУЗА В ВИДЕО
Обратите внимание на написание двойных согласных в слове ~ осенний.
Учитель обращает внимание на правописание безударных гласных Е (осень); О (осенний) и их взаимопроверку. Осенний – проверочное слово для слова осень. И наоборот, осень – проверочное слово для слова осенний.
На другой строчке запишите распространённое предложение ~ В осеннем лесу дети собирали грибы.
Разберите его по членам предложения.
ПАУЗА В ВИДЕО

4. Актуализация знаний.
Станция «Проверяй-ка».
В этом предложении говорится о детях. ~ Кто? дети – ~ это подлежащее, ~ подчёркиваем одной чертой.
Дети что делали? ~ собирали – ~ это сказуемое, ~ подчёркиваем двумя чертами.
Дети собирали – ~ это грамматическая основа предложения.
Определяем второстепенные члены предложения. ~ Для этого ставим вопросы от главных членов предложения. ~ От подлежащего вопросы поставить невозможно, ~ потому что нет слов, которые бы относились к слову дети.
Ставим вопрос от сказуемого: ~ собирали (что?) грибы, ~ собирали (где?) в лесу. Ставим вопрос от второстепенного члена к второстепенному: в лесу (каком?) осеннем.
Вы разобрали предложения по членам предложения.
Для этого вы ~ нашли грамматическую основу предложения ~ и выделили словосочетания в предложении.
Что же такое словосочетание? ~5~
Станция «Запоминай-ка».

ПАУЗА В ВИДЕО
В словосочетании одно слово зависит от другого.
Слово, от которого ставится вопрос, ~ называется главным. ~ Обозначается крестиком вверху.
Слово, к которому ставится вопрос, ~ называется зависимым.
Например, ~ нести (что?) портфель, ~ петь (как?) громко, ~ яблоко (какое?) спелое.

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда - наоборот.
Запомни как основу.
Работа по теме урока.
Запишите словосочетания.

ПАУЗА В ВИДЕО
Словарная работа

Внимание! ~ В слове «пшеница» спряталась орфограмма.
В первом слоге надо запомнить написание буквы ~ е, обозначающей безударный гласный звук. ~ Это словарное слово.
Рассмотрим его значение. ~ Пшеница – хлебный злак, а также его зёрна, из которых получают белую муку.
Подберите однокоренные слова. ПАУЗА В ВИДЕО
Обращается внимание на чередование согласных в корне: пшениц- — пшенич-.
Запишите пословицу, вставляя пропущенные буквы. ~ Объясните её смысл. ~ ПАУЗА В ВИДЕО
Пшеница – среди хлебов царица.
ПАУЗА В ВИДЕО
Знайка хочет проверить, ~ умеете ли вы различать предложение и словосочетание.
Понаблюдайте и объясните, ~ какие группы слов являются словосочетаниями, а какие – предложениями.

ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя! ~ ~
Запишите словосочетания. ~ Стрелками и вопросами укажите связь между словами.
ПАУЗА В ВИДЕО
Обратите внимание! ~ Подлежащее и сказуемое не являются словосочетаниями, потому что оба они в предложении главные. ~ Они не зависят друг от друга
Например, ~ Растут грибы. ~ Птицы поют.
Физкультминутка «Разбросала осень листья»
Станция «Отдыхай-ка».
Пальчиковая гимнастика
Разбросала осень листья                Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев
Лист кленовый, лист с осинки,    Поочередно загибают пальцы, начиная Лист дубовый, лист рябинки,       с большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист                на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.
Закрепление материала.
Станция «Закрепляй-ка».
Обозначьте в словосочетаниях главное слово. ~ В скобках запишите вопрос к зависимому слову. ~ Например, ~ любить (что?) природу.
чтение (… ) книги
подарить ( … ) брату
сидеть ( … ) в саду
вернуться (… ) вечером
способный ( … ) к математике
ПАУЗА В ВИДЕО
Запишите словосочетания и укажите, ~ какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях: ~ смелый поступок, ~ прийти из школы.
ПАУЗА В ВИДЕО
Запомните!
Если главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, ~ то словосочетание называется именным.
Например, ~ решение задачи, ~ стройная ель.
Если главное слово выражено глаголом, ~ то словосочетание называется глагольным.
Например, ~ гулять в парке, ~ шелестит тихо.
Распределите словосочетания в два столбика. ~ В первый столбик запишите именныесловосочетания, ~ во второй – глагольные. ~ Объясните свой выбор.
Слушать учителя, ~ выполнить аккуратно, ~ домашнее задание, ~ отвечать у доски, ~ о письменной работе, ~ восхищаться ответом, ~ правильная речь.
ПАУЗА В ВИДЕО
Именные словосочетания: ~ домашнее задание, ~ о письменной работе, ~ правильная речь. ~ Глагольные словосочетания: ~ слушать учителя, ~ выполнить аккуратно, ~ восхищаться ответом. Правильно употребляйте словосочетания в своей речи!
Запомните!
Надеть (что? на кого?)
одеть (кого? во что?)
благодарить (кого?)
смеяться (над чем?)
пить (из чего?)
Замените вопросы подходящими по смыслу словами и составьте словосочетания.
ПАУЗА В ВИДЕО
Проблемная ситуация.
Знайка решил составить предложение об осени, ~ но у него возник вопрос: ~ какой глагол употребить?
Осень (надела ~ или одела) на деревья красивый наряд.
Решите орфографические задачи и запишите предложение. ~ Разберите предложение по членам предложения.
Учитель обращает внимание детей на то, что глагол надела употреблен в переносном значении, т.е. действие неодушевленного предмета названо так же как одушевленного.
ПАУЗА В ВИДЕО
Правильный вариант – Осень надела на деревья красивый наряд.
Если взять глагол одела, ~ предложение изменится:
Осень одела деревья ~ в ~ красивый наряд.
Составьте словосочетания из данных слов. ~ Употребляйте предлоги ~ на, ~ из, ~ со, ~ с, ~ от.
Образец: ~ Вышел (откуда?) из комнаты.
Запишите три словосочетания на выбор.
вытащил (вода)
слетел (дуб)
задрожал (холод)
работает (завод)
пришёл (магазин)
прибежал (стадион)
поселились (улица)
ПАУЗА В ВИДЕО
Послушайте стихотворение.
Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде! ~
Обратите внимание!
В русском языке встречаются словосочетания, которые надо понимать не в прямом, ~ а в переносном значении.
Например, ~ повесить нос, ~ что означает – расстроиться; ~
сесть в калошу – ~ это попасть в неудобное положение ~
бить баклуши – ~ бездельничать; ~
витать в облаках – ~ мечтать;
прикусить язык, ~ значит замолчать.
Их называют крылатыми словами. ~ Научное название – фразеологические обороты или ~ фразеологизмы. ~ Они устойчиво закрепились в нашей речи.~ Фразеологизмы украшают речь, делают её образной, выразительной. ~Придумайте с этими выражениями предложения.
Какие фразеологизмы знаете вы?
ПАУЗА В ВИДЕО
Игра «Собирай-ка».
Необходимо из данных словосочетаний составить предложения.
Цвет фигур послужит вам подсказкой.
Запишите предложения. ~ Подчеркните главные члены в предложениях.
- Можно ли эту запись назвать текстом? Дайте тексту заголовок.
ПАУЗА В ВИДЕО
Словосочетания – ~ это «строительный» материал простого распространённого предложения.
Записанные предложения это доказывают. ~ Над городом низко повисла тёмная туча. По крышам домов забарабанил частый дождь. Городские улицы сразу опустели.
Понаблюдайте за предложениями.
Дождь стучал по стеклу. ~ Котёнок проснулся.
Это ~ два простых предложения. ~ В каждом предложении есть главные члены – грамматическая основа: ~ Дождь стучал, ~ котёнок проснулся.
Два простых предложения можно объединить в одно предложение.
Например, ~ Дождь стучал по стеклу, и котёнок проснулся.
Это сложное предложение. ~ В нём две грамматические основы.
Любое сложное предложение можно разделить на простые.
Чтобы отличить простое предложение от сложного,
надо ~ определить, сколько основ в предложении.
Если одна грамматическая основа, ~ значит, - ~ предложение простое. ~ Если две и более грамматические основы – ~ предложение сложное.
Запомните!
Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая! ~
Например, ~ На востоке медленно разгорается заря, ~ дует тёплый ветерок. ~Простые предложения соединяются в сложное при помощи союзов, ~ и, ~ а, ~ но.
Опустело поле, ~ и ветер гулял на просторе. ~ Труд кормит, ~ а лень портит. ~Ночью была оттепель, ~ но к утру ударил мороз.
Самостоятельная работа.
Станция «Составляй-ка».
Из двух простых предложений составьте одно сложное, используя союзы: ~и, ~а, ~но.
Запишите одно сложное предложение на выбор. ~ Не забывайте ставить запятую.
Подчеркните грамматические основы.
1) Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.
2) Солнце светит ещё ярко. Звери уже готовятся к зиме.
3) Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.
ПАУЗА В ВИДЕО
Станция «Исправляй-ка».
Исправьте ошибки Незнайки.
Например, ~ Мальчик стеклом разбил мяч. ~Правильно говорить: ~ Мальчик мячом разбил стекло.
После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
На тоненьких листьях показались ветки.
Дети набрали костёр для хвороста.
ПАУЗА В ВИДЕО
ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
Станция «Повторяй-ка»
Словосочетание – это…
ПАУЗА В ВИДЕО
Сложное предложение – это…
ПАУЗА В ВИДЕО
Главное слово в словосочетании – это…
ПАУЗА В ВИДЕО
Зависимое слово - это..ПАУЗА В ВИДЕО
Не являются словосочетанием ….
ПАУЗА В ВИДЕО
Спасибо за работу!
Дальнейших вам успехов!
Интерактивная доска на уроках литературного чтения
Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное».
Полноценное восприятие художественного произведения младшими школьниками напрямую зависит от методических приемов, применяемых педагогом. В частности, учащиеся должны овладеть различными видами анализа текста, направленными на анализ языка, образов героев, развития действия, сюжета, композиции, проблемы, поставленной в произведении.
И здесь, как ни на каком другом предмете, важны живое слово педагога, его талант, его глубокие эмоциональные переживания. Но, несмотря на это, интерактивная доска и на уроках чтения может стать серьезным помощником педагога и другом учащихся.
Упражнение 3.1.
Идея упражнения. С помощью подобного вида упражнений учащиеся обучаются анализу развития действий, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор содержания идет от поступка героя к его характеру, от конкретного события к смыслу текста, его ключевой идее.
Технология подготовки упражнения. На слайде размещаются иллюстрации к различным эпизодам (событиям) литературного произведения и фрагменты произведения. Необходимо установить соответствие между рисунком и текстом.
Так, на рис. 3.1 изображены фрагменты сказки «Конек-горбунок» П. Ершова, которая в электронной библиотеке Максима Мошкова размещена с прекрасными иллюстрациями
Методика выполнения упражнения. С помощью технологии Drag & drop («бери и тащи») учащиеся устанавливают последовательность развития событий в сюжете сказки. Они должны прокомментировать ситуацию, изображенную на иллюстрации и описанную в произведении, определить мотивы поведения персонажей, высказать свое отношение как к событию, так и к его участникам и т.п.

Рис. 3.1, а
Рис. 3.1, б
Упражнение 3.2.
Для учащихся начальных классов характерно прежде всего то, что «при недостатке впечатлений образ художественной действительности будет оставаться бедным». Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения и сопровождая его визуальным рядом.
Идея упражнения. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научиться наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Технология подготовки упражнения. Иллюстрации к стихотворениям подбираются так, чтобы в них присутствовали характерные для стихотворения детали. Например, в стихотворении С.Есенина это:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Рис. 3.2, а
Рис. 3.2, б
В свою очередь, в стихотворении С. Маршака ключевыми будут слова:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз...

Рис. 3.2, в
Рис. 3.2, г
Идея оформления упражнения зависит от творческого начала педагога. Так, для установления соответствия между поэтическими строками и изображениями природы можно в качестве иллюстративного ряда предложить учащимся полотна известных и современных художников. При этом учитель должен, несомненно, обратить внимание на те выразительные средства, которые используют поэты и художники. Методика выполнения упражнения. Проводя стилистический (языковой) анализ, учащиеся выявляют значимость использования автором языковых средств в произведении и целесообразность подбора слов–образов; определяют, как проявляется авторское отношение к изображаемому.
Иллюстративный ряд в данном случае служит основой для верного восприятия и оценки изобразительно-выразительных средств языка. У школьников формируется представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения к описываемому. Ведь нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором художественного образа и пытаться обосновать этот выбор.
Анализ языка, сюжета, композиции и художественных образов способствуют постижению детьми идеи стихотворения, созданного поэтом; обогащает не только словарный запас и, но и внутренний мир ребенка; формирует не только яркую и выразительную речь школьника, но и воспитывает в нем бережное отношение к природе, развивает художественное восприятие окружающего мира.
Экологическое воспитание младших школьников
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, поскольку экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с младших классов.
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды и роли человека как биосоциального существа, тесно связанного со средой обитания. При этом одним из важных результатов экологического воспитания младших школьников должно быть осознание учащимися того факта, что благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности человека необходимо создавать, сохранять и умножать. И это должно быть осознано каждым школьником.
Печально, но нашу цивилизацию называют уже «цивилизацией отходов» или «эрой одноразовых вещей». Горы мусора - характерная черта всех промышленных стран мира. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. В США, например, на душу населения приходится 600 килограмм мусора в год. Среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. Если весь мусор, выброшенный за год жителями Москвы, распределить ровным слоем по городу, толщина этого слоя была бы около 10 см.
Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами его разложения, его надо как-то утилизировать, или, проще говоря, куда-то девать. Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации.
Но прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железо, битое стекло – должно находиться отдельно. Очевидно, рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно – автоматов таких нет, а люди работают очень медленно, да и вредно это для их здоровья. Поэтому сортировать мусор надо в тот момент, когда его выбрасывают. Значит, каждый человек должен завести отдельные вёдра для пищевых отходов, бумаги, пластмассы и т. д. И в некоторых зарубежных странах на улицах уже появились отдельные контейнеры для разных типов мусора.
Упражнение 4.1.
Идея упражнения: в игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения проблемы бытового мусора.
Герои Э.Успенского пес Шарик и кот Матроскин очень хотят сделать приятное жителям села Простоквашино и избавиться от мусора. Учащимся предстоит вместе с любимыми героями разделить упаковочную тару (банки, коробки, флаконы, бутылки), которая останется после использования соответствующих товаров, по нескольким контейнерам.
Методика выполнения упражнения. Учитель обращает внимание учащихся на нижнюю зону экрана, где расположены различные товары повседневного спроса, включая продукты, и предлагает учащимся определить тип материалов, из которых сделана упаковка (тара).

Рис. 4.1, а
По мере поступления правильных ответов учащихся на контейнерах появляется маркировка (см. технологию подготовки задания).
Используя технологию Drag & drop («бери и тащи»), учащиеся размещают товары в соответствующих зонах. Называя товары и тип упаковки, они комментируют назначение товара и его практическую ценность в жизнедеятельности человека.

Рис. 4.1, б
Учитель, обращаясь к личному опыту учащихся, предлагает дополнить ряд товаров с соответствующим типом упаковки.
Кроме того, развивая прогностические умения школьников, учитель может предложить учащимся предложить способы переработки и использования отходов.
Технология подготовки задания. При подготовке задания выделяются три рабочие зоны.
Верхнее поле – содержит контейнеры с надписью. Названия контейнеров предварительно могут быть закрыты например, белыми овалами, которые удаляются по мере того, как учащиеся называют тип материала .Названия контейнеров могут вписываться педагогом маркером.
В нижней зоне расположены изображения товаров, упаковка которых классифицируется учащимися. Для поиска изображений учитель использует любую поисковую систему Интернет. Запрос предпочтительнее формулировать по названиям товаров.
Средняя часть слайда остается свободной для размещения объектов в ходе выполнения упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.
ВЫВОД
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение качества знаний. Является средством активизации познавательной деятельности обучающихся. Использовав в своей работе ИКТ, пришла к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое, учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.