Статья Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте при изучении русской графики как средство повышения интереса к предмету.


Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте при изучении русской графики как средство повышения интереса к предмету.

Огромный путь проходит за школьные годы ребёнок в своём развитии. Усвоение даже элементарных понятий требует от него известной степени развития логического мышления. Те умственные приобретения, которые он получает в первые годы школьных занятий, могут оказаться бесценными, если мы сумеем открыть малышу полную меру его возможностей.
Увеличение в последнее время умственной нагрузки на уроках обучения грамоте заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Необходимо помнить, что основным видом деятельности у дошкольников является сюжетно – ролевая игра. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Каждый урок должен вызывать у ученика интерес, желание размышлять и познавать что – то новое. Это особенно важно в начальной школе, когда начинают формироваться интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период жизни нужно стремиться раскрыть притягательные стороны родного языка. На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. А игра позволяет включить в учебный процесс детей с разным способом восприятия информации.
Дети, которые воспринимают информацию через зрение (визуалы), имеют возможность рассмотреть раздаточный материал, ребусы, кроссворды и не упустить никаких деталей, даже незначительных. В результате, лучше запомнить последовательность действий необходимых при выполнении условий игры.
Дети, которые живут звуками (аудиалы), любят работать по алгоритму. Игра помогает выстроить этот алгоритм, и учит рассуждать, предполагать, размышлять, следовательно, доходить до истины своим интересным путем.
Детям, воспринимающим информацию через эмоции, через ощущения движения тела (кинестетики), игра позволяет заинтересоваться процессом, поскольку игра – это тот язык, который заставляет такого ребенка работать, пропускать любую информацию через свое тело, трогать, повторять, изображать, а следовательно, изучать и запоминать.
Педагогическая практика показывает, что до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка или при проведении вечеров и праздников, а возможности игры и занимательных моментов в учебном процессе недооценивались. Проведение однотипных, шаблонных уроков способствует снижению интереса к обучению, процесс учёбы становится скучным, что недопустимо, особенно в начальной школе. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Сказывается небольшое количество методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка времени учителя для создания режиссуры игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Наверное, поэтому учителя не так часто допускают занимательные моменты и дидактические игры на уроках.
К этой проблеме обращались многие психологи и педагоги. Все они согласны с тем, что использование нестандартных форм не даёт возможности учащимся овладеть языком очень быстро и легко, а лишь способствует этому.
Мы считаем, что необходима система использования игровых технологий на уроках обучения грамоте при изучении русской графики как средства повышения интереса к предмету. В настоящее время в научно–педагогической и методической литературе для учителей начальных классов представлено большое количество разнообразных и достаточно развёрнутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной практике. Эти игры призваны сделать работу над механизмом чтения и письма плавной, без рывков. Уроки овладения грамотой не должны вызывать у детей скуки, однообразия.
Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. Однако, говоря об игре в учебной деятельности младших школьников, мы должны учитывать её косвенное влияние на развитие психики и предполагать область оптимального функционирования игры как дидактического средства.
Данные, полученные нами в ходе педагогического эксперимента, показали, что в современных условиях на уроках обучения грамоте при изучении русской графики дидактические игры имеют первостепенное значение.
В результате проведённого нами констатирующего эксперимента выявлено, что уровень развития интереса у учащихся находится в зависимости от умений, полученных до поступления в школу. Исходный уровень сформированности интереса к урокам обучения грамоте, русского языка определим как средний. Что касается обучения, отметим, что результаты указывают на готовность первоклассников к обучению языку, но традиционная методика преподавания грамоты ориентирована, прежде всего, на овладение знаниями и недостаточно на поддержание и дальнейшее развитие интереса к языку, и овладение способами добывания этих знаний. Это говорит о необходимости включения в обучение других методов, а именно дидактических игр, которые вызывают интерес у школьников к учебному предмету, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения и, следовательно, повышению качества знаний.
Формирующий эксперимент осуществлялся в виде обучения целого класса с использованием индивидуального и дифференцированного подхода и проводился в два этапа, с той целью, чтобы после первого этапа проследить динамику развития рассматриваемого нами вопроса и убедиться в целесообразности проведения второго этапа экспериментального обучения в случае получения положительных результатов. Мы поставили перед собой задачу - разработать и провести серию уроков, отличающихся наличием постепенно усложняющихся нестандартных форм обучения.
Все предложенные игры были разными по форме, но сходными по содержанию. Это обусловлено тем, что на начальном этапе игра должна способствовать созданию у учеников эмоционального настроя, вызывать положительное отношение к выполняемой деятельности, давая возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Особое место в эксперименте отводилось нетрадиционным типам уроков повторительно–обобщительного характера: урок – поход, урок –сказка, урок – путешествие, урок – игра и т. д.
Работа в данном направлении позволила существенно повысить интерес к урокам обучения грамоте и качество знаний. Положительные результаты I этапа формирующего эксперимента указывают на необходимость проведения дальнейшей работы по применению нестандартных форм обучения. Об этом свидетельствуют не только результаты проверочных работ, но и настрой первоклассников и их родителей. Родители принимают активное участие в изготовлении наглядных пособий, раздаточного материала и отмечают у детей возросший интерес к ребусам и кроссвордам, первоклассники сами приносят подобные задания.
Всё это лишний раз доказывает необходимость разработки системы игровых упражнений и дидактических игр, которые способствуют появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.
На втором этапе формирующего эксперимента мы ставили задачу: продолжить работу по формированию интереса к урокам обучения грамоте через нестандартные формы проведения уроков.
В ходе второго этапа формирующего эксперимента учащимся предлагались игры с менее яркой наглядностью и меньшим её количеством. Использовались задания, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие словаря, внимания, памяти, а также упражнения по предупреждению ошибок чтения и письма.
В этой части эксперимента, как и в первой, материал расположен по возрастающей трудности, но в отличие от первого этапа во втором подобраны игры уже одинаковые по форме, но разные по содержанию. Это как раз и даёт возможность сократить наличие различной наглядности, упростить и сократить по времени этапы объяснения условий игры и подведения итогов, даёт возможность постепенного перехода от собственно игровой деятельности к учебной.
При подборе игр по-прежнему учитывается программный материал, но в играх используются все буквы, так как к началу второго этапа эксперимента учащиеся всего класса умеют читать.
Система нестандартных форм проведения уроков обучения грамоте, русского языка в процессе эксперимента позволила существенно повысить интерес к русскому языку и качество знаний первоклассников. К концу года успеваемость в классе составила 100%, а качество знаний – 84%. 52% детей выполнили контрольный диктант без ошибок, 32% учеников допустили не более двух ошибок. Заметно выросло желание детей провести для класса игру, придумать свой ребус, кроссворд. Это является для первоклассника престижным, здесь удовлетворяется их стремление к самостоятельности и самовыражению Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии.
Улучшению результатов способствовало внедрение в процесс обучения игровых методик. Отбор игрового материала осуществлялся на основе существенных признаков рассматриваемого понятия. Занятия строились таким образом, чтобы разные аспекты знаний получали логически последовательное развитие.
Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлечённость, активность, самостоятельность при применении игровых методик в процессе обучения формируются гораздо быстрее.