Статья Индивидуальный подход к формированию личности воспитанника детского дома как формирование успешной социализации (из опыта работы)


Тема публикации: Индивидуальный подход к формированию личности воспитанника детского дома как формирование успешной социализации (из опыта работы)
Каждый ребёнок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель (Аристотель)
А научиться играть на нём так, чтоб в ответ зазвучала душа ребёнка – это целое мастерство.
Одна из главных особенностей педагогической системы учреждений для детей - сирот заключается в том, что у воспитанников не удается в достаточной степени сформировать чувство индивидуальности.
Осознание себя как отдельной полноценной личности часто подменяется безличным “мы”, собственная мировоззренческая позиция, ценностные и нравственные идеалы формируются неадекватно.
Но всё это можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики.
Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных подходов, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома. Тем более, что согласно требованиям «Постановления правительства РФ №481 от 24 мая 2014года», индивидуализация процесса воспитания на современном этапе - это уже не добрая воля педагога, а его обязанность.
Мы меняем подходы, саму философию процесса воспитания. Ведь в современных условиях верная и продуктивная педагогическая позиция по отношению к воспитаннику возможна лишь при искреннем и безусловном признании, что ребёнок учит, воспитывает, развивает себя сам. Когда ребенок имеет возможность выбирать, пробовать, реализовать свои возможности, развить склонности, сформировать свое «Я», ведь САМОСТЬ – обязательное условие формирования личности ребёнка и условие успешной социализации.
Система нашей работы строится с учётом следующих основополагающих принципов: индивидуализации и открытости.
Под индивидуализацией мы понимаем деятельность взрослого (педагога) и самого ребёнка по поддержке и развитию единичного, особого своеобразного, того, что заложено от природы или что ребенок приобрёл в индивидуальном опыте. Формирование индивидуальности предполагает, что воспитатель признает право ребёнка «быть самим собой».
В нашем случае это достигается за счёт индивидуального подхода к каждому воспитаннику, за счет организации в семье (так в детском доме называют группы) неоднородной воспитательно - образовательной среды.
Ещё один принцип – это принцип ОТКРЫТОСТИ. Мы стремимся сделать детский дом учреждением открытого типа посредством расширения многочисленных контактов с социумом, с социальными партнерами. Поэтому организация жизнедеятельности ребёнка – сироты задаётся не жёстко регламентированным режимом проживания, а характеризуется стремлением предоставить ему как можно больше возможностей для полноценной самореализации через взаимодействие с родителями, родственниками, сверстниками и социально ориентированными взрослыми.
Приоритетные направления этой работы детского дома отражены в «Комплексной программе социализации воспитанников», которую мы реализуем.
Практика показывает, что в условиях Детского дома способности ребёнка могут длительное время оставаться в скрытом состоянии, и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, «взращивания». Позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Моя задача как воспитателя стимулировать стремление моих подопечных к развитию, создать условия для их самодвижения. Я стремлюсь к созданию такого воспитательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.
Моя цель - перестройка самоощущения воспитанника, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, создание каждому ситуации успешности и принятия окружающими. Всё это рассматриваю как необходимые условия влияния воспитания на позитивную социализацию.
В семье, где я работаю, проживают дети в возрасте от 8 до 16 лет. Разновозрастная группа сформирована по принципу психологической совместимости и родственных отношений, ведь прежде чем определить ребенка в семью, проводится большая предварительная работа, собирается и изучается информация о нем, о возможных проблемах и трудностях, анализируется возможная совместимость и несовместимость характеров, в том числе и воспитателей, возможное взаимовлияние детей в соответствии с возрастом, привычками. При поступлении ребенка работа с ним проводится в рамках «Программы работы с вновь прибывшим воспитанником в период его адаптации к условиям Детского дома». За 10-15 первых дней работы с ребенком воспитатели, социальный педагог, администрация, специалисты наблюдают за воспитанником, делают первые выводы, готовят рекомендации по работе с ним. На совещании при директоре проводится обсуждение информации, принимаются решения, составляются индивидуальные планы работы, план по защите прав ребенка, даются рекомендации по возможным формам семейного устройства. Через полгода подводятся первые итоги и планируется дальнейшая работа по индивидуальному сопровождению ребенка.
Группы - семьи детского дома у нас организованы по квартирному типу, сформированы по принципу сохранения родственных связей, группы разновозрастные и разнополые.
Особенность нашей семьи – представители сиротских династий. В период с 2007 по 2013 г. у нас воспитывалось 6 детей, родители которых - воспитанники школы – интерната, которые, к сожалению, не имели опыта жизни в условиях учреждения семейного типа и к воспитанию которых индивидуальный подход не применялся.
1.Сегодня основу организации воспитательного образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому воспитаннику. Мы уверены, что только знание индивидуальности каждого, обеспечивает построение личностно – ориентированной системы воспитания, основа которой – результаты исследования личности ребёнка психологом, логопедом, социальным педагогом, которые анализируют, изучают воспитатели, выстраивающие работу с ребенком, направляющие и фокусирующие усилия всех педагогов - специалистов. Поэтому индивидуально всё – в первую очередь –режим воспитанника с учётом возраста. Такой режим есть у каждого ребёнка в нашей семье. Мы составляем его совместно с каждым ребёнком не только с учетом санитарно – гигиенических норм и правил, но на основе его свободного выбора деятельности, на основе результатов изучения интересов, потребностей, возможностей детей, их психофизических особенностей. В таком режиме определено время для всех основных видов деятельности воспитанника, воспитательных дел, коррекционных занятий, самоподготовки, трудовых и досуговых дел, предусмотрено достаточное свободное и индивидуальное время для чтения, индивидуальных игр, творческой деятельности, совместного проведения времени с друзьями. Дефицит общения со взрослым восполняется благодаря предусматриваемому в режиме времени индивидуальной работы педагога с ребенком.
Таким образом, индивидуальный режим дня становится личностно – значимым для каждого воспитанника, позволяет ему ощутить себя субъектом, сделать выбор, проявить себя. Он является условием и средством развития личности, способствует решению главных задач воспитания, формированию «самости», коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развитию важных положительных черт личности.
2.Мои воспитанники обучаются в 5 учебных заведениях города. Благодаря этому достигается индивидуальность восприятия детей на уровне социума. Конечно, мы, воспитатели, еженедельно посещаем школы, осуществляем контроль успеваемости, посещаемости, проводим беседы с учителями, классными руководителями, выясняя проблемы каждого воспитанника, их удачи и неудачи, отслеживая динамику ребенка, индивидуально подбирая формы и методы воспитания и обучения. Но это далеко не всё. Мы осознаем, что учебная мотивация формируется в семье, поэтому всячески поддерживаем и развиваем ее: контролируем самоподготовку, которая проходит индивидуально для каждого ребёнка, учитывая возраст, сменность школ и внеурочную деятельность.
Оказываем индивидуальную помощь при выполнении трудных заданий. В случае, если ребенок испытывает трудности или материал сильно запущен, организуем дополнительные индивидуальные занятия. В роли репетиторов выступают воспитатели, учителя-предметники по образованию. Также индивидуально организует работу с нашими детьми учитель-логопед детского дома.
Для повышения мотивации учебной деятельности в учреждении проводится конкурс «В погоне за хорошей оценкой». По результатам участия в котором, ребятам вручаются именные стипендии. В конкурсе активно принимают участие дети, имеющие диагноз ЗПР. Положительный результат становится для них мощным стимулом для дальнейшего развития, для работы над собой.
С целью повышения учебной мотивации и возврата к учёбе, практикуем направление воспитанников на индивидуальное обучение по медицинским и социальным показателям. Контролируя успеваемость, мы раз в две недели знакомим каждого воспитанника с его оценками, совместно планируем дальнейшую работу. По результатам учебной деятельности в конце каждой четверти мы проводим собрание семьи, где подводим итоги, совместно ставим задачи для каждого на каждую новую четверть.
В ответ на заботу и внимание учителей каждый ребёнок может пригласить своих любимых учителей, классных руководителей на мероприятия в детский дом, принять участие в оформлении праздничных газет, написать своим учителям слова признательности и добрые пожелания. Совместные команды наших детей и учителей, участвующих в веселых праздничных конкурсах, в экспромт - флешмобах, чаепитие в семье ещё больше сближают наших воспитанников с их учителями.
3. Приоритетным направлением воспитательной работы является развитие индивидуальных творческих способностей. Ориентация на индивидуальные возможности, способности, пристрастия воспитанников при выборе ими кружков, секций обеспечивает возможность каждому воспитаннику максимально развить свои возможности и овладеть необходимыми знаниями и умениями. Это помогает воспитаннику определить своё место в мире профессий, а воспитателю предоставляет возможность создать ребенку ситуацию успеха, включить в ту деятельность, где ребенок сможет проявить себя, почувствовать свою значимость, поверить в себя, самоутвердиться в глазах окружения, испытать радость от собственной самости.
Все мои воспитанники посещают кружки и спортивные секции по интересам и способностям на базе Детского дома, в городе, по составленному расписанию, в свободное от уроков время, при условии выполнения домашнего задания – это знает каждый, это наши правила, которые обсуждались и принимались всеми. Мы, педагоги, тесно взаимодействуем с руководителями кружков и секций, формируя у детей уважительное отношение к педагогам, к увлечениям друг друга.
Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в детском доме, школьных, городских, республиканских, Российских и Международных конкурсах и соревнованиях. Занимают призовые места. Как воспитатель – не остаюсь в стороне. Стараюсь посещать все городские соревнования, мероприятия, где участвуют дети.
4.У каждого ребёнка в нашей семье есть портфолио, где отражаются его успехи. Каждому воспитаннику семьи собираем фотоматериалы о его детских годах на электронный носитель (раньше это были фотоальбомы). Насколько это важно для ребят, можно судить и по тому, что, приходя на вечера встречи, они у удовольствием разбирают и уносят свои старые фото.
Нация в любые времена сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о детском доме, когда в его стенах будут жить добрые семейные традиции. Поэтому в своей воспитательной работе опираемся на формирование у воспитанников понятия «традиция» и приобщаем к традициям семейного досуга, как одной из форм воспитания.
Ко дню рождения каждого воспитанника готовится праздничный стол, развлечения. Дети сами стряпают сладкие блюда, накрывают стол. Готовят поздравления имениннику. В гости приходят шефы с подарками. И если раньше дни рождения отмечались по временам года, то теперь каждый воспитанник знает, что его будут поздравлять в день его рождения. Мы семьей для каждого воспитанника готовим музыкальное поздравление, учитывая интересы каждого ребёнка.
5.Ежегодно из семьи выходят дети – выпускники. Профориентационную работу мы тоже проводим индивидуально. Основной целью этой работы является формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. В детском доме все выпускники индивидуально сдают экзамены по вопросам права, быта, по вопросам этикета, по кулинарии, когда каждый готовит обед по своему желанию.
При выпуске в конце учебного года на празднике «Замыкая круг» каждому выпускнику вручается «Выпускной чемоданчик». В чемоданчике – предметы быта на первое время, а необходимость их наличия определяется в беседе с самими выпускниками.
6.Считаю, что индивидуальная работа с каждым воспитанником приносит свои плоды. Это можно сказать на примере воспитанницы– выпускницы. Воспитанница с 5 класса стояла на учёте в ОДН за общественно опасное деяние. Проблемы: нежелание учиться, бродяжничество, курение и употребление алкоголя. За девочкой был закреплён общественный воспитатель: зам начальника УО Администрации города, которая, кстати, воспитывалась тоже в школе-интернате. Считаю, что «индивидуально – профилактическая работа» дала свои результаты: воспитанница окончила агростроительный техникум с удовлетворительными оценками только по школьным предметам. За активное участие в жизни техникума имеет грамоты. Имеет семью, занимается воспитанием сына. Не курит. Не замечена в употреблении алкоголя. Получила водительские права. Трудоустроилась. Поступила в высшее учебное заведение республики.
7. Говоря об индивидуальном подходе, нельзя не сказать о работе с родителями и родственниками воспитанников. Мы считаем, что важно предусмотреть индивидуальную работу в этом направлении как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками. Мы не берем на себя функции воссоздания семьи, но мы пытаемся привлечь внимание родителей к ребенку, изменить взгляд родителей, родственников на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. Для поддержания связи с родителями, родственниками мы сообщаем информацию об успехах ребёнка, о его событиях, показываем фотографии, отзывы из школы и тому подобное. Привлекаем социально адаптированных, значимых для детей родственников к процессу взаимодействия, а в некоторых случаях – и к процессу сдерживания. Вместе с детьми мы приглашаем родственников на мероприятия Детского дома, в которых участвуют дети. И понимаем, что успех возможен, если все педагоги детского дома понимают значение и верят в положительный результат данной работы. Все дети нашей семьи поддерживают отношения с родственниками.
8.Так же индивидуально мы подходим к поиску новых семей для наших детей, стремясь соблюдать принцип: семья для ребёнка и ребёнок для семьи, потому долго и внимательно работаем с потенциальными родителями и с самим ребёнком, передаваемым в семью. Так за три года на семейные формы устройства были переданы 6 человек, 1 воспитанник возвращен в кровную семью. Я уверена, что все осознают сложность и необходимость такой работы.
И, думаю, что самая большая награда, когда по истечении многих лет наши выпускники скажут нам слова благодарности.
Это дает силы и рождает понимание, что всё, что ты делаешь сейчас, не напрасно.