«Значение практических работ на уроках СБО для более успешной адаптации в социуме учащихся с ограниченными возможностями»


ГБОУ СКОШИ 7 VIII вида
Доклад к методическому объединению на тему
«Значение практических работ на уроках СБО для более успешной адаптации в социуме учащихся с ограниченными возможностями»
Учитель-дефектолог Дмитриева С. Н.
2011 -2012 уч.год
1
Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в развитии. Программа по СБО имеет чёткую коррекционную и социальную направленность. Из пояснительной записки программы: «Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся».
Итак, главная цель уроков СБО - подготовить учащихся к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п.
Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы СБО требует выполнения практических работ учащимися.
Личная гигиенаВыполнение утреннего и вечернего туалета (чистка зубов, ушей, мытье лица, шеи, рук, ног, расчесывание волос).
Стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Выбор сезонной одежды.
Упражнения для глаз, пользование безопасными пипетками.
Подбор шампуня и мыла для мытья кожи и волос с учетом типа кожи и волос. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.
Одежда и обувь
Сушка и чистка верхней одежды и обуви.
Пришивание пуговиц, кнопок, зашивание швов, штопка, наложение заплат. Стирка и утюжка изделий из тканей вручную и с помощью стиральной машины, выведение пятен.
Определение собственных размеров.
ПитаниеНарезка хлеба и овощей.
Приготовление бутербродов, салата, заварка чая.
Приготовление каши, омлета, картошки, первых и вторых блюд. Составление меню на день, неделю.
Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов.
Сервировка стола.
Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.
Мытье посуды с применением химических средств.
Использование кухонных электроприборов.
СемьяСоставление родословного дерева.
Запись сведений о себе и о членах семьи.
Упражнение в купании, пеленании, одевании куклы.
Упражнения в планировании бюджета семьи.
Распределение обязанностей в семье.
Культура поведения
Применение навыков культурного поведения в сюжетно-ролевых играх.
Жилище
Заполнение почтовых адресов, посылок, ценных бандеролей и т.д. Организация рабочего места школьника.
Уборка помещения, мытье зеркал, чистка мягкой мебели, ковров, утепление окон.
Мытье полов, кафельных стен, чистка раковин.
Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
ТранспортСоставление маршрута от дома до школы-интерната.
Применение навыков ПДД в настольных играх.
Ориентировка и составление маршрута в метро.
ТорговляОпределение сроков годности продуктов.
Приобретение продукта, проверка чека и сдачи (игра).
Средства связиСоставление текстов писем, телеграмм.
Определение стоимости телеграммы простой, на художественном бланке и срочной.
Заполнение бланков на отправку бандеролей и посылок.
Расчет стоимости разговора за одну минуту, 3, 5, 10 минут.
Знакомство с кодом и тарифом.
1
Медицинская помощь
Наложение повязки на руку, ногу, голову.
Измерение температуры.
Чтение и запись инструкций, показаний и применение лекарств.
Заваривание травяных лекарственных настоев.
Учреждения, организации, предприятияОпределение адресов, телефонов и местонахождения всех изучаемых объектов по телефонному справочнику и карте города.
Экономика домашнего хозяйстваПодсчет бюджета семьи.
Составление доверенностей на получение зарплат, пенсий и т.д.
Снятие показаний счетчика.
Заполнение квитанций всех видов.
Ориентировка в окнах обслуживания сберегательного банка.
Профориентация и трудоустройствоЗаполнение анкет.
Написание расписок и заявлений.
Написание автобиографии.
Итак, почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть умениями: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Ориентировка в задании дает четкое представление о будущей работе и условиях ее выполнения.
Планирование работы помогает учащимся выполнять операции в определенной последовательности. Самоконтроль поддерживает связь между выполняемыми действиями и тем образом объекта деятельности, который был представлен на этапе ознакомления. Постоянно осуществляя самоконтроль в процессе выполнения задания, ученик сравнивает свою работу с тем, что должно получиться, а по завершении сопоставляет свой результат работы с образцом.
Формирование вышеперечисленных умений вызывает ряд сложностей, которые объясняются своеобразием психической деятельности умственно отсталых школьников. Каждая практическая работа начинается с ориентировки в задании, в первую очередь, требуя ознакомления с объектом работы. На занятиях СБО ориентировочный этап сложен тем, что объекты предстоящей работы весьма различны по своим характеристикам и степени завершенности. В одних случаях ученикам демонстрируется образец уже
выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. В других случаях учащимся предлагается рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы. Например, ученики при изучении темы «Стирка белья» рассматривают приготовленное для стирки белье, анализируют его состояние, устанавливают объем и особенности работы. Также возможно применение варианта, когда учащимся предлагается изучить условия труда и решить, какую работу можно выполнить. Например, предлагают сварить компот, но показывают не готовое блюдо, а набор продуктов (фрукты, сахар, вода) и кухонный инвентарь (кастрюля, столовая ложка, ножи). Имеющаяся установка для приготовления конкретного блюда, анализ условий труда помогают учащимся определить цель работы - приготовить компот из фруктов.
Очень часто возникает необходимость готовить пищу, пользуясь рецептами. Рецепт, как правило, состоит из двух частей: 1) продукты, посуда и приспособления; 2) последовательность приготовления блюда. Необходимо предусмотреть обучение школьников умению пользоваться рецептами. На этапе ознакомления с объектом следует обращать их внимание на первую часть рецепта, помогать, на основе анализа текста, представить будущую работу.
Анализ условий труда - необходимый момент на этапе ориентировки в задании, так как он помогает учащимся определить условия и способы работы. Например, при изучении темы «Уход за мягкой мебелью» можно выбрать два варианта условий труда, и от того, какой из них будет предложен детям на занятии, будет зависеть планирование практической работы и ее выполнение. При наличии тряпок и ракетки для выбивания пыли будет одна последовательность и способы работы, при наличии пылесоса - другие.
Практические работы, выполняемые учащимися на уроках СБО, весьма разнообразны. Поэтому и содержание ознакомления с ними неодинаково. Например, рассматривая пришитую пуговицу, учащиеся указывают назначение работы, части изделия, материал, цвет, пространственные характеристики, способы соединения деталей.
Знакомясь с готовым блюдом, ученики называют его, перечисляют составляющие его продукты, способ приготовления (варка, жарение, выпечка), особенности (посыпано тертым сыром, полито сметаной и др.).
При анализе предстоящей работы, к примеру стирки вещей, вначале учащиеся определяют материал, из которого сделана одежда, места загрязнения, характер (пятна крови, жира, чая, пота). Перед стиркой изделий из х/б, шёлка, шерстяных и синтетических тканей обязательно привлекается
внимание учащихся к этикетке, на которой указаны символы, обозначающие способы и режимы обработки ткани данного изделия.
Правильность и рациональность работы во многом зависит от умения ее предварительно спланировать. Умственно отсталым учащимся в силу недостатков развития познавательной деятельности овладение операцией планирования дается с трудом, что требует от учителя постоянной и целенаправленной работы над формированием у учащихся этого умения.
Обучение планированию должно проходить в определенной системе, итогом которой будет умение старшеклассников самостоятельно определять последовательность выполнения работы. Вначале ученики учатся составлять план в коллективной беседе, т.е. по вопросам учителя, число которых от занятия к занятию постепенно сокращается. Затем они учатся планировать ход работы с частичной помощью учителя.
Один ученик рассказывает план, другие дополняют и поправляют его; по мере необходимости учитель оказывает помощь, задавая наводящие вопросы. На заключительном этапе обучения подростки самостоятельно планируют ход предстоящей работы.
При обучении планированию широко применяются предметнооперационные планы и инструкционные карты.
В предметно-операционном плане представлено изделие в разной степени готовности и показаны приемы работы.
Инструкционные карты представляют собой таблицы, состоящие из трех разделов: оборудование (инвентарь и посуда), материалы, средства (продукты), последовательность работы. Норма продуктов указывается из расчета на одного человека в граммах или бытовых нормах (ложка, стакан), в штуках, если это необходимо. Весьма полезно для облегчения школьникам определения количества того или иного продукта указывать оба варианта нормы продукта, например: сахарный песок 10 г (1 чайная ложка), мука пшеничная 160 г (1 стакан).
Разнообразие заданий с использованием таких карт:
Предметно-операционный план или инструкционная карта выставляются учителем полностью, по вопросам разбирается содержание, затем план повторяется учеником.
Ученик рассказывает план с частичной помощью учителя или самостоятельно, затем открывается инструкционная карта, и школьники устанавливают правильность ответа своего товарища, дополняют его ответ, опираясь на данные инструкционной карты.
Пунктыплана ставятся учителем в беспорядке. Учащимся предлагается подумать и расставить пункты плана в нужной последовательности.
Расставляя части инструкционной карты или предметно-операционного плана, учитель намеренно пропускает одну-две операции, предупреждает об этом учащихся и просит их определить, каких этапов работы недостает.
Затем пропущенные пункты размещаются на соответствующих местах.
Самостоятельная расстановка учащимися всех пунктов инструкционной карты и рассказывание с опорой на них плана деятельности.
Три последние варианта работы над планом наиболее трудны, так как требуют от учащихся умения проводить операции сравнения, путем сопоставления по нескольким параметрам устанавливать логическую последовательность операций, а также наличия опыта выполнения разнообразных практических работ.
Эта работа способствует формированию у учащихся умений самостоятельно выполнять работу не только по учебной, но и в дальнейшем по стандартной инструкции.
Полезность предметно-операционных и инструкционных карт вовсе не обязывает учителя составлять их на каждую практическую работу. Наиболее целесообразно их использование при приготовлении пищи, уходе за одеждой, некоторых работах по разделам «Медицинская помощь», «Жилище». Очень важно также формировать у школьников умение устно составлять план, запоминать его и следовать ему в ходе выполнения задания.
Учащихся необходимо обучать внимательно читать инструкционные карты, анализировать их содержание, обращаться за помощью к учителю, если что- то непонятно. Для того чтобы сформировать у школьников установку на внимательное изучение инструкционной карты, учитель, начиная работу с данным пособием, предлагает учащимся памятку, которая вывешивается для фронтальной работы на том занятии, где это необходимо или выдаётся индивидуально для более слабого ученика, чтобы он пользовался ею, когда в этом у него будет потребность.
Совершенно необходимо специально учить школьников умению пользоваться различного рода стандартными инструкциями, помещаемыми на упаковках со средствами бытовой химии, полуфабрикатами блюд, лекарственными растениями, парфюмерией, а также с рецептами по приготовлению различных блюд, помещенными в книгах по кулинарии. Эти инструкции и рецепты часто отличаются от учебных. Текст напечатан подряд, каждая операция не пишется с новой строки. В них могут опускаться и переставляться отдельные этапы работы, встречаться незнакомые
учащимся слова, нередки длинные фразы, содержащие описание нескольких операций. Все это, как указывалось, вызывает у школьников значительные трудности. Вначале необходимо сформировать у школьников установку на внимательное рассматривание упаковки со всех сторон, чтение текстов, имеющихся на ней, в следующем порядке: название, для чего применяется, способ употребления (применения), дополнительные сведения (условия хранения, цена, вес и т.д.). После общего знакомства учитель переходит к подробному разбору основных сведений, имеющихся на упаковке. Здесь же проводится словарная работа. Особо следует остановиться на словах, указывающих, когда можно и когда нельзя применить это средство, чтобы формировать у учащихся понимание необходимости использовать средство только по назначению. Основная работа идет над текстом, излагающим способ употребления (применения). По сути дела здесь дается последовательность операций.
Есть инструкции простые, в которых все понятно и логично изложено. С ними проводится такая же работа, как по учебной инструкционной карте. Но чаще попадаются сложные инструкции, имеющие вышеизложенные особенности, поэтому над ними нужна специальная работа, направленная на то, чтобы учащиеся поняли их и могли по ним выполнить задание.
Если проводится работа с рецептами, помещенными в кулинарных книгах, то и в этом случае нужно приучать школьников к соблюдению определенного порядка в работе: найти по оглавлению раздел, а затем страницу, на которой напечатан рецепт, прочесть название блюда, состав и количество продуктов; после прочитать последовательность приготовления, обратить внимание на дополнительные сведения, например температуру и время выпечки, варки. Работа над планом, по напечатанному рецепту проводится так же.
Выполняя практические работы и упражнения, учащиеся применяют разнообразные двигательные приемы. Часть из них детям знакома (чистка зубов, пришивание пуговиц), другие осваиваются учениками впервые. В этом случае необходим фронтальный показ приема. Вначале учитель объясняет назначение приема, затем рассматривает с детьми инструмент (или приспособление), с помощью которого выполняется прием, и показывает двигательную программу. Например, при приготовлении салата вареные овощи нарезаются кубиками. Учитель объясняет, почему овощи нарезаются так, выясняет у детей, какими инструментами выполняется прием резания. Затем вместе с детьми он разбирает, из каких частей состоит нож, показывает, какой частью ножа лучше резать, как правильно держать ручку ножа, безопасное положение левой руки, держащей овощи (левая рука должна быть расположена сверху продукта, пальцы слегка согнуты). Далее учитель обращает внимание детей на двигательную программу приема (направление движения руки с инструментами, амплитуду движения) и рабочую позу. Во время показа приема учитель собирает школьников вокруг
себя, чтобы они видели правильную рабочую позу, положение обеих рук, направление движения руки с инструментом.
Следует заметить, что ряд изучаемых детьми приемов, особенно связанных с ремонтом одежды и приготовлением пищи, являются профессиональными, применяемыми на занятиях в школьных мастерских и на производстве. Поэтому учитель должен знать и уметь выполнять эти приемы не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе. Если необходимо, то проконсультироваться у учителей профессионального труда (межпредметная связь).
На занятиях по социально-бытовой ориентировке учащимся приходится применять довольно сложные в эксплуатации инструменты и бытовые электроприборы. Поэтому на занятиях необходимо выделить специальное время на подробное знакомство с ними, их работой, правилами эксплуатации, напечатанными в паспорте или инструкции, прилагаемым к этим предметам. После фронтального показа в ряде случаев требуется провести упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
На ознакомительные упражнения отводится несколько минут. Настоящее овладение приемами наступает во время практической работы.
Обязательно нужно отводить время на знакомство школьников с правилами техники безопасности при работе с теми или другими инструментами, приспособлениями, бытовой техникой. Нужно отметить, что на занятии ученику приходится соблюдать не одно, а несколько правил техники безопасности, и нужно обязательно предусмотреть их сообщение или повторение, но не всех сразу, а по мере необходимости или выборочно нескольких пунктов из одного правила.
Выполнение практических работ осуществляется как индивидуально, так и по бригадам. Как именно организуется работа, зависит от задачи занятия и оснащенности кабинета.
Каждый ученик должен на практике усвоить все необходимые знания и умения. Индивидуально заполняются различного рода бланки и квитанции, производится мелкий ремонт одежды, чистка. По бригадам организуется приготовление различных блюд, настоев и отваров из лекарственных трав, уборка помещения.
В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные детьми на уроках по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности учеников. В их повседневной жизни.