Рабочая программа по программе От рождения до школы средняя группа


Социально-психологические занятия в средней группе.
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «Я и мое имя»
ЦЕЛЬ: уточнить у детей понятие «имя», у кого оно бывает, вызвать приятные ощущения от звучания собственного имени.

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Знакомство с Чебурашкой, как ему придумали имя.
Достать Чебурашку из коробки, в которой он привык отдыхать, познакомить с ним детей. Отрывок из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
Беседа с детьми:
Бывают люди, у которых нет имени
Для чего нужны имена?
А у кого еще есть имена, кроме людей? Чебурашку можно заменить мишкой, который будет вести все занятия. Он должен быть мягким, 25-40 см.
Упражнение «Назови свое имя так, как тебе хочется и как тебе нравится».
Дети называют свое имя Чебурашке, которого держат на руках. Остальные дети повторяют так, как сказал ребенок. Игрушка передается друг другу. Обратить внимание как это делается.
Ритуал прощания: «Спа-си-бо» – Чебурашке. Взяться за руки, слегка пожать их и качать ими в ритм слогов. ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: «Имена моих друзей»
ЦЕЛЬ: называть друг друга ласковыми именами. Помнить имена своих сверстников. Быть внимательными друг к другу.

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Встреча с Чебурашкой. Чебурашка выбирает одного из детей и они выбирают место в круге (стульчик). Дальше Чебурашка с ребенком зовут к себе того, кто им симпатичен. Чебурашка переходит к другому ребенку. И так, пока все не сядут на стульчики. Первыми бывают разные дети(из тех кого дети не всегда выбирают, стеснительные, робкие и т.д.)
Игра «Вспомни имя». Чебурашка называет разные имена, а дети внимательно слушают. Если такое имя есть у детей группы – все хлопают в ладоши, если нет – топают ногами. Предлагать называть только имена без фамилии. Дети не должные спешить отдать Чебурашку.
Упражнение «Опиши друга». Встать парами, улыбнуться друг другу, осмотреть его. Потом стать спинами друг к другу и по очереди рассказать о партнере. Остальные дети дополняют рассказ. Учить осматривать сверстника, а не только смотреть ему в глаза.
Добиваться положительного отношения детей (выбрать кого хочешь или мальчик самую красивую девочку и т.д.)
Ритуал прощания: «Спа-си-бо» Чебурашке + крепкий круг. Показать каким может быть крепкий круг
ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: «Наши внешние отличия»
ЦЕЛЬ: предоставить детям возможность реализовать свободу выбора сверстника, сравнить себя со сверстником, находить сходство и различия. Развитие сдержанности в поведении.

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Встречи с Чебурашкой. Выбор соседа из сверстников, кого бы хотел пригласить на занятие и передать Чебурашку. Упражнение «Главное чудо на свете». Чебурашка принес волшебную коробочку, а в ней «главное чудо на свете» (на дне коробочки приклеено зеркало, в котором дети видят себя)
Что вы видели в коробочке?
А имя видел свое?
А как узнать имя другого человека?
Мы одинаковые, А как мы различаем друг друга (голос, глаза, руки т.д.) Коробочка передается в закрытом виде. Нужно, чтобы ребенок увидел себя, обращать внимание на выражение лица ребенка.
Для вопроса «Как узнать имя другого» нужно предложить вопрос: «Как тебя зовут?»
Поддерживать состояние таинственности, секрета.
Игра «Найди разницу». Дети рассматривают сверстников сидящих рядом друг с другом и называют отличия друг от друга. Берется за руки, и сравнивают ощущения от касания, прикладывают ладошки друг к другу, слушают голоса 2-х детей и называют, кто сказал слова «кукла», «мишка».
Вывод: мы все разные. Держась за руки, почувствовать, какие ладошки, держать крепко и нежно.
Ритуал прощания: крепкий круг + спа-си-бо ЧебурашкеСпа-си-бо говорим зверюшке, друг другу – словом и ладошками.
ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: «Что мы умеем делать»
ЦЕЛЬ: реализовать право выбора соседа по занятию различать детей по их умениям, внешним проявлениям действий, по способности передать образы разных персонажей.

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Встреча с Чебурашкой и расположение
по кругу. Обращать внимание, как дети произносят имена сверстников (ласково, доброжелательно)
Игра с Чебурашкой. Чебурашка – зверюшка, но сам ничего не может делать. Дети могут показать, как ходят разные звери: медведь, зайчик, мышка, кошка.
Каждого зверя показывают по очереди 2-3- ребенка. Остальные оценивают их действия аплодисментами.
А что могут дети? Кто хочет показать, как дети танцуют?
Кто прочтет стихотворение?
А кто хочет показать, как дети толкаются, дерутся? Привлекать внимание детей к действиям товарища. Учить сравнивать выполняемые движения.
Учить поощрять товарищей аплодисментами.
Поощрить детей за нежелание показывать негативное поведение
Мимические упражнения
Мы умеем изменить наше лицо: сделаем трубочку из губ, покажем зубы, поднимем брови, а потом нахмурим их. Каждое движение выполнить по несколько раз. Запомнить детей, которые не справляются, потом позаниматься с ними дополнительно.
Ритуал прощания: «спа-си-бо» Чебурашке. ЗАНЯТИЕ № 5
ТЕМА: «Отгадайте, кто мы»
ЦЕЛЬ: поупражняться с детьми в способах изменения своего внешнего вида. Сравнивать разные образы персонажей с образом самого ребенка (что нельзя изменить)

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Встреча с Чебурашкой, выбор соседа по занятию. Пошутить с Чебурашкой, звать друга, изменив голос (как мишка, как мышка). Игра в ряжение. За ширмой дети поочередно наряжаются и, дополняя образ жестом, движениями показывают детям. А они отгадывают. Если отгадали – хлопают в ладоши, аплодисменты, как награда.
После каждого показа вопросы:
А кто показал нам…?
А как вы узнали, что это он? Ребенок наряжается своему желанию. Ему даются советы: измени походку, голос.
Лицо можно прикрыть шапочкой.
Совместная игра в круге
«Мы топаем ногами…» «Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками
Качаем головой
Мы руки опускаем
Мы руки поднимаем
Мы руки подаем
И все кругом»
Ритуал прощания. Крепкий круг «спа-си-бо» Чебурашке. До свидание. ЗАНЯТИЕ № 6
ТЕМА: «Мое любимое занятие»
ЦЕЛЬ: уметь выделять свои желания в разной деятельности, находить способы их реализации с помощью других людей

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Встреча с Чебурашкой. Расположение по кругу Предложить позвать ласково.
Беседа с Чебурашкой. Расскажем ему о себе
Чем дети занимаются в детском саду?
Какие занятия любимые?
Любимая сказка? Как ее услышать?
Любимая игра? С кем поиграть?
Как обратиться к другим с просьбой? Каждый ребенок должен принять участие в беседе. Чебурашка спрашивает, а дети отвечают.
Любимая игра большинства детей по их выбору. Желательно выбрать веселую. Показ фокусов «Колпачек» Доставить детям удовольствие, научив их показывать фокус с колпачком. Педагог показывает свои любимые занятия-фокусы.
Ритуал прощания: «спа-си-бо» Чебурашке + крепкий круг. ЗАНЯТИЕ № 7
ТЕМА: «Подарки и сюрпризы»
ЦЕЛЬ: учить детей выражать словами свои желания и чувства, выделять желания реально достижимые от несбыточных.

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Встреча с Чебурашкой». Выбор соседа
по занятию Предложить изменить имя сказать его по-другому.
Упражнение «Шум растет». Кончается осень, скоро зима, на улице часто дует ветер. Бывает маленький ветер, покажем звуком «ш-ш-ш», а бывает сильный, произносим «ж-ж-ж» сначала тихо, потом громко.
Скоро ветер принесет холод, снег и наступит праздник Новый год. Беседа с детьми: на новый год Дед Мороз приносит детям подарки.
Какие бывают подарки?
Какие вы получали подарки?
А что вы говорили, когда вам их дарили?
А какие вам хочется получить?
Давайте попросим Чебурашку, чтобы он передал наши желания Деду Морозу, но так как мы писать не умеем, мы нарисуем то, что мы хотим. Обращать внимание на реальность желаний, даже Дед Мороз не все может. Но он старается выполнить желания детей.
Рисунок «Мой желанный подарок» (что мне хочется) Дать детям ¼ альбомного листа. По ходу рисования подписать кто и что изобразил. Просьбы детей записать и передать родителям.
Ритуал прощания: «спа-си-бо» Чебурашке + крепкий круг. ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА: «Подарки близким»
ЦЕЛЬ: учить детей проявлять внимание к близким ему людям, вызывать желание порадовать их, получить чувство удовлетворения от доброго дела.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Расположение за столами, выбор друга-партнера Упражнение «Шум растет» Скоро зима. Новый год. Нужно готовить подарки. Беседа Чебурашки с детьми.
Когда люди дарят друг другу подарки?
Кто дарит подарки маме, папе, бабушке? Всем взрослым?
А что можете подарить вы? (рисунок, поделки из глины, стишок, песенку и т.д.)
А как нужно вручать подарок
Кому бы вы хотели приготовить подарок в первую очередь? Предложить детям пластилин, бумагу, цветные карандаши.
Приготовить для выбора разные трафаретки для раскрашивания их. Дети выбирают один из них.
Изготовление подарков.
Ритуал прощания: спа-си-бо Чебурашке. ЗАНЯТИЕ № 9
ТЕМА: «Цветик – семицветик»
ЦЕЛЬ: учить детей быть внимательными к людям, замечать нуждающихся в помощи, активно творить добро.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Дети подходят к нему и называют свое имя под звуки звучащего инструмента (бубна, колокольчика, погремушки и т.д.) звенящие игрушки разные, их принес детям Чебурашка, дети звонят любой по своему желанию. Занятие № 5 из книги «Войди в тридесятое царство» стр. 35
Мы умеем с вами радовать других людей, дарить им свои подарки. А сегодня мы узнаем какое еще доброе дело можно выполнить. Послушайте. Читается рассказ «Цветик-семицветик» В. Катаева в сокращенном варианте)-Какая добрая девочка!
-А если бы у вас был волшебный листочек, кому бы вы хотели помочь?
Никто у вас не болеет? Кому нужно помочь? Предварительно рассказать о девочке, у которой был волшебный листочек от цветка. Но она не знала, какое доброе дело можно сделать?
-А мы знаем? Вспомнить прошлое занятие.
Дети получают по одному лепестку и называют свое доброе дело, потом кладут лепестки в центр, чтобы получился волшебный цветок.
Чебурашка напоминает о том, чтобы дети не забыли приготовить подарки маме, папе к Новому году. Прощание «до-сви-да-ни-е» + аплодисменты. ЗАНЯТИЕ № 10
ТЕМА: Заботливые дети
ЦЕЛЬ: продолжать развивать у детей чувство эмпатии, желание заботиться о других, творить добро.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Вспомни по звуку какая игрушка их издает, какая тебе больше нравиться, с какой ты бы говорил свое имя? Можно предложить самому приготовить себе место для занятия.
Чтение и беседа по стихотворениям А. Барто «Мишка», «Зайка»
Чебурашка привел в гости своих друзей Мишку и Зайку, чтобы они послушали, что произошло с такими игрушками у девочек хозяюшек.
У нас есть портреты разных девочек.
Посмотрите и скажите какая из них хозяйка Зайки, а какая оторвала Мишке лапу, какая девочка жалеет Мишку?
Как вы узнали, кто чья хозяйка?
Что можно сделать, чтобы помочь Мишке? Книга «Войди в тридесятое царство» занятие 2 стр. 15
Дети по одному подходят, показывают девочку и рассказывают, как они узнали.
В следующий раз я вам расскажу про мальчика и его игрушки. Прощание Чебурашки. Его друзья хотят остаться у добрых детей. «До-сви-да-ни-е» + аплодисменты. ЗАНЯТИЕ № 11
ТЕМА: «Друг детства»
ЦЕЛЬ: способствовать возникновению у детей желания заботиться о своих друзьях-игрушках. Ощутить удовольствие от своих действий по оказанию помощи другому.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Придумывание разных имен для Чебурашки. (Чебушечка, Бурашка, чебурка, Чебурашечка…)
Чебурашка просит подсказать, что делать если игрушка поломалась?
- Как можно починить? Дети показывают разные движения (забивают, гладят, клят, режут и т.д.) Можно называть его и другими словами (Пушистик, Лохматик, Соня и пр.)
Чтение рассказа В. Драпунского «Друг детства». До начала чтения объяснить, кто такой боксер, «Груша» для боксера (тренировать силу удара)
Почему мальчик не сделал из мишки «грушу»?
А У вас есть старые игрушки?
А какая самая любимая, где она?
А у вас в группе есть старые игрушки?
Давайте их починим? Будем это делать с воспитателями, родителями. Книга «Войди в тридесятое царство» стр. 19.
Чебурашка показывает маленькую самодельную куклу, которую он сделал с друзьями и дарит ее детям, потому что они заботятся о своих игрушках. Дети говорят «спа-си-бо» с аплодисментами «до-сви-да-ни-е» Предложить выбрать для починки игрушки из заранее приготовленных воспитателем.
ЗАНЯТИЕ № 12
ТЕМА: «Что ты чувствуешь?»
ЦЕЛЬ: соотнести свои эмоции с возможными ситуациями, вспомнить их, назвать. Оживить словарь эмоциональных состояний.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Чебурашка двигаясь по кругу слушает имена детей и в ответ называет какое-либо доброе слово: «Ты добрый, ты милая, ты красивая и т.д.» Воспитателю подобрать перечень добрых слов, чтобы не задерживаться при их проговаривании
Рассматривание картинок-портретов детей с разным выражением лиц (больно, усталость, страшно, радостно). Предложить найти нужное лицо, если случится следующее:
Когда ты ложишься спать?
Когда ты потерялся?
Когда болит живот?
Когда на тебя прыгает злая собака?
Когда светит солнце?
Когда ты упал и ударился? Если дети затрудняются в назывании эмоции дать характеристики им и назвать.
Использовать набор картин (5 шт.) из серии «Путешествие в мир эмоций»
Если дети выбирают лицо с отрицательными эмоциями, постараться перевести его в положительную, вспомнить, что для этого нужно сделать.
Выбери то «лицо», которое тебе нравится Прощание с Чебурашкой. Улыбнутся ему, помахать рукой. ЗАНЯТИЕ № 13
ТЕМА: «Разговариваю руками»
ЦЕЛЬ: овладение способами невербального общения. Дифференциация разных движений руками, соотнесение их с разными эмоциями. Развитие произвольного движения. Доставить радость от полученного результата.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Игра на внимание. По просьбе Чебурашки дети выполняют движения «зайчик» - прыгает, «лошадка» - стучит одной ножкой, «рак» - пятится назад, «цапля» - стоит на одной ноге.. выполняет тот до кого Чебурашка дотронулся. После выполнения садится на стул.
-А можно разговаривать руками? Игра «Отгадай, что я делаю». Чебурашка шепотом говорит ребенку задание, он выполняет, а дети отгадывают.
Вдеваю нитку в иголку
Чищу зубы
Вытираю пыль
Надеваю шапку
Чищу туфли и т.д.
Вывод: можно разговаривать без слов. Правильно ответившего награждают аплодисментами.
Задание для умных рук: рисуем по подсказке (шутка). Рисуем стихотворение «Круглое тело, круглая голова, два круглых глаза смотрят на тебя, круглый нос и круглый рот, все время песенку поет. Стоит на круглых ногах, и ветерок застрял в 3- волосах». Дети рисуют поэтапно, по мере чтения стихотворения.
Рассматривание рисунков. Прощание с Чебурашкой. ЗАНЯТИЕ № 14
ТЕМА: «Разговариваю телом»
ЦЕЛЬ: закрепить у детей умение выражать свои мысли и эмоции движениями разных частей тела. Развитие произвольности.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча Чебурашки. Пригласи друга на занятие движением. Дотронься, обними и передай ему Чебурашку, которого тоже нужно обнять. Подготовить для чаепития стол с самоваром, чай с конфетой, а можно ограничиться только конфетами.
Мы научились разговаривать без слов. Сегодня мы покажем как большой самовар, которого звали Иван Иванович угощал всех чаем.
Чтение Д. Хармса «Иван Иванович самовар». Д. Хармс «Иван Иванович – самовар»
Дети изображают разных персонажей, используя приготовленные атрибуты: стакан, тапочки-шлепки, палочка.
Беседа:
Почему Сережа самовар чая не дал?
Как надо просить чай?
Сережа приводит себя в порядок, вежливо просит чай. Чаепитие
- Чай мы выпили за завтраком, а угощение Иван Иванович приготовил к занятию. Детям вручают по конфете. Прощание с Чебурашкой
- Наш рот занят конфетой и говорить не может. Как поблагодарим Ивана Ивановича без слов? (Кивком головы). Если дети не догадаются, им подсказывает Чебурашка. Прохлопывание «до-сви-да-ни-я», машем рукой. ЗАНЯТИЕ № 15
ТЕМА: «Лесной колобок»
ЦЕЛЬ: воспринимать дифференцированно разные эмоции, понимать причины разных эмоциональных состояний, правильно оценивать поведение разных персонажей.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Приглашение на занятие своих добрых друзей. Игра «Ежики». Одни дети «ежики», другие «дети». Ежик лежит свернувшись, дети пытаются развернуть его. Ежик разворачивается на нежные прикосновения. Чтение В. Бланки «Лесной колобок – колючий бок»
Беседа с детьми:
Почему звери испугались колобка?
Как лисе удалось узнать, что это ежик?
Почему Пых колол всех колючками?
А как дети бы развернули Пыха?
Когда ежик колется, а когда нет? Книга «Лесной колобок – колючий бок»
Появление «петрушечного ежика». Он угощает детей дольками яблок. Ежик одет на руку воспитателя, держит в лапах корзиночку с яблоками.
Прощание с Чебурашкой и ежиком Пыхом. ЗАНЯТИЕ № 16
ТЕМА: «Лица – маски»
ЦЕЛЬ: развитие внимания к партнеру, сочувствия, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других. Использовать знакомые средства понимания эмоций других людей.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Он выбирает ребенка, который ему нравится. Выбранный подходит к своему другу, улыбается и вместе с ним садится рядом. Место выбирают сами в любой стороне комнаты. Все упражнения выполняются в парах. Нужно договориться с другом, где будут сидеть,а потом занять места.
Рассматривание пиктограмм, называние эмоций Проигрывание в парах, по очереди ситуаций:
ребенок плачет, он потерял мячик;
мама пришла с работы, она устала;
товарищ грустный, у него заболела мама;
друг рисует, но у него не получается. Книга «Очень важный разговор» стр. 19 (Заботливая подруга)
Чтение «Заботливая подруга» Рисование. «рисунок заболевшему другу»
Рассматривание рисунков. Выбор самого доброго (возле него кладется фишка). Победитель награждается (можно конфетой) Для оценки рисунка нужно дать 2 фишки (если одну положил, другую положи на понравившейся рисунок)Прощание с Чебурашкой. ЗАНЯТИЕ № 17
ТЕМА: «Моя семья»
ЦЕЛЬ: уточнить знания детей о своей семье. Вызвать чувства сопричастности к членам семьи, желание проявлять к ним добрые чувства. Выразить свое отношение к семье.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча Чебурашки. Помогаем ему запомнить имена всех детей. Хором называем имя ребенка, у кого Чебурашка на руках. Все дети знают имена друг друга. Хорошо, что мы вместе. Беседа о семье. Ребята! Я хочу вам рассказать сказку об одном ребенке, который жил один. И начинается она так: «Жил-был мальчик, который был один-одинешенек на свете!. И никого-то у него не было – только он…»
А так бывает, чтобы у человека никого не было? Как вы считаете?
А у вас есть кто-нибудь родной?
Как мы называем одним словом этих людей? (семья)
Хорошо или плохо, что у человека есть семья? Зачем она нужна?
Что дети делают для папы, мамы?
А что папа, мама делают, заботясь о других членах семи.
«Дети, семья это самые близкие люди, которые живут вместе. Родители очень любят своих детей, даже когда сердятся н них. Каждый хочет, чтобы его любили. Тогда всем хорошо. Беседа ведется от имени Чебурашки.
«Нарисуйте свою семью». Можно всех близких, а можно того, кого вы знаете». В рисунках детей. Пометить кого дети рисовали в какой последовательности. Прочитать детям рассказ из книги Толстого «Рассказы для маленьких детей № 1,3,7,8
Прощание с Чебурашкой. ЗАНЯТИЕ № 18
ТЕМА: «Любящие родители»
ЦЕЛЬ: уточнение знаний о членах семьи, выразить свои чувства по отношению к членам семьи, к семейным ситуациям.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Я в прошлый раз узнал, что у вас есть и папы и мамы и бабушки и дедушки. А как вас называют в семье? (дочка, сыночек). Я сейчас узнаю кто вы, дочка или сыночек. Дети, передавая Чебурашку называют себя: «Дочка Настя или сынок Слава и т.д. «Чебурашка жалуется, что у него нет мамы и папы, и никто ему песенку не споет, и на руках не покачает».
Предлагается разделиться по парам (папа-мама) и покачать Чебурашку, спеть ему песенку, погладить его. Чебурашка их благодарит. Дети, а вы любите своих родителей, помогаете им? А вам это нравится делать?
Я сейчас назову, что можно сделать для мамы, папы или бабушки, а вы подумайте как. Покажите нам своими движениями.
подмести пол;
принести бабушке очки (тапочки);
убрать игрушки на полку (книги и пр.);
помыть посуду;
полить цветы;
успокоить, обнять
Дети выполняют. Чебурашка: «Я все понял»
семья –это все мои знакомые и друзья
Воспитатель: «Правильно он сказал? (нет)
Чебурашка:
семья – это я (да)
дедушка – это папа папы (да)
бабушка – это мама мамы (да)
семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга (да).Дети подтверждают или отрицают ответы Чебурашки, если «да» - хлопают в ладоши, «нет» - топают ногами. Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ № 19
ТЕМА: «Кто первый»
ЦЕЛЬ: знакомить детей с правилами взаимодействий. Как выбрать первого ведущего. Познакомить со способами выбора, профилактика конфликтных ситуаций.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой «Мне дети показали картинку и спросили совета, а я не знаю, что сказать? Помогите мне дети. Дети здороваются с Чебурашкой «Здравствуй, я Саша (или др.) и передав другу, садятся на стул.
Рассматривание картинки «Не поделили игрушку». Пытаются ответить: кому дать первому поиграть и почему?. Называние способов выбора первого или ведущего: у кого лучше получается, на кого покажут рукой, кто отгадает в какой руке фишка, считалка. Перед 4-1 частью занятия определить кто будет первым играть с лошадкой на картинке. Решить спор мальчиков.
Вспомнить знакомые считалки. Назвать их.
Разучить короткие считалочки
«Стакан-лимон – выйди вон»
«Ниточка-иголочка, улети»
«Раз, два, три, четыре, пять, Коля (имя) будет начинать.
Дети пробуют определить, кто первый будет смотреть картинку, погладит Чебурашку, посвистит в свистульку, погремит погремушкой и т.д. Чебурашка предлагает игру «Именной паровозик». Дети с помощью считалки выбирают паровозик. Ему надевают эмблему паровоза. Пыхтя, гудя он двигается по кругу, останавливается возле одного из них и говорит: «привет, я Петя!». Вагончик отвечает «Привет Петя, Я Миша» и берет его за талию. Паровоз приветствует Мишу, поднимая поочередно руки: «Миша! Миша! Дети повторяют и едут дальше. Игра повторяется.
После 2 раз паровоз меняется с помощью считалки и вагончиками становятся другие дети по желанию «паровозика». Эмблема паровозика. Картинка с проблемной ситуацией.
Игрушки-забавы, звучащие
Ритуал прощания. Последний паровозик везет Чебурашку до дверей групповой комнаты или спальной, где он всегда находится. ЗАНЯТИЕ № 20
ТЕМА: «Я и хор»
ЦЕЛЬ: продолжить знакомство детей с правилами взаимодействия. Когда нужно отвечать хором, а когда одному. Развивать произвольность действий.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой. Он приносит детям загадки и просит помочь ему их отгадать. Отгадывание загадок. Сначала со словами подсказками по рифме – загадки «добавлялки». Потом без подсказки. В заключение даются вопросы, требующие индивидуального ответа:
Как зовут маму?
Моя любимая игрушка…
Чебурашка просит повторить ответ, ничего не может понять, печалится. Воспитатель предлагает воспользоваться картинками-подсказками Объясняет правило: если дети делают одно дело вместе, отвечать можно дружно, хором (показывает карточку хор), а если каждый говорит о себе или делает что-то сам, нужно говорить одному, а все ждут (карточка Я)
- Давайте поиграем в игру «Вместе и отдельно» См. приложение1Карточки-подсказки 20х20 см. на одной изображена одна рожица (Я), на другой несколько (Хор)
Хоровые и индивидуальные ответы детей на вопросы:
Как тебя зовут? (Я)
- Чем мы слушаем (Хор)
- Кто кричит ку-ка-ре-ку (Хор)
Кто тянул репку в сказке? (Я)
Кого испугалась Красная Шапочка? (Хор)
Воспитатель помогает детям отвечать с помощью карточек. См. приложение 2
Ритуал прощания с Чебурашкой. Дети вместе хором говорят «до-сви-да-ние». Показывается знак «Хор) Приложение 1 Приложение 2
Загадки-добавлялки Вопросы для игры: «Вместе – отдельно»
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков. Как тебя зовут – О
Чик-чирик, не робей, я бывалый… (воробей) Чем мы слушаем – ВМихаил играл в футбол и забил в ворота… (гол) Как кричит петушок? – В
Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай) Как зовут твою маму?
Руки мыть пошла Людмила. Ей понадобилось… (мыло) Кого испугалась Красная Шапочка?
Если все ты будешь знать. То получишь в школе … (пять) Кто тянул репку?
Что ты любишь кушать?
Как зовут вашу воспитательницу?
Какая игрушка у тебя любимая?
Загадки-отгадки Кого нашли в ящике с апельсинами?
Что мы скажем Чебурашке на прощание?
Упадет – поскачет
Ударят – не плачет (мяч)
Зимой и летом
Одним цветом (елка)
Прыгает ловко
Любит морковку (заяц)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком (собака)
Глазищи, усищи, хвостище,
Когтище, а моется всех чище (кошка)
Два конца, два кольца
Посредине гвоздик (ножницы)

ЗАНЯТИЕ № 21
ТЕМА: «Доброе сердце»
ЦЕЛЬ: вызвать добрые чувства к животным попавшим в беду. Проявить сочувствие, желание действовать. Активизация эмоционального словаря.

п/пСОДЕРЖАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Встреча с Чебурашкой. Чебурашка грустный, нужно его утешить. Каждый ребенок обнимая, говорит ему ласковые слова, утешает. «не грусти», «Мы тебя любим», «Ты хороший» и т.д. Предложить утешить Чебурашку по разному. Выполняют несколько детей по желанию.
Почему Чебурашка грустный?
Однажды он шел по участку детского сада и услышал , как жалобно пищал котенок. Котенок залез на дерево и никак не смог слезть. Чебурашка лазать не умел и ему не разрешали, потому что он еще маленький, неуклюжий и может сам с дерева упасть. Пока Чебурашка искал помощи, котенок пропал. Куда он делся? Может ему плохо стало, а может его спасли?.Дети высказывают свои предположения, дают советы. При беседе с детьми можно использовать игрушки: собаку, котенка, птенца и т.д.
Чтение стихотворения Садовского «Доброе сердце»
А кому помогли вы? Рассказы детей. Книга Садовского «Доброе сердце» стр. 19
Прощание с Чебурашкой. ЗАНЯТИЕ № 22
ТЕМА: «Рисуем вдвоем»
ЦЕЛЬ: учить детей взаимодействовать в общем деле, делиться, помогать друг другу, находить выход из ситуации не обижая друг друга

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой и его друзьями. Котенком и щенком.
- Отгадайте, как их зовут? Дети называют их возможные имена. Чебурашка просит помочь им помириться, они поссорились. Петрушечные куклы: кошка и собака. Педагог, надев их на руки, работает ими одновременно.
Инсценировка «Как поссорились Пушок и Дружок»
В школе для зверушек было занятие рисованием. Нужно было вместе нарисовать рисунок.
Пушок – «Я буду рисовать, а ты смотри»
Дружок – «Нет, я тоже умею. Отдай это мои карандаши». (У Пушка бумага, а у Дружка карандаши).
Пушок – Ну и рисуй своими карандашами, а я тебе не дам листок.
Дружок выхватывает листок и он разрывается. Оба плачут.
Так нельзя. Нужно договориться, что вы будете рисовать
Дружок: Хорошо я буду рисовать речку.
Пушок: А я не хочу речку, я буду рисовать небо, синим карандашом.
Дружок: А мне тоже нужен синий карандаш.
Пушок: А давай я буду солнышко рисовать
Сценка Пушок и Дружок договариваются, что они будут рисовать, как будут помогать друг другу (дать карандаш, дорисовать деталь). После сценки дети договариваются, что будут рисовать. Лист бумаги и пачка карандашей одна на двоих.
Лист длинный, дети решают, как сесть, чтобы рисовать на нем вдвоем.
Дети делятся на команды по 2 человека.
Рисование парами. Дети выбирают друг друга и пользуясь одним листом бумаги и одной пачкой карандашей рисуют общий рисунок. Рассматривание рисунков, прощание с Чебурашкой. ЗАНЯТИЕ № 23
ТЕМА: «Смешные истории»
ЦЕЛЬ: вызвать положительные эмоции, доставить детям радость.

п/пСодержание Рекомендации
Встреча с Чебурашкой.
Назовите, когда вам бывает весело?
Посмотрите, есть у нас грустные лица у детей?
Попробуем их развеселить Чтение детям стихотворения А. Дуйсенбиева«Кто подскажет мне ответ?
Это правда или нет,
Что из всех лесных зверей всех ленивей – муравей?
Это правда или нет, что почуяв зайца след
Волк от страха без оглядки мчится
Прочь во все лопатки?
Это правда или нет, что съедает на обед
Мышь, помимо разных крошек
Двух котов и восемь кошек?
Это правда или нет?
«Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне
А старушка в это время мыла кошку на окне
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне
Ну а кошка в это время мыла старушку на окне
Ехала кошка на коне, вела старушку на ремне
А собачка в это время мыла Ваню на окне!
Повторяли, повторяли и запутались совсем Давайте лучше картинки посмотрим.
Рассматривание смешных картинок Прощание с Чебурашкой. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
МИР
СОЦИАЛЬНО-КОМУНИКАТИВНЫХ
ОТНОШЕНИЙ»
(программа для детей от 3 до 4 лет)