КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ



КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Бардацкая Наталья Александровна
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы отличник просвещения РФ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края
Умение понимать трудные тексты разных
стилей создается посредством упражнений
во всестороннем (языковом и литературном)
анализе (под руководством учителя)
разнообразных литературных образцов и
посредством изучения элементов теории
словесности.
Л. В. Щерба
Компетентностный подход к обучению русскому языку предполагает формирование и развитие у школьников лингвистической, языковой коммуникативной и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание. Система работы с текстом направлена на формирование культуроведческой компетенции учащихся. Речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции.
Для того чтобы школьники научились сравнивать, логически мыслить,
отстаивать свое мнение, признавать и исправлять свои ошибки, учителю-
словеснику нужно организовать планомерную, интересную работу, развивать навыки исследовательской деятельности.
Комплексная работа с текстом в IX и XI классе даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию. Это особенно важно в рамках подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Что значит работать с текстом? Это значит понять авторский замысел,
увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться
использовать в своей речи знания, полученные при изучении всех разделов языка. Я как учитель должна показать детям, что кропотливое изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык писателя, но и общаться с окружающими.
Как ввести детей в культуру речевого общения? С этой целью необходимо подбирать тексты, завершающая часть которых ориентирована на то, чтобы вызвать у читателя потребность в отклике. Чтобы отклик действительно соотносился с содержанием, авторским замыслом исходного текста, надо постоянно работать над развитием потребности к пониманию текста как к процессу творческому. Текст, являющийся объектом для комплексной работы, должен содержать ту проблему, те вопросы, на которые ученику интересно откликнуться. Система же заданий к тексту должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то главное, во имя чего он создан, и высказать своё отношение, своё понимание. Кроме того, когда происходит изучение нового программного материала и повторение изученного, то задания к тексту должны быть направлены и на решение этих каждодневных задач. Главное же, подчеркну ещё раз, содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникло желание откликнуться на основные мысли автора. Словом, текст должен рождать потребность в отклике.
Понимание достигается в результате применения приемов, перечень которых и определил мою работу по обучению выпускников комплексному анализу текста. В процессе работы у меня выработалась определенная классификация приемов осмысления текста. Это приемы, направленные на анализ текста как единого целого, так и его отдельных составляющих (логико-смысловая структура, композиционная структура, языковое оформление и так далее). Анализ текста начинаю с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем задаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Комплексный анализ текста включает в себя его разностороннюю характеристику:
1.Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
2.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие на тему или на основную мысль текст
3.Определите стиль и тип речи текста. Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.
4. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
5. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) и средства связи.
6. Составьте план текста.
7. Укажите средства (не менее двух) художественной выразительности, использованные в тексте (в зависимости от стиля текста).
8. Отметьте лексические особенности текста: наличие слов, употреблённых в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных), заимствованных слов, старославянизмов, лексики ограниченной сферы употребления, стилистически окрашенных слов, устаревших и новых слов, фразеологизмов.
9. Отметьте орфографические и грамматические особенности текста.
В начале года провожу коллективную работу с текстом. Дальнейшая работа - самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная. Комплексный анализ текста использую на различных этапах обучения. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала я часто использую частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.
Целью обучения восприятия текста является его глубокое понимание,
постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими,
лингвистическими, литературоведческими ресурсами языка, формирование
читательского и речевого опыта, необходимых для самостоятельного
применения полученных знаний при создании собственного текста.
Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа; формировать эстетический вкус; развивать образное мышление, создать условия для творчества; учить общению, формировать коммуникативную личность.
Определяя специфику аналитической и продуктивной деятельности
школьников при обращении к художественному тексту, следует иметь в
виду, что, это деятельность творческая, и ее структура соответствует структуре любого творческого процесса.
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое особое, неповторимое. Ребенок, как и взрослый человек, стремится проявить свое «я».
Для того чтобы работа с текстом была продуктивной, она должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к текстам А. С. Пушкина, И. С. Тургенева,
И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова - одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии.
С целью подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации из произведений русской классической литературы я подобрала ряд неадаптированных текстов, которые уже в течение нескольких лет использую в работе на уроках русского языка и во внеурочное время (дополнительные занятия, факультативы). Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, который развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Список литературы:
1.Львова С.И. Практикум по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /С.И.Львова. – М.: Просвещение, 2010.
2.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста.- М.: Творческий Центр, 2012.
3.Меркин Г.С.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя.- М. ООО «ТИД «Русское слово РС». 2011.
4.Павлова Т. И. Работа с текстом. Базовый и профильный уровни. Выпуск ХI.- Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2011.
5.Пахнова Т.М.. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. - М. Издательство «Экзамен», 2013
6.Соловьёва Н.В. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2011.
7.Хлебинская Г.Ф.Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) – М.: Мнемозина, 2013.
15