Организация повторения учебного материла с целью успешной сдачи промежуточной и государственной итоговой аттестации


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
Организация повторения учебного материла с целью успешной сдачи промежуточной и государственной итоговой аттестации
Подготовила А.А. Шведова
учитель математики
с. Среднебелая
2016г.
"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений"
Каменский
Преподавать математику, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее пройденный материал, это значит — передать, пересказать обучающимся определенную сумму различных законов, теорем, формул и т. п., совершенно не заботясь о том, насколько прочно и сознательно освоили этот материал наши обучающиеся, это значит не дать обучающимся глубоких и прочных знаний.
Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен обогащать и расширять ранее изученные понятия. "Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".
Правильно организованное повторение помогает обучающимся увидеть в старом нечто новое, помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным, обогащает память ученика, расширяет его кругозор, приводит знания ученика в систему, дисциплинирует его и следовательно ведет к успешной сдачи промежуточной и государственной итоговой аттестации.
В связи с этим встают следующие вопросы:
Что надо повторять? Как повторять? и Когда повторять?
Нельзя побуждать обучающихся повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала.
Ушинский выступал против механического повторения. "Нет никакой надобности повторять выученное в том порядке, в каком оно было пройдено, а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в новые комбинации", — говорил он. Когда учащиеся смогут воспроизводить ранее пройденный материал в случайном порядке, им проще будет сдать промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Ведь в такой проверке знаний никто не будет смотреть на очередность прохождения тем.
Виды повторения:
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение, ранее пройденного:
повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);
повторение пройденного вне связи с новым материалом.
Tематичеcкoе повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы).
Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года).
Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: Когда повторять? Оно должно осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое" (В. П. Вахтеров).
Второе требование к организации повторения должно отвечать на вопрос: Что повторять?
1. Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.
3. Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
4. Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.
Третье требование к организации повторения математики должно отвечать на вопрос: Как повторять? т. е. осветить те методы и приемы, которыми должно осуществляться повторение. Методы и приемы повторения должны находиться в тесной связи с видами повторения.
При повторении я применяю различные приемы и методы, чтобы сделать повторение интересным. Только разнообразие методов повторения может устранить те противоречие, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды.
Приемы:
Индивидуальные карточки (нескольких вариантов в зависимости от количества заданий раздаются обучающимся, затем организуется работа в парах постоянного и сменного состава). Один ученик пары получает задание на исправление ошибок второго ученика и наоборот. Т.о., каждый из пары обучает соседа тому, в чем он затрудняется. При такой организации повторения может быть повторен учебный материал по целому блоку тем и займет это 5-7 минут урока.
В случае если данный урок второй по изучаемой теме, то в конце урока
учащимся можно предложить самостоятельную работу, включив в нее и задание на повторенный в начале урока материал, желательно индивидуальное.
Тематические задания из предыдущих экзаменационных работ, ЕГЭ и ГИА.
В форме викторин, кроссвордов, электронных тестов, игр, ребусов, анаграмм.
Форма – найди ошибку (в презентации наглядно решены несколько примеров с ошибкой, учащиеся должны ее найти и исправить).
Устный опрос (пятиминутка, с использованием плакатов и презентаций).
Самостоятельные, контрольные работы с последующим разбором наиболее трудно выполнимых заданий.
Демонстрационные презентации (возможность перейти к Прием «Шаг за шагом». Прием интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Пример: На уроке алгебры в 7 классе ученики шагают к доске. Каждый шаг сопровождается вычислением какого-нибудь устного примера или определением заданного термина.
Прием «Жокей и Лошадь». Прием интерактивного обучения. Форма коллективного повторения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Используя такие методы и приемы повторения наши обучающиеся успешно сдают промежуточную и государственную итоговую аттестацию.