Программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Направление духовно-нравственное


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
С Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2015 г.» (постановление Правительства РФ от 5.10. 2010 г. № 795).
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).
Программа курса составлена на основе программы курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"(автор Л.Н. Михеева) для 1 -3 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Устав МБОУ «СОШ № 3».
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №3».
   
 Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика факультатива
     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Факультатив «Основы нравственной культуры народов России»раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
        Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
      Формирование чувства национального достоинства. 
Место факультатива в учебном плане.Программа рассчитанана 34 ч (1 ч в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихсяК концу срока обучения учащиеся должны:
        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
Русские народные промыслы.Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка. Русские народные игры.Русские народные песни для детей.Народные танцы.
Примерное планирование тем в 3 классе
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
Формы занятий:беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
Литература:
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.
В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.
Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.
Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.
М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.
Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.
Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.
Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.
Интернет-ресурсы.
Тематическое планирование курса
«Русские народные промыслы,
Русские народные игры, песни для детей, народные танцы».
3 класс
34 часа
№ п/п Тема занятия Кол-во
часов Универсальные учебные действия
Русские народные промыслы (14 часов)
1 Гжель – основной центр русской керамики. 1 02.09. Нарисовать несколько гжельских орнаментов;
Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;
Сравнить орнаменты нескольких шалей;
Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
2 Стиль гжели 1 09.09. 3-4 Изящество и тонкость раскраски. 2 16.09.
23.09. 5 Хохлома – художественный народный промысел. 1 30.09. 6 Деревянная расписная посуда. 1 07.10. 7 Растительный орнамент. 1 14.10. 8 Народный промысел Жостово. 1 21.10. 9 Расписные металлические подносы. 1 11.11. 10 Павловопосадские шали. 1 18.11. 11 Вятская игрушка. 1 25.11. 12 Изготовление вятской игрушки. 1 02.12. 13 Богородская игрушка. 1 09.12. 14 Изготовление богородской игрушки. 1 16.12. Русские народные игры (7 часов)
15 Роль игр в жизни детей. 1 23.12. Разучить несколько игр.
16
17 Игры для мальчиков и девочек. 2 13.01.
20.01. 18
19 Командные игры. 2 27.01.
03.02. 20
21 Старинные русские игры. 2 10.02.
17.02. Народные песни, загадки, пословицы (5 часов)
22
23 Детские песенки. Считалки. 2 24.02
02.03. Разучить несколько песенок, считалок;
Научиться разгадывать загадки.
24 Потешки. 1 09.03. 25 Загадки. 1 16.03. 26 Пословицы. 1 23.03. Народные танцы (8 часов)
27 Хороводы. 1 06.04. Разучить хороводы, игры-хороводы.
28 Игры-хороводы. 1 13.04 29
30 Парные пляски. 2 20.04.
27.04.
31
32 Переплясы. 2 04.05
11.05. 33
34 Кадриль. 2 18.05.
25.05.