Программа по внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Направление духовно-нравственное Форма реализации факультатив


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
«Рассмотрено»
На ШМО учителей начальных классов
Руководитель ШМО
__________
А.Н. Душка
от « » 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР _____________
О.П.Арефьева
от « » _________ 2015 г. «Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ № 3»
________
Н.В. Лебедева
от « » 2015г.
Программа
по внеурочной деятельности
для 2-4 классов
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Направление духовно-нравственное
Форма реализации факультатив
Составители:
Душка А.Н., Яценко Д.В.,
Шевчук Н.П., Сорокина С.Н.,
Борейко К.Н., Лошкарева Г.И.,
Боленкова З. В.,Пластюк М.С
г. Красноперекопск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
С Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2015 г.» (постановление Правительства РФ от 5.10. 2010 г. № 795).
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).
Программа курса составлена на основе программы курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"(автор Л.Н. Михеева) для 1 -3 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011год.
Устав МБОУ «СОШ № 3».
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №3».
   
 Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика факультатива
     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Факультатив «Основы нравственной культуры народов России»раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель программы:приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
        Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;        Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
        Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
        Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
        Формирование чувства национального достоинства. 
Место факультатива в учебном плане.Программа рассчитанана 32 ч (1 ч в неделю).
 Изменения, внесённые в программу и их обоснование:
Так как базисный учебный план школы для 3 и 4 классарассчитан не на 32, а на 34 учебных недель, то количество часов увеличится на 2, т.е. 34 часа в год, вместо планируемых 32 часов. Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности, 1 час для контроля знаний. Во втором классе 1 час для вводного занятия. 
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу срока обучения учащиеся должны:
        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).
Содержание программы
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.
Новый русский быт (со времён Петра I)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Русские народные праздники.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.
Русские народные игры.
Русские народные песни для детей.
Народные танцы.
Примерное планирование тем по классам
2 класс
Русские народные праздники.
3класс
Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.
4 класс
Старинный русский быт.Новый русский быт (со времён Петра I).
Формы занятий:беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
Литература:
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва, всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986 г.
В. Владимиров, А. Лагутин «Музыкальная литература». Москва, издательство «Музыка», 1992 г.
Н.И. Журавленко «Уроки музыки и пения 1-3 классы», Минск, «Полиграфмаркет», 1998 г.
Т.Е. Вендрова «Воспитание музыкой», Москва, «Просвещение», 1991 г.
М. Давыдова, И. Агапова «Музыкальные вечера в школе», Москва, «Рольф», 2001 г.
Г.Г. Овдиенко, Л.Н. Цаплина «Смешное и грустное на школьной сцене», Москва, «Издат-школа 2000», 1999 г.
Т.С. Максимова «Поурочные планы по музыке по программе Д.Б. Кабалевского» 2, 3, 4 классы. Волгоград, издательство «Учитель», 2005 г.
Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.Е.И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества», Москва, «Аквариум», 1999 г.
Интернет-ресурсы.
Тематическое планирование курса «Русские народные праздники» 2 класс
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Универсальные учебные действия
1 Вводное занятие. Знакомство с общим содержанием курса. 1 Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами.
2 Праздники – время отдыха, веселья. 1 3 Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. 1 4 Сочетание языческих и христианских праздников. 1 5 Общие и семейные праздники. 1 6 Обычаи и обряды в проведении праздников. 1 7 Роль традиций. 1 Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
8 Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. 1 Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки;
Показать сценку «Петрушка на ярмарке».
9 Христианские легенды о Спасах. 1 10 Успение Богородицы. 1 11 Спожинки – окончание жатвы. 1 12 Покров Богородицы. 1 13 Девичьи гадания. 1 14 Начало зимних посиделок. 1 Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
15 Канун Нового года. Васильев вечер. 1 Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
16 Современный новогодний праздник 1 17 Святки – веселое время года. 1 18 Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. 1 19 Рождественский сочельник. 1 20 Рождество Христово. 1 21 Рождественские колядки. 1 22 Ёлка – символ «райского дерева». 23 Традиционные кушанья. 1 24 Крещение Господне. 1 25 Освещение воды. 1 26 Праздничный крещенский стол. 1 Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
27 Масленица – весенний праздник проводов зимы. 1 Воспринять традиции масленичных игр;
Разучить песни и игры;
Разучить игры с катанием яиц.
28 Масленичные обряды. 1 29 Вербное воскресенье. 1 30 Пасха. Пасхальные торжества. 1 Лето красное. Троица. Ивана Купала. Петров день. Ильин день.
31 День Святой Троицы. 1 Разучить песни о завивании березки, хороводы;
Научиться плести венки.
32 Хороводы, гулянья вокруг березки. 1 33 Иван Купала. День Петра и Павла. Ильин день. 1 Тематическое планирование курса «Русские народные промыслы, Русские народные игры, песни для детей, народные танцы». 3 класс
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Универсальные учебные действия
Русские народные промыслы
1 Гжель – основной центр русской керамики. 1 Нарисовать несколько гжельских орнаментов;
Раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов;
Сравнить орнаменты нескольких шалей;
Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.
2 Стиль гжели 1 3 Изящество и тонкость раскраски. 2 4 Хохлома – художественный народный промысел. 1 5 Деревянная расписная посуда. 1 6 Растительный орнамент. 1 7 Народный промысел Жостово. 1 8 Расписные металлические подносы. 1 9 Павловопосадские шали. 1 10 Вятская игрушка. 1 11 Изготовление вятской игрушки. 1 12 Богородская игрушка. 1 13 Изготовление богородской игрушки. 1 Русские народные игры
14 Роль игр в жизни детей. 1 Разучить несколько игр.
15 Игры для мальчиков и девочек. 2 16 Командные игры. 2 17 Старинные русские игры. 2 Народные песни, загадки, пословицы
18 Детские песенки. Считалки. 2 Разучить несколько песенок, считалок;
Научиться разгадывать загадки.
19 Потешки. 1 20 Загадки. 1 21 Пословицы. 1 Народные танцы
22 Хороводы. 1 Разучить хороводы, игры-хороводы.
23 Игры-хороводы. 1 24 Парные пляски. 2 25 Переплясы. 2 26 Кадриль. 2 Тематическое планирование курса «Старинный русский быт» 4 класс
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Универсальные учебные действия
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
1 Знакомство с общим содержанием курса 1 Развитие познавательного интереса и мотивации;
познакомить с особенностями крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.
2 Функциональный характер одежды в старину. 1 3 Рубашка, сарафан у женщин. 1 4 Роль орнамента-оберега (вышивка). 1 5 Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья. 1 6 Особое значение пояса (кушака). 1 7 Головные уборы девушек, женщин. Украшения. 1 8 Мужская одежда у крестьян. 1 9 Крестьянская обувь 1 10 Одежда и обувь у бояр 1 11 Одежда боярынь и барышень 1 Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
12-13 Русская изба. Хозяйственный двор, постройки. 2 Продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);
Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.
14 Элементы избы. 1 15 Особая роль печки. Курная изба. 1 16 Освещение в крестьянских избах. 1 17-18 Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. 2 19 Красный угол 1 20 Иконы 1 21 Боярский терем и боярские палаты 1 Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
22 Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» 1 Оценить достоинства традиционной русской кухни;
Познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.
23 Пословицы и поговорки о хлебе 1 24 Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. 1 25 Что такое блины? Пироги. 1 26 Взвары, варенья, соленья, мёд. 1 Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.
27 Быт крестьянской семьи 1 Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)
28 Быт городской семьи 1 29 Зимние забавы 1 30 Летние забавы 1 31 Именины 1 Учёба. Школа.
32 Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага. 1 Сравнить учебу детей в старину с современной школой;
Букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.
33 Школы при церквях и монастырях. 1 34 Учебные предметы и учебные книги. 1