Статья Формирование духовно-нравственной культуры школьников


Формирование духовно-нравственной культуры школьников в процессе изучения творчества русских писателей и поэтов.
Формирование духовно - нравственной культуры человека в современном мире – проблема актуальная, требующая внимания и усилий со стороны различных структур на государственном уровне. Школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования – переживает период модернизации, основные задачи которой невозможно решить без нравственно воспитанного молодого гражданина Российской Федерации. Считаю, что уроки литературы – это благодатная почва для формирования духовно- нравственных качеств ребёнка, основа его успешной учёбы и социализации в непростых условиях современной действительности. Основываясь на многолетнем опыте работы учителем русского языка и литературы и наблюдая тенденцию к снижению читательской активности, определила и сформулировала следующие цели и задачи:
-выявлять читательские интересы обучающихся и формировать культуру чтения;
-развивать интерес учащихся к чтению классических произведений русской и мировой литературы;
-приобщать школьников к русской культуре, национальным традициям;
-формировать грамотного читателя, умеющего анализировать прочитанное, сопереживать героям произведения, понимать авторскую идею;
-вовлекать родителей в процесс формирования духовно-нравственной культуры ребёнка.
Выявление читательских интересов – это первый шаг в работе с детьми на уроках литературы. И совершенно не важно, на каком этапе их школьной жизни Вы встретились им: в 5-ом классе или в 11-ом. Здесь помогают и уроки-беседы, и умело составленные анкеты, и индивидуальная работа.
Составляющими любви к литературе в целом и к отдельно взятому произведению являются одухотворённая личность самого учителя, его всеобъемлющая любовь к детям, непререкаемая преданность своему предмету, высочайший профессионализм. Каждый урок – незабываемая встреча с писателем или поэтом, каждый урок – новые открытия. Важно, чтобы дети услышали современное звучание классического произведения, осознали его историческую ценность и почувствовали красоту данного произведения искусства – искусства слова. Именно современное звучание заставляет учеников по-новому взглянуть на прочитанное, оказаться сопричастным тому, что происходит на страницах рассказа или романа, быть соучастником действий, поступков, переживаний. Поэтому так важно для юного читателя видеть в произведениях положительный пример, будь то характер, поступок или пейзаж. Классическая литература – это квинтэссенция коллективного положительного жизненного опыта, главная задача которой – формирование нравственных основ личности, духовной и поведенческой культуры.
Современный школьник живёт в широком информационном пространстве, где чаще всего не остаётся места для книги, как источника духовной культуры. Но не стоит забывать, что именно встреча с хорошей книгой в детстве формирует отношение ребёнка к себе и к окружающему миру, закладывает основы нравственного поведения и культуры.
В связи с этим очень своевременным стал Указ Президента РФ от 12.06.2014 г. №426, в котором 2015 год объявлен Годом литературы и где чётко определена главная цель - привлечение внимания общества к литературе и чтению. Значит, проблема снижения читательской культуры волнует не только учителей литературы, которые по долгу службы давно бьют во все колокола и которые недовольны минимальным количеством часов на изучение русской литературы и русского языка- языка государственного. Считаю, что только общими усилиями – правительства, школы, общественности и семьи - можно кардинально изменить ситуацию и вернуть детей к книге, сформировав у них потребность в чтении и духовном обогащении.
Предлагаю примерный план мероприятий, посвящённых Году литературы в России, составленный на основе юбилейных дат писателей, поэтов, книг-юбиляров, для использования в работе в 2015 году.
План мероприятий, посвящённых Году литературы в России
№ п/пМероприятие Ответственный
1. 7 января – 90 лет со дня рождения Джеральда Малкольма Даррелла (1925–1995), английского зоолога и писателя. Чтение произведений и беседа. Учителя начальной школы
2. 15 января – 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829), поэта, драматурга, дипломата. Семинар по творчеству А.С.Грибоедова в 9-х классах. Учителя литературы
3. 15 января – 90 лет со дня рождения Евгения Ивановича Носова (1925–2002), писателя. Урок внеклассного чтения в 1-4 классах. Учителя начальной школы
4. 29 января – 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904), рождения писателя, драматурга. Уроки внеклассного чтения по произведениям писателя. Учителя литературы
5. 10 февраля – 125 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960), русского поэта, лауреата Нобелевской премии. Устный журнал в 11-х классах «Лауреаты Нобелевской премии в области литературы». Учителя литературы
6. 14 февраля – 160 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855–1888), писателя. Библиотечный урок в 8-х классах. Библиотекарь
7. 28 февраля – 95 лет со дня рождения Федора Александровича Абрамова (1920–1983), писателя. Урок-семинар по творчеству писателя в 11-х классах. Учителя литературы
8. 6 марта – 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815– 1869), поэта.
Уроки внеклассного чтения в 1-4 классах. Учителя начальной школы
9. 2 апреля – 175 лет со дня рождения Эмиля Золя (1840-1902), французского писателя. Семинар по творчеству писателя в 10-11 классах. Учителя литературы
10. 3 апреля – 95 лет со дня рождения Юрия Марковича Нагибина (1920–1994), писателя.
Урок-семинар в 11-х классах. Учителя литературы
11. 5 апреля – 95 лет со дня рождения Артура Хейли (1920-1991), американского писателя. Беседа в 10-11 классах. Учителя литературы
12. 14 апреля – 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792), писателя, драматурга. Викторина по комедии «Недоросль» в 8-х классах. Учителя литературы
13. 24 мая – 110 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), писателя, лауреата Нобелевской премии. Уроки литературы в 11-х классах по творчеству писателя. Учителя литературы
14. 24 мая – 75 лет со дня рождения Иосифа Александровича Бродского (1940–1996), поэта, лауреата Нобелевской премии. Литературная гостиная для 10-х классов. Учителя литературы
15.  Вторая половина мая – 750 лет со дня рождения Алигьери Данте (1265-1321), итальянского поэта. Уроки литературы «Лирика Данте» в 9-х классах. Учителя литературы
16. 6 июня – Пушкинский день России. Конкурс чтецов в лагере дневного пребывания с приглашением родителей. Воспитатели
17. Устный журнал «По страницам любимых книг» в 5-11 классах в сентябре.
10 июля – 125 лет со дня рождения Веры Михайловны Инбер (1890-1972), писательницы.
13 июля – 95 лет со дня рождения Аркадия Григорьевича Адамова (1920-1991), писателя.
10 августа – 120 лет со дня рождения Михаила Михайловича Зощенко (1895-1958), писателя.
23 августа – 135 лет со дня рождения Александра Степановича Грина (1880-1932), писателя.
28 августа – 90 лет со дня рождения Юрия Валентиновича Трифонова (1925-1981), писателя
28 августа – 90 лет со дня рождения Аркадия Натановича Стругацкого (1935-1991), писателя – фантаста. Учителя литературы
Классные руководители
18. 7 сентября – 145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), писателя.
Семинары по творчеству писателя в 11-х классах. Учителя литературы
19. 23 сентября – 125 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова (1890-1964), лингвиста, языковеда.
Беседы в 5-11 классах. Учителя русского языка
20. 3 октября – 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина (1985-1925),  поэта.
Очные и заочные экскурсии по есенинским местам. Конкурсы чтецов. Литературные гостиные. 1-11 классы с участием родителей. Учителя литературы
Учителя начальной школы
Классные руководители
21. 7 октября – 100 лет со дня рождения Маргариты Иосифовны Алигер (1915-1992), поэта.
Беседы, чтение стихотворений в 5-11 классах. Учителя литературы
22. 28 ноября – 100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова (1915-1979), поэта, прозаика, драматурга, Героя Социалистического Труда.
Конкурс чтецов, 5-11 классы с приглашением родителей. Учителя литературы
23. 30 ноября – 180 лет со дня рождения Марка Твена (Сэмюэля Клеменса, 1835-1910), американского писателя. Беседы в 5-6 классах. Учителя литературы
24. 5 декабря – 195 лет со дня рождения Афанасия Афанасиевича Фета (Шеншина, 1820-1892), поэта. Конкурс чтецов 5-11 классы с приглашением родителей. Учителя литературы
25. 14 декабря – 190 лет со дня восстания декабристов (1825). Литературная гостиная «Поэты-декабристы», 9-11 классы с участием родителей. Учителя литературы
26. 17 декабря – 90 лет со дня рождения Константина Яковлевича Ваншенкина (1925-2012), поэта.
Беседа в 9-11 классах. Учителя литературы
27. 30 декабря – 150 лет со дня рождения Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936),  английского писателя.
Беседы в 1-5 классах. Учителя начальной школы
Учителя литературы
28. Научно-практическая конференция «Книги-юбиляры-2015»
395 лет со времени  рождения протопопа Аввакума (Петрова, ок. 16201682), религиозного деятеля, писателя
225 лет – «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790)
195 лет – «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820)
190 лет – «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1825)
185 лет – «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830)
185 лет – «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (1830)
175 лет – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (1840)
85 лет – «Во весь голос» В.В.Маяковского (1930)
90 лет – «Анна Снегина, «Черный человек» С.А.Есенина
75 лет – «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1940)
75 лет  – «Мастер и Маргарита» М.М. Булгакова (1940)
70 лет – «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского (1945)
70 лет – «Петр I» А.Н.Толстого (1945) Учителя литературы
29. Экскурсии по литературным местам, в музеи, связанные с именами поэтов и писателей. В течение года. Учителя начальной школы
Учителя литературы
Классные руководители
30. Встречи с поэтами и писателями. В течение года. Учителя начальной школы
Учителя литературы
Классные руководители
31. Участие в литературных конкурсах, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов. В течение года. Учителя начальной школы
Учителя литературы
Классные руководители