Урок русского языка в 9 классе по теме:“Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами с союзами И, А, НО”, для учащихся с легкой умственной отсталовстью


Урок русского языка в 9 классе ТЕМА: “Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами  с союзами И, А, НО”.
Планируемые результаты деятельности:
Предметные:
развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и;
правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью;
Метапредметные:
Регулятивные:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на развороте учебника.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре .Личностные:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению правила постановки запятой в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но;
Средства: технология системно-деятельностного подхода.
Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии.
Ход урока
1Орг момент
А)Психологический настрой на урок
- Здравствуйте, ребята.
- Поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу! Настроились на работу? Начнем ! Сегодня на уроке нам предстоит много работы: мы будем выполнять задания в парах и самостоятельно.
Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью “Оценочных листов”
Я желаю вам успеха.
Б)Коррекционное упражнение «4 лишний», словарная работа
На доске перемешаны слоги слов на цветной бумаге :КАТАСТРОФА -Как вы думаете, что это? ( слоги слов, кот-е надо собрать в слова)
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО -Какую работу мы будем выполнять с этими словами? ЭКОЛОГИЯ (определим лишнее слово , что оно обозначает, сделаем его
ПРИРОДА звукобуквен.анализ, определим ошибкоопасные места)
(собирают слова из слогов по цвету, работают по предложенному плану у доски)
-Еще одно словарное слово, с которым мы сегодня поработаем ЛИКВИДАЦИЯ, как вы думаете, что оно обозначает?
-Сделайте звукобуквенный анализ и подчеркните ошибкоопасные места.
-Сколько гласных?(5гл), чего больше в этом слове – букв или звуков? (одинаково-10б, 10зв)
-Оцените свою работу в листе оценивания , пункт 1
-Как связаны между собой эти слова? (после катастрофы ликвидируют ее последствия)
-Я выбрала именно эти слова для словарной работы потому, что 26 апреля исполняется 30 лет после крупнейшей техногенной катастрофы, которая произошла в г.Чернобыле на Украине, а 30 лет назад Украина входила в состав СССР и ликвидировали последствия этой катастрофы в том числе и жители нашего города тоже.
-Кто-нибудь из вас что-то знает про эту катастрофу?(ответы уч-ся)
-Именно в этот день 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупная авария, за которой последовал длительный выброс в атмосферу большого количества радиоактивных веществ. Произошла страшнейшая катастрофа в истории человечества. Этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы . Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше. С каждым днём всё больше ликвидаторов пополняют этот список. Об их подвиге должны помнить мы все. Нельзя допустить, чтобы оборвалась память сердца, чтобы потомки, забыв прошлое, ещё раз прошли по пути ошибок! Чёрный день трагедии. Дата, которую не празднуют, но которую нужно помнить. Хотя те, кого это коснулось напрямую, этот день не забудут никогда. Об этом нужно помнить всем, для кого слово «чернобылец», вдруг стало прошлым, а Чернобыль – бедой, которая миновала.
(фото Памятник жертвам радиации в Минусинске )
-Как вы считаете, последствия катастрофы повлияли на природу, экологию, людей?
2Повторение
Запишите в тетрадях число.
- Через сколько дней человечество будет отмечать 30-летие трагедии в Чернобыле? (через 5 дней)
-Какой вид работы мы не сделали при работе над словарными словами? (не составили предложения с ними)
А) работа с деформированным предложением
Составляют предложение из предложенных слов и записывают его, один ученик у доски определяет главные члены, составляет схему этого предложения .
Из Минусинска для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС уезжали врачи, строители и водители. (0,0 и 0)
Оцените свою работу.Лист оценивания п.2
Б) графический диктант (работа в парах на карточках)
Графический диктант.
-Если утверждение верное, ставьте «+», если нет , то «-»
1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( )2) Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений. ( )3) Это схема простого предложения с однородными членами:
  ___  ═    ,   ____  ═   . ( )
4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( )5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( ) Проверка, обобщение:
178181092710 - + - - +
00 - + - - +
-Сверьте свои ответы с образцом, оцените свою работу
- Кто допустил ошибки?
- В чём причина?
- Кто справился без ошибок?
Оцените свою работу в листе оценивания п.3
В) Формулировка темы и целей урока
-Вспомните утверждения из графического диктанта и попробуйте сформулировать тему урока (делают это с помощью учителя):
“Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами  с союзами И, А, НО”.
- Какие цели перед собой поставим?
1. Научится различать сложные и простые предложения .
2. Определить сходство и различие в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами
Составим план.
1. Повторить алгоритм постановки запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
2. Сравнить правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.
3. Выполнить упражнения для закрепления умений постановки запятой в предложениях с союзами А,И,НО.
4. Составление схем предложений.
Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)Оцените свою работу (Лист оценивания п.4) :-Давайте сейчас вспомним правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, если в них есть союзы.
- Вспомним алгоритм, как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении
Алгоритм
Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении.
1.Найти и подчеркнуть…(главные члены предложения)2. Посчитать………………(группы главных членов)3. Если групп главных членов две или больше ,то…….(предложение сложное)4.Найти границы…………(простых предложений в составе сложного)5. Выделить…………………(союз)6.Поставить………………(запятую)
Оцените свою работу (лист оценивания п.4.)
ФИЗМИНУТКА
3.Закрепление
а)Дифференцированная работа в парах 
-Используя этот алгоритм, выполним следующее упражнение.
Задания
1). Определить , к какому типу относятся предложения.
2) В соответствии с этим поставить недостающие знаки препинания
3) Подобрать к предложениям схему
(Записывают предложения подбирают схему и вывешивают на доске)
1гр
Сотрудники Чернобыльской АЭС нарушили инструкции по технике безопасности, и на станции прогремели взрывы. (------- ===, и == -----)
Первыми в смертельный бой с радиацией и огнем вступили пожарные .( 0 и 0)
2гр
Пожар на станции потушили, но взрывом далеко разбросало куски радиоактивного урана.(----- =====, но ==== -----)
Радиация была невидимой, но смертельной для человека.( 0, но 0)
3 гр.
В условиях огромной радиации работали люди, а роботы выходили из строя.
(=== ---, а ---- ===)
Мирный атом после аварии в Чернобыле не помогал человечеству, а убивал его.(0, а 0)
Проверка, оценивание
Соедините вид предложения с нужным союзом (у доски маркером)
8826522034500
Перед вами схема, дополните её словами

Проверка по эталону.
4Самостоятельная работа
-Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО
1гр.
Чернобыльская катастрофа оставила после себя страшные последствия, и человечество помнит свои ошибки. Проходят годы, но людская память не находит себе покоя. Рискуя жизнью, ликвидаторы тушили пожар, разбирали обломки, эвакуировали людей.
Проверка, обобщение
5.Итоги, рефлексия
– Какие цели перед собой ставили?
– Достигли мы их или нет?
– Что самого важного для себя вы поняли на уроке?
– Что было легко на уроке? Почему?
– В чем затруднялись? Почему?
Чтение учителем отрывка гимна чернобыльцев.
- Почему автор говорит, что он поступил как человек? Автор гимна, Александр Винников, еще один ликвидатор-минусинец, которого не пощадила Чернобыльская катастрофа.
-Подсчитайте свои баллы и оцените свою работу на уроке.
6 Дом задание
Дифференцировано, на карточках.
Оценивание.
Приложение
Марш чернобыльцев
 
Когда в Чернобыле рвануло,
И вырвался тот страшный джин,
Не мог остаться равнодушным
Любой советский гражданин.
 
Хоть годы быстро пролетают,
Мы будем помнить все равно,
Как шли в атаку на рентгены,
Которых видеть не дано.
 
Теперь мы братья все по крови,
Кто в зараженный шел объект.
Пускай же скажут дети, внуки:
Он поступил как человек.
 
Другой награды мы не просим,
И будем помнить все равно,
Как шли в атаку на рентгены,
Которых видеть не дано.
 
Простите, кто уже не с нами,
Кто сжег себя, закрыв отсек.
Прости, что руки не подставил,
Но я всего лишь человек.
 
Но знай, тебя мы не забыли,
И будем помнить все равно,
Как шли в атаку на рентгены,
Которых видеть не дано.
 
Года идут, и мы стареем,
И нас все меньше потому,
Что смерть-злодейка выбивает
Из строя нас по одному.
 
Но дружбе мы верны, как прежде,
И будем помнить все равно,
Как шли в атаку на рентгены,
Которых видеть не дано.
 
Алексей Винников, Минусинск