Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»


Конспект урока по русскому языку в 7 классе
«Запятая между простыми предложениями
в союзном сложном предложении»
Цели: учить различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях; развивать творческие  способности, мышление, связную речь; воспитывать любовь и интерес к русскому языку, к изучаемому предмету
Ход урока
1.     Лингвистическая разминка
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложения:
Она не только хорошо поёт и рисует, но и сочиняет стихи.
- Какие союзы встречаются в предложении? (Простой союз и, составной союз не только... но и.)
- Какова роль союзов в предложении? (Роль обоих союзов - соединительная.)
2.    Проверка домашнего задания
Ученики зачитывают предложения, выписанные из школьных учебников с сочинительными и подчинительными союзами. 
3.    Изучение темы «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
- Как вы считаете, чтобы усвоить тему урока, что нам нужно повторить? (Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы, повторить синтаксический разбор предложения, должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.)
- Какова роль союзов в данных предложениях? 
Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался. (Союз и соединяет однородные члены простого предложения, выраженные сказуемыми.)
Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. (Сочинительный союз и соединяет грамматические основы предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения.)
- В большинстве случаев между частями сложносочиненных предложений, соединенных союзами и, или, да в значении и, либо, ставится запятая. Однако есть случаи, когда она не нужна. Например, если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, придаточное предложение или вводное слово или словосочетание. Рассмотрим примеры:
У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (В сложноподчиненном предложении есть общий элемент - второстепенный член, выраженный дополнением, поэтому после сочинительного союза и запятая не ставится.)
Когда дымка разошлась, горы как будто приблизились и ущелье уже не казалось таким мрачным. (В сложноподчиненном предложении есть общий элемент - придаточное предложение, поэтому после сочинительного союза и запятая не ставится.)
Может быть, все станет прежним и мы заживем по-старому. (В сложноподчиненном предложении есть общий элемент - вводное словосочетание, поэтому после сочинительного союза и запятая не ставится.)
- Выделите грамматические основы данных предложений, расставьте знаки препинания.
Первыми тронулись болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать. (Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых, соединенных при помощи подчинительного составного союза потому что)
В комнате станет темно, лишь только погаснет свеча. (Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых, соединенных при помощи подчинительного составного союза лишь только). 
Он знал, что в лесу лежат росистые тени. (Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых, соединенных при помощи простого подчинительного союза что)
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых, соединенных при помощи союзного слова что, где союзное слово что - подлежащее).
- Давайте сделаем вывод - чем отличается союзное слово от союза? (Союз не является членом предложения, а союзное слово является членом предложения).
- Попробуем составить порядок рассуждений, что мы должны сделать, чтобы правильно поставить знаки препинания. Запишем его на доске.
1. Прочитать предложение.
2. Выделить грамматическую основу и определить тип предложений по количеству грамматических основ (простое, сложное).
3. Подчеркнуть однородные члены, определить границы простых предложений, определить средство связи.
4. Применить нужное правило постановки запятой.
- Применяя теоретические знания, пользуясь алгоритмом, выполним задания упражнений 364, 365. (Комментированное письмо у доски).
4. Подведение итогов урока.
- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав сложноподчиненных и сложносочиненных предложений? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов, а также союзных слов в сложноподчиненных предложениях).
- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой).
- В каком случае в сложносочиненных предложениях перед сочинительным союзом и запятая не ставится? (В случае если есть общий второстепенный член, придаточное предложение или вводное слово или словосочетание).
- Достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия?
- Какое задание было трудным, какое интересным?
5. Домашнее задание.
Составьте текст из 6-8 предложений на тему «Весна», используя ССП и СПП.