Конспект урока русскогоязыка в 7 классе по теме Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении


Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
Цели:
1) углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о простом предложении с однородными членами, о структурном различии простого и сложного предложения.

2)воспитывать бережное отношение к природе.
3)развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.

Ход урока
1. Мотивационный этап.(Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности)
Учитель: Запишите число, классная работа, тему урока: « Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».

Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?
Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.
Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.
Проверка домашнего задания
Учитель: Над этим вы работали дома, выполняя упражнение 321.Давайте проверим, как вы справились.
1вариант. Прочитайте предложения, в которых от одного предложения к другому можно поставить вопрос (сложноподчиненные предложения). Найдите схему, которая соответствует данному предложению.
2 вариант. Прочитайте предложения , в которых от одного предложения к другому вопроса поставить нельзя (сложносочиненные).Найдите схему, которая соответствует данному предложению.
Проверьте правильность постановки знаков препинания по схемам.
Учитель: Какое пунктуационное правило вы применяли, выполняя это упражнение?
Ответ: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.
Учитель: Как могут быть связаны простые предложения в составе союзного сложного предложения?
Ответ: Простые предложения в составе союзного сложного предложения могут быть связаны с помощью сочинительных и подчинительных союзов.
Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры. Пока мы будем слушать монологический ответ. За доской нужно сделать синтаксический разбор предложения.
Индивидуальная работа у доски.
Синтаксический разбор предложения у доски
Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.
(2человека работают по карточкам на местах)
Монологический ответ у доски (все приводят примеры)
Рецензия
Послушаем объяснение синтаксического разбора.
Учитель: Все то, что вы сейчас повторили, поможет вам при работе над темой урока «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».
Определите для себя цель учебной деятельности.
Ответ: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
2 Операционально- познавательный этап. (построение проекта выхода из затруднительной ситуации)

Перед вами текст. Прочитайте его.
Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.
1) Определите тему текста.
В этом тексте говорится о приходе весны.
2) Определите стиль текста..Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка., олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.
3)Определите тип речи.
Тип речи- повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.
Объяснение нового материала:
Возьмите свои рабочие листы, в них записаны предложения из текста.
1) Вам нужно вставить пропущенные орфограммы.
2) Выделить грамматические основы предложений.
3) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
4) Определите роль союза в предложении.
Примеры предложений Роль сочинительного союза в предложении. Роль подчинительного союза в предложении Знаки препинания
1. Пр…шла весна, и под лучами яркого солнца ра..таял снег.
2Хлынули в..селые ручьи и взл..мали лед на тихой речке.
3. Верба затор…пилась и выпустила множество пуш…стых почек.
4. На пригорке по..вились первые по..снежники, потому что почу…ствовали пр..буждение пр..роды.

Учитель: Проверяем правильность выполнения задания.
-Прочитайте 1-ое предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.
-Прочитайте 2-ое предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.
-Прочитайте 3-е предложение, назовите вставленные орфограммы и грамматическую основу предложения, какова роль союза в предложении.
Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.
Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится ……….

Откройте учебник на стр. 153, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод. (читают вслух)
А сейчас, давайте попробуем составить алгоритм или порядок рассуждений, что мы должны сделать, чтобы правильно поставить знаки препинания.
Алгоритм на доске.
1. Прочитайте предложение.
2. Выделите грамматическую основу и определите тип предложений по количеству грамматических основ.
простое сложное
3. Подчеркните однородные члены и 3.Определите границы п определите средство связи
4. Примените нужное правило
постановки запятой
3.Тенировочные упражнения.
1)Комментированное письмо у доски.
1.Применяя теоретические знания, пользуясь алгоритмом, выполним следующее задание. Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.
1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.
3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
2)Самостоятельная работа по вариантам
Откройте учебники на стр.154 упражнение 325
1 вариант- спишите ССП,2 вариант- СПП (проверяем устно)
-Выборочная работа.
1 вариант- прочитайте ССП. Проверьте правильность составленных вами схем.(Поднимите руки, кто не сделал ошибок, кто сделал , внесите исправления.)
2 вариант- прочитайте СПП. Проверьте правильность составленных вами схем.(Поднимите руки, кто не сделал ошибок, кто сделал , внесите исправления.)
В предложениях были пропущены орфограммы, выполните самопроверку, сравнив с образцом на доске.
Творческое задание
Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое задание.
Из данных предложений составьте ССП и СПП предложения.
1)В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.
или
Закончите предложения, используя сочинительный и подчинительный союз.
Солнце светило ярко……
Выберите для себя задание и выполните его.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Выполнение теста по вариантам.
Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Домашнее задание.
1. Подготовьте устный монологический ответ, стр. 153.
2. Выполните письменно упр.324 или упр.326 или составьте текст из5-7 предложений на тему «Весна», используя ССП и СПП.
Если вам на уроке все было ясно, понятно и интересно ,то уходя в коробку положите желтый смайлик, а если нет- синий.

Тест
Вариант 1
1. Закончите предложение.
Если сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного, то запятая ….2. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях.
1) Вода поднялась, и затопила бобровую хатку.
2) Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
3) На небе появляются первые звезды когда заходит солнце
4) Едва пригреет солнце, заиграет в овраге вода.
3. Выделите грамматические основы , расставьте знаки препинания, над сочинительными союзами надпишите букву с., над подчинительными -п.
1) Вдруг подул тёплый ветер и принес тучи.
2) Когда наступает утро звёзды тускнеют в синем небе.
3)На пригорке появились первые проталины и цветы потому что солнце пригрело сильнее.
4. Закончите предложения, приведённые ниже, используя сочинительный и подчинительный союз
1) Прилетели скворцы...._____________________________________________
2) Прилетели скворцы...._____________________________________________

Тест
Вариант 2
1. Закончите предложение.
Если подчинительный союз связывает простые предложения в составе сложного, то запятая….2. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях.

1) Все ветры ко мне приходят и весна у окошка стоит.
2) Верба заторопилась и выпустила множество почек.
3) Появляются первые подснежники так как солнце пригревает теплее.
4) Трава зазеленела, когда растаял снег.
3. Выделите грамматические основы , расставьте знаки препинания, над сочинительными союзами надпишите букву с., над подчинительными -п.
Река разлилась и затопила берег.
Зазеленела травка но почки берёзы еще не надулись
3)Старик называл мне ветер и следил чтобы я правильно записывал задание.
4. Закончите предложения, приведённые ниже, используя сочинительный и подчинительный союз
1) Медленно всходило утреннее солнце..__________________________________________ 2) Медленно всходило утреннее солнце..__________________________________________