презентация по теме Самостоятельная работа на уроках физики


Самостоятельная работана уроках физики Павлова Виктория ВалерьевнаМАОУ СОШ № 93 города Краснодара Цели проекта Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.В процессе обучения ребенок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Дидактические цели Формирова-ние умений и навыков техническо-го характера Формирова-ние умений и навыков практичес-кого характера Формирование умений приме-нять знания на практике Закрепле-ние и уточнение знаний Приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания Решение задач, требующее комплексного применения знаний Выполнение заданий по техническому моделированию и конструированию Эксперимент с элементами исследования Сборка приборов из готовых деталей и конструкций Лабораторные работы практического характера Решение задач Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей Лабораторные опыты Просмотр учебных фильмов Работа с учебником Сбор и классификация коллекционного материала Решение задач Фронтальный эксперимент Наблюдения Работа с учебной литературой Работа с раздаточным материалом Анализ формул и графиков Решение задач, требующее комплексного применения знаний Выполнение заданий по техническому моделированию и конструированию Эксперимент с элементами исследования Сборка приборов из готовых деталей и конструкций Лабораторные работы практического характера Решение задач Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей Решение задач Решение задач Лабораторные опыты Просмотр учебных фильмов Работа с учебником Сбор и классификация коллекционного материала Решение задач Фронтальный эксперимент Наблюдения Работа с учебной литературой Работа с раздаточным материалом Анализ формул и графиков У – управление познавательной деятельностью со стороны учителя. Структуру дидактического процесса самостоятельной работы можно выразить формулой: Дпр = М + Пд + У  М – мотивационный этап, Пд – познавательная деятельность учащихся Мотивация процесс, в результате которого определяется деятельность, приобретающая личностный смысл, создает устойчивый интерес к ней. Мотивация – внутренняя сила действий и поступков личности. Она возникает самопроизвольно, ее создание – признак мастерства и задача преподавателя. Одна из простых методик формировании мотивации – занимательность занятий. Занимательность занятий На уроках физики в седьмом и восьмом классе для того, чтобы повысить интерес к решению задач, можно прибегать к помощи сказочных героев. Муравей поднимался вверх по 10-метровой березе со скоростью 1 см/с. Какова его скорость, если в середине пути он делает 5-минутную остановку? Муха села на край грампластинки диаметром 20 см и частотой вращения 33 об/мин и катается с ветерком. Определите скорость ветерка. Познавательная деятельность Самое главное – учащиеся должны активно учиться. Задача преподавателя – подобрать необходимые технологии.Рекомендуются такие учебно-преподавательские действия, которые связаны с переформированием учебного материала, его критическим осмыслением, поиском рационального решения. При этом рекомендуется конспектирование, реферирование, подготовка докладов, решение задач, участие в деловых играх.Немаловажную роль играет творческая деятельность учащихся. Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики Самостоятельная работа учащихся по решению задач Работа с графиками Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой Общие подходы к решению типичных задач по теме «Законы Ньютона». СИТУАЦИЯ ДЕЙСТВУ-ЮЩИЕ СИЛЫ УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ В ВЕКТОРНОЙ ФОРМЕ В ПРОЕКЦИЯХ а)б) а)б) Алгоритм распознаванияприменяемости законов Ньютона Шаг 1 Можно ли считать систему отсчета инерциальной? Шаг 2Можно ли применять законы классической механики? Шаг 3Можно ли считать тело материальной точкой? да да да нет нет нет ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ! ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ! ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ! МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ЗАКОНЫ НЬЮТОНА! Алгоритм преобразования формулы второго закона Ньютона в соответствии с данной физической ситуацией. 1. Записать формулу второго закона Ньютона и выяснить смысл каждой из входящих в нее величин.2. Найти значения этих величин:А) выбрать инерциальную систему отсчета;Б) определить массу рассматриваемой точки;В) найти ее ускорение;Г) найти равнодействующую всех сил,действующую на материальную точку.3. Подставить в общую формулу величины.4. Получив уравнение второго закона динамики в векторной форме, перейти от него к скалярным. Задача На полу шахтной клети находится груз массой 100 кг. Определить силу, действующую на груз со стороны пола, если клеть поднимается вертикально с ускорением 0,3 м/с2. Y Анализ. В описанной ситуации рассматриваются два тела: груз и клеть — во взаимодействии с Землей. Выясним, можно ли применить к ним законы Ньютона. 1. Груз неподвижен относительно клети; клеть ускоренно движется относительно Земли; система отсчета, связанная с Землей, инерциальная.2. Скорости рассматриваемых тел малы по сравнению со скоростью света.3. Поскольку клеть и груз движутся поступательно, каждое из этих тел можно считать материальной точкой.Вывод: в данной ситуации применимы законы Ньютона. План решения Поскольку масса клети неизвестна, применим второй закон Ньютона только к грузу: Уравнение движения груза будет иметь вид: Переходим к уравнению в проекции на координатную ось: откуда искомая сила упругости: В качестве основных методов обучения рекомендовалось самостоятельное чтение текста учащимися и составление ими плана прочитанного Что надо знать оявлении Что надо знать овеличине Что надо знать озаконе Что надо знать отеории физического явления Работа с иллюстративным материалом учебника 6 1 2 3 4 5 1. Водонапорная башня.2. Бак для воды.3. Насос.4. Отстойник.5. Фильтры.6. Магистраль. река Назвать основные части системы водопровода и найти их на схеме, указать значение. Показать на схеме части водопровода, представляющие собой сообщающиеся сосуды. Домашний эксперимент Можно применять домашние экспериментальные задания, тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию. Подобного рода задания сближают обучение и практическую жизнь. В виде рассказа по плану:* Что я делаю?* Что я наблюдаю (вижу, слышу, ощущаю)?* Что происходит с каждым телом?* Рассуждения о причине процесса, явления.* Выводы.* Вопросы, которые у меня возникли (при анализе результатов у меня возникли следующие вопросы; ...). Алгоритм отчёта: В форме задачи:Дано (данные прямых измерений).Решение (в общем виде).Вычисления.Ответ (выводы). Работа с графиками Алгоритм: выяснить взаимосвязь физических величин с помощью математического выражения; составить таблицу значений; объяснить физический смысл полученного графика по данному физическому явлению. Графики плавления и отвердевания позволяют рассчитать количество поглощенной и выделившейся теплоты 1064 64 m=3 г 1564 64 1064 1564 1083 333 m=7 кг 1283 333 1083 1283 Результаты Можно сказать, что самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке рационально организованная и систематически проводимая оказывает положительное влияние на качество знаний, а также вырабатывает навыки учебного труда, воспитывает серьезное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение учеников к урокам и дисциплину в классе. 100% 50% 100% 100% 50% 50% I II I II II I 44% 40% 39% 50% 50% 50% 7 классы 8 классы 9 классы Диаграммы успеваемости учащихся 7-9 классов за первое полугодие 2004-2005 учебного года