Сценарий итогово-обобщающего урока биологии для 8 класса в форме игры по теме Самые древние чувства

Сценарий итогово – обобщающего урока биологии в 8 классе
в форме игры по теме «Самые древние чувства»
Цель: Обобщить и расширить знания о строении и функция анализаторов человека.
Задачи: формирование понятий о строении, функциях и значении анализаторов, развитие навыков групповой работы, умений сравнивать, делать выводы, воспитание культуры общения со сверстниками, привитие правил сохранения и укрепления здоровья.
Ведущий:
В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: «Давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть!» Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. Анатомия – наука о человеке . Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.
Сегодня мы поговорим об анализаторах, удивительных системах нашего тела, позволяющих нам ощущать звуки, цвета, вкус, боль, запах, позволяющие нам ориентироваться в нашем прекрасном, сложном мире!
Класс делится на группы ( их может быть 3 или 4).
Задание : «Анатомия анализаторов»
Необходимо описать строение анализатора (зрительный, вкусовой, слуховой, обоняние и т.д.)
Задание «Народная мудрость»
Глаза, уши, язык, нос – это органы нашего тела, которые чаще всего используется в литературе.
Ваша задача вспомнить и назвать пословицы или поговорки о них.
(Глаза страшатся, а руки делают. Глаза зеркало души. Чужой глаз больше видит. Глаза бы не видели, уши не слышали. Промеж глаз нос унесет. С глаз долой, из сердца вон. Глаз не видит, душа не болит. Глаза бирюза, а душа сажа. Глаза без души слепы, уши без сердца глухи. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. Береги нос в большой мороз.)
Задание «Дальше, Дальше.»
Вам необходимо быстро отвечать на мои вопросы в порядке очерёдности команды.
Что находится непосредственно за зрачком? (хрусталик)
Сколько информации мы получаем через орган зрения?(90%)
Какими оболочками покрыто внутреннее ядро глаза?( белочная, сосудистая, сетчатка)
Каково значение среднего уха? (превращает звуковые колебания в механические, усиливая их )
Как информация от слуховых рецепторов поступает в мозг? (через слуховой нерв)
Где расположены обонятельные рецепторные клетки? (в слизистой оболочки верхней части носовой полости)
Сколько, примерно, существует обонятельных рецепторных клеток? (100 млн)
Какие шесть основных запахов выделяют в настоящее время? ( фруктовый, пряный. смолистый. цветочный. гари и зловонный)
опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от
человеческой воли, они выводятся из организма?
В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются
опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от
человеческой воли, они выводятся из организма?
В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются
опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от
человеческой воли, они выводятся из организма?
стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются
опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от
человеческой воли, они выводятся из организма?
В стрессовом состоянии человеческий организм вырабатывает токсины. Каким образом они выводятся из организма? (при помощи слёз)
Что относится к периферическому отделу вкусового анализатора? ( вкусовые сосочки)
Оптический прибор для коррекции зрения ( очки)
Прозрачная наружная оболочка глаза (роговица)
Место на сетчатке, где берёт начало зрительный нерв (слепое пятно)
Самая маленькая косточка организма человека (стремечко)
Двояковогнутая линза (хрусталик)
В каком человеческом органе есть стекловидное тело? ( в глазу)
Какие рецепторы находятся в коже? (болевые, тепловые, холодовые).
стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются
опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от
человеческой воли, они выводятся из организма?
Каким образом, чаще всего не зависящим от
человеческой воли, они выводятся из организма?
4 Задание. «Литературная страничка»
Один из знаменитых русских писателей написал повесть о невероятном случае, произошедшим с коллежским асессором Ковалевым. Просыпаясь однажды утром, он обнаруживает, что у него пропал один орган. А на его месте чистая гладкая поверхность. Он идет к полицейскому, чтобы заявить о пропаже, но по пути встречает потерянный орган в золотом мундире, который куда-то направляется. Никакие просьбы майора о его возвращении на место не действуют.  Как называется эта повесть и почему писатель выбрал именно этот орган человеческого тела? ( Н.В. Гоголь. Повесть «Нос»)
Задание «Музыкальная шкатулка»
Прослушайте аудиозапись и назовите автора этого известного музыкального произведения? Как вы думаете, почему я выбрала произведение именно этого композитора для нашей игры?
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И, несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много произведений. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. Отчего оглох Бетховен, мы точно этого не знаем. На этот счет существуют различные теории. Так, предполагают, что Бетховен страдал болезнью Паже, характеризующейся утолщением костей, – об этом могут свидетельствовать крупная голова и широкие брови композитора, что характерно для этого заболевания. Костная ткань, разрастаясь, могла сдавить слуховые нервы, что и привело к глухоте. Но это не единственное предположение медиков. Другие ученые считают, что Бетховен потерял слух из-за воспалительного заболевания кишечника. Вывод, конечно, неожиданный, но проблемы с кишечником иногда действительно вызывают потерю слуха.
Ещё одно музыкальное произведение композитора..
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено.  Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь. Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год – отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано  Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора – он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю.После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.
6 Задание «Картинки в конверте» ( подписать части анализатора)
Заключительные задания для команд :
Насчитывается около 73 эпитетов , по разному характеризующие проявление этого ощущения: острая, -тупая, колючая, давящая, пронизывающая, мучительна. Где находятся рецепторы этого анализатора? Полезно или вредно испытывать это ощущение?

Объясните выражение «В темноте все кошки серы». О каком анализаторе речь? Как он работает?
Почему при простуде мы не ощущаем вкуса пищи?
Почему при нарушении мышечного чувства человек не может передвигаться с закрытыми глазами?
Вот и подошла к концу наша игра! Сегодня вы продемонстрировали прекрасные знания о наших самых древних чувствах. Скажите, что в нашем уроке вам понравилось? Что было для вас трудным? Что вас удивило? А какое задание запомнилось больше всего?
Спасибо за внимание, желаю успеха!










·Рисунок 1Рисунок 415