Исследовательская работа Наши первые деньги


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа» пст. КеркиТема: «Наши первые деньги»
Выполнила:ученица 4 класса
Бадышева Лилия
Руководитель:учитель нач. классов
Л.С. БехлерКерки2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕНЕГ……. 5
1.1 Сущность, свойства и функции денег………………………………. 5
1.2 Виды денег…………………………………………………………… 6
1.3 Отношение детей к деньгам в разных странах…………………….. 8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………... 10
2.1  Отношение родителей к карманным деньгам…………………….. 10
2.2 Карманные деньги и учащиеся моей школы…………………......... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 13
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………….. 14
ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ
Зачем современному ребенку нужны карманные деньги. Этот вопрос возник у меня, после того как мы с ребятами нашей школы ездили в санаторий «Черная речка». У каждого с собой были карманные деньги, которые нам дали родители. А зачем нам деньги? Чтобы покупать чипсы и колу или сходить с ребятами в кино, или купить что-нибудь необходимое на данный момент. Когда закончился срок пребывания в санатории многие мои друзья тратили деньги бедумно, лишь что – нибудь приобрести, а некоторые наоборот пытались сэкономить свои сбережения и практически ничего не покупали.
Я решила разобраться, что думают мои сверстники и родители о карманных деньгах, хорошо это или плохо, нужны ли они и какие бывают системы «денежного воспитания» , поэтому и определила
Цель моей работы - исследование понятия «карманные деньги» и его положительных и отрицательных сторон.
Задачи:
- узнать историю денег;
- изучить наличие карманных денег у учащихся школы;
- определить мотивы расходования денег;
- узнать мнение родителей по поводу наличия карманных денег у
детей.
- проанализировать и сделать выводы о том, нужны или нет карманные деньги младшим школьникам.
Объект исследования - карманные деньги.
Предмет исследования - отношение школьников к карманным деньгам, структура их расходования.
Гипотеза – я предполагаю, что ученикам начальных классов нужны карманные деньги.
Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что с развитием общества вперёд, современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека.
Исследование проходило в два этапа:
1 – этап – проведение опроса, анкетирования. Время проведения – сентябрь месяц
2 – этап – обработка результатов, анализ результатов, выводы.
В ходе работы мы проводили анкетирование, социологический опрос, наблюдение и использовали свой личный опыт.
Практическая значимость данной работы в том, что проанализированный материал может быть использован на уроках «окружающий мир» и во внеклассной работе.
Данная работа состоит из введения, глав поделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
СУЩНОСТЬ, СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕНЕГ
Сущность, свойства и функции денег.    
Деньги возникли стихийно в процессе развития товарного обращения, когда возникли излишки товаров. Вначале объем произведенных товаров был сравнительно мал и обмен товарами между племенами носил случайный характер (все произведенные товары уходили на потребление) и осуществлялся в натуральной форме. Постепенно объем производства возрастал и начали появляться излишки товаров. Обмен стал носить постоянный, массовый характер. Возникла необходимость в специальном средстве обращения, с помощью которого можно было быстро обменять один товар на другой. Таких средством обращения стали деньги (Первая функция денег —деньги как средство обращения).       Деньги - это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги.
Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.
Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.
Сущность денег раскрывается в пяти функциях представленных на рисунке 1.1.
center215900Функции денег
Функции денег

32823152368553339465208280125349020828027108152273301491615227330
402526513970Средства платежа
0Средства платежа
304800013970Средства обращения
00Средства обращения
00Меры стоимостиМеры стоимости
3215640231140Мировые деньги
0Мировые деньги
205740240665Средства сбережения и накопления0Средства сбережения и накопления
Рисунок 1.1 - Пять функций денег
                                                                               
                                                                                                                             
 Мера стоимости - функция денег, заключающаяся в том, что деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, качественно равных и количественно сравнимых.
Средство обращения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги выполняют роль посредника в обращении товаров.
Средство платежа - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.п.
Средство накопления и сбережения - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются для накопления.
Мировые деньги - функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами [ 1 ].
  1.2 Виды денег
Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители).
Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены (золота, серебра, меди) Приложение 1.
На рисунке 1.2 представлены действительные деньги из золота.

Рисунок 1.2 – Монеты из золота
Заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: - металлические знаки стоимости   (мелкие монеты, изготовленные из меди и алюминия); бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Приложение 2. На рисунке 1.3 представлены деньги из бумаги.

Рисунок 1.3 – Бумажные деньги
Бумажные знаки стоимости: 1.Бумажные деньги (выполняют функции: средство обращения и средство платежа). 2. Кредитные деньги (выполняют функцию платежа).  Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
В каждой стране есть своя денежная единица (валюта). Российская валюта – это рубль [ 1 ].
Вывод:   Деньги –  это средство обмена. Бумажные деньги, которыми мы пользуемся – это бумажные средства стоимости,  они являются заменителями действительных денег.
1.3 Отношение детей к деньгам в разных странахНи для кого не секрет, что родителям сегодня приходится  выдавать деньги ребенку на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь. Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами и используют карманные деньги как средство обучения, при помощи которых ребенок учится принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.
Однако, многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать [3].
Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5 – 2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
Здравый смысл в определении размера карманных денег еще никому не помешал.
Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 8 рублей, которые следовало бы выдать 8-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит более 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать [ 2 ].
Раньше, в советское время к деньгам относились с опаской, их хотели, но в тайне. Говорить вслух о деньгах вообще было не принято. Были люди, в которых советская власть не заглушила жажду денег, но в большинстве случаев хвастать, что у вас денег больше чем у соседа, было не принято. Конечно, люди стремились заработать чуть больше, найти работу (по блату) более престижную, и более оплачиваемую, но это было не так как сейчас.
Такое вот отношение к деньгам воспитывали у своих детей рядовые граждане СССР, естественно, те, кто имел зарплату на порядок больше, чем у рядовых граждан, имел другое отношение к деньгам, но таких было очень мало. В советское время деньги детям не выдавались. Некоторые родители учили детей обращаться с деньгами разговорами и нотациями, а более продвинутые давали мелочь на карманные расходы.
Даже пятнадцатилетнему подростку деньги не выдавались. Да и подработать летом в Стране Советов было невозможно.
Теперь все изменилось. Материальное положение родителей многих российских школьников улучшилось,  и родители стали давать детям карманные деньги. И мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1  Отношение родителей к карманным деньгам
Отношение родителей к карманным деньгам противоречивое. Мною проведен опрос родителей и учителей нашей школы, имеет ли место необходимость иметь карманные деньги младшие школьники. Бланк анкеты представлен в Приложении 3. Было опрошено 15 взрослых и вот какие результаты я получила. Результаты опроса представлены на диаграмме 2.1.

Диаграмма 2.1 - Результаты опроса родителей
На вопрос:
Были ли у вас карманные ? - 15 человек ответили - нет. – 100%
Если зарабатывали сами, то где? – 15 человек ответили – да -100%. В основном зарабатывали занимаясь трудом в ЖКХ, нижнем складе лесопункта. и т.д.
На что тратили? – подарки родственникам, покупка одежды, сладостей, отдавали родителям и т.д.
Даете ли вы своим детям карманные деньги, если да, то на что? – 6 человек ответили – да, 9 - ответили нет.
Если дают, то на сладости, школьные принадлежности. Не дают потому что, считают в этом нет никакой необходимости, у ребенка все есть.
На основании этих данных можно сделать вывод:
Отношение родителей к карманным деньгам противоречивое, одни считают, что ребятам необходимы карманные деньги, другие нет.
2.2. Карманные деньги и учащиеся моей школы
Отношение к деньгам обучающихся тоже противоречивое. В опросе участвовало 17 ребят. Анкетирование было анонимным. Бланк анкеты представлен в Приложении 4. И вот какие результаты я получила. Они отражены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Результаты анкетирования обучающихся школы
Дают ли тебе карманные деньги.
На что тратишь? Сколько бы ты хотел иметь денег. Одолжил бы ты свои карманные деньги кому- нибудьСтал бы ты лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки
8 ребят ответили – да.
9 ребят ответили - нет
- на сладости,
- коплю 0т 100 до 2000т.р 15 ребят ответили нет
2 ребят ответили да 17 ребят ответили - да
Сравнительные данные по результатам анкетирования представлены в Приложении 5.
К сожалению все ребята хотели получать деньги за хорошие отметки. На мой взгляд это неверно, так как результатом обучения должны быть знания, а не оценка. А стремясь получить денежное вознаграждение каждый из нас будет стремиться любой ценой получить высокий балл, может и не всегда честным путем. Например, списать задание у одноклассника, обманывать и т.д. А такие понятия, как «я умею, я могу» отойдут на задний план. Кроме того, привыкший получать вознаграждение за полученные оценки, вряд ли сможет продолжить свое обучение бескорыстно.
На основании опроса среди ребят, которые отдыхали со мной в санатории, я могу сделать следующий вывод.
Из 12 ребят, 8 человек истратили деньги до последней копеечки, это ребята, которым практически родители не дают карманных денег. Только 4 ребят оставшиеся карманные деньги решили оставить и положить их в свою копилку, чтобы потом приобрести подарки родственникам к Новому году. Этим ребятам родители систематически выдают деньги и они стараются разумно потратить их, берут только когда, они им необходимы,    т.е. они уже обладают некой, пусть даже примитивной экономической грамотностью.
Таким образом, карманные деньги, я считаю, младшим школьникам просто необходимы, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения – купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженого или купить подарок другу. Мне кажется, что это правильно, ведь никто не может научиться читать, не имея букваря или азбуки, так же и с деньгами, как можно научиться их тратить, не имея на руках «живых» денег, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Цель моей работы достигнута, задачи выполнены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, поставленная цель моей работы достигнута
– проведено исследование понятия «карманные деньги» и его положительных и отрицательных сторон.
          Поставленные задачи выполнены.
Познакомлена с историей создания денег.
Проведен опрос среди родителей и детей о наличии карманных денег.
Выявлено их предназначение.
Проведен опрос среди ребят, отдыхавших в санатории «Черная речка».
Проанализированы и сделаны соответствующие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу: что ученикам начальных классов нужны карманные деньги.
Оформлена компьютерная презентация и представлена обучающимся школы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Деньги., Википедия.,[интернет ресурс], //http://ru.wikipedia.org/wiki
2. На что школьники тратят карманные деньги., [электронный ресурс] :/РИА-новости/, http://ria.ru
3. Свиридов, Д.Почему детям не нужно выдавать карманные деньги? [электронный ресурс] :Д.Сивридов./ Школа жизни// Познавательный журнал//,http://shkolazhizni.ru