Тема урока: «Свойства прямоугольного треугольника» Предмет: геометрия Класс: 7 класс

Гарашова Сабина Закировна -
учитель математики второй категори
Аманкарагайской средней шоклы им. Н Островского
Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока; вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение; воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя; стать им другом, раскрыть богатство их душ. Я понимаю и принимаю это.
Мое педагогическое кредо: профессионализм, развитие, неравнодушие к детям, честность и справедливость.
«Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь». Самые приятные минуты, когда глаза детей горят благодарностью. Главное в нашей работе не только знание своего предмета, но и умение преподносить его так, чтобы учащиеся испытывали радость открытия и творчества, стремились к новым знаниям.

Тема урока: «Свойства прямоугольного треугольника»
Предмет: геометрия
Класс: 7 класс
Цели:
Образовательные:
Исследовать и доказать свойства прямоугольного треугольника;
Формировать умения и навыки применять их к решению задач.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, творческие способности и интерес к предмету;
Развивать логическое мышление, умения решать проблемные ситуации, делать выводы.
Воспитательные:
Учить прислушиваться к мнению своих товарищей;
Развивать умения работать в группах.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки с готовыми чертежами, компьютерная презентация, контрольный тест в виде таблицы на листах.
Работа проведенная до урока: класс разбит на 3 группы с консультантом в каждой. Консультант это ученик, который хорошо усваивает предмет. У каждого консультанта имеется ведомость , в которой он в течении урока отмечает работу каждого ученика в своей группе на каждом этапе.(приложение1) В кабинет до урока парты расставлены для каждой группы.
План урока
1.Организационный момент.
1) Проверка посещаемости
2) Заполнение журнала
3) сообщение целей и задач урока.
2 .Повторение теоретического материала.
1) Устный опрос ( с помощью интерактивной доски)
3.Этап изучения нового материала.
1) Исследование свойств прямоугольного треугольника и их доказательство (Работа в группах).
4. Этап закрепления нового материала.
1) Решение задач по готовым чертежам. (Слайды на интерактивной доске).
2)Решение более сложных задач в группах.
5. Проверка первичного закрепления (тест с помощью интерактивной доски)
6.Подведение итогов. Домашнее задание.
7. Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята садитесь.( проверка посещаемости, заполнение журнала) Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
В Древней Греции всех ораторов учили геометрии. На дверях школы было написано: «Не знающий геометрии да не войдет сюда». Геометрия учит доказывать, а речь человека убедительна только тогда, когда он доказывает свои выводы. И этому мы будем с вами сегодня учиться на уроке. Мы исследуем и докажем свойства прямоугольного треугольника. Научимся применять эти свойства при решении задач.
2. Повторение теоретического материала.Чтобы перейти к новому материалу, нам с вами нужно повторить материал прошлых уроков. Вопросы на повторение:
1)Что называется треугольником?
2)На какие виды делятся треугольники по величине сторон?
3)Какой треугольник называется равнобедренным?
4)Какой треугольник называется равносторонним?
5) Какой треугольник называется прямоугольным?
6)Как называются стороны прямоугольного треугольника?
7)Что такое гипотенуза и катеты?
8)Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников?
9)Какой угол называется внешним углом треугольника?
10)Сформулируйте свойство внешнего угла треугольника.
3. Этап изучения нового материала.
Учащиеся разделены на 3 группы. Им раздаются карточки с готовыми чертежами и соответствующими вопросами.
Вопрос№1: Какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов равен 30 градусов?
Вопрос№2: Какая особенность у прямоугольных треугольников, в которых один из катетов равен половине гипотенузы?
Вопрос№3: Чему равна сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике?
После того, как учащиеся приходят к какому-то выводу, представитель каждой группы выдвигает свою гипотезу.
Далее дается задание учащимся доказать выдвинутые гипотезы (свойства
прямоугольного треугольника).
Предполагаемые гипотезы:
1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900.
2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300,
равен половине гипотенузы.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы,
то угол, лежащий против этого катета, равен 300.
4. Этап закрепления нового материала
1) После доказательства свойств прямоугольного треугольника учащимся предлагаются задачи на готовых чертежах (слайды). Задачи решаются устно, быстро.
2) Решение задач по группам.

Решаются письменно более сложные задачи уровня II и III.Раздаются уч-ся карточки с чертежами и условием задач.
Решите задачи по готовым чертежам и условию.

№1







Дано: 13 EMBED Equation.3 1415
·А=900

·С=600
АС+ВС=18см
Найти: АВ


№2.


Дано: 13 EMBED Equation.3 1415
MN=NK
NC
·KM

·CKN=500
Найти:
·MNC-?


№3.




Дано: 13 EMBED Equation.3 1415
CK, LB- высоты

·В=650,
·С=570
Найти:
·СМВ-?

5. Проверка первичного закрепления (тест с помощью интерактивной доски Activstudio Professional Edition V3 и Activote)
1. Прямоугольным называется треугольник, у которого
все углы прямые;
два угла прямые;
один прямой угол;
нет верного ответа.
2. В прямоугольном треугольнике всегда
два угла острых и один прямой;
один острый угол, один прямой и один тупой угол;
все углы прямые;
один прямой и два тупых угла.
3. Стороны прямоугольного треугольника, образующие
прямой угол, называются
сторонами треугольника;
катетами треугольника;
гипотенузами треугольника;
гипотенузой и катетом треугольника.
4. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется
стороной треугольника;
катетом треугольника;
гипотенузой треугольника;
нет верного ответа.
5. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна
180°;
100°;
90°;
450.
6. Закончить теорему: В любом треугольнике против большей стороны лежит ...
Меньший угол
Больший угол
Прямой угол
Острый угол
7. Закончить теорему: Если ... одного прямоугольного треугольника соответственно равны ... другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны
один катет и прилежащий к нему угол; одному катету и прилежащему к нему углу
гипотенуза и один острый угол; гипотенузе и одному острому углу
катет и гипотенуза; катету и гипотенузе
три угла; трем углам
8. В прямоугольном треугольнике угол равен 36 градусов. Найти остальные углы треугольника.
36; 108
54; 90
невозможно найти
45; 45
9. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20 см, а один из его острых углов 30 градусов. Найти длину катета, лежащего против этого угла.
40 см
30 см
20 см
10 см
10. Угол, лежащий напротив основания равнобедренного треугольника равен 80 градусов. Найти остальные углы треугольника.
50; 50
80; 20
90; 10
45; 45
Ответы:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ответы
С
А
В
С
С
В
С
В
D
А



8.Подведение итогов.
Домашнее задание. Параграф 15, №206, №208 стр 60
Рефлексия.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележку с камнями для строительства. Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “А что ты делал целый день?”. Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием:“А я принимал участие в строительстве храма”.
Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
Кто работал как первый человек? Поднимает синюю карточку.
Кто работал как второй человек? Поднимает зелёную карточку.
Кто работал как третий человек? Поднимает красную карточку.
Я желаю вам всегда работать с радостью и удовольствием. Спасибо вам за урок.
Урок окончен. До свидания!





СС

А

В

600

N

M

K

С

500

?

D

С

K

B

L

M



Root Entry