Консультация ЧТО ТАКОЕ РПМПК?

ЧТО ТАКОЕ РПМПК?

РПМПК это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

Как проходит обследование на РПМПК?
Родители с ребенком в заранее оговоренный день приглашаются на комиссию, находящуюся по адресу: г.Уфа, ул.Проспект Октября, 115/2. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, так и за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить.

Что спрашивают на РПМПК?
Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).
Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к РПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты РПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол РПМПК, с которым должны ознакомиться родители под подпись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В выписке РПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
сможет ли ребенок обучаться в обычной школе,
рекомендовано ли обучение в коррекционной школе,
нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.
Заключение комиссии РПМПК носит рекомендательный характер.

ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ДИАГНОЗЫ РПМПК

I. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития», при этом используются следующие основные рубрики:
F80. Специфические расстройства развития речи и языка (F80.0. Специфическое расстройство артикуляции; F80.1. Расстройство экспрессивной речи; F80.2. Расстройство рецептивной речи).
F81. Специфические расстройства развития учебных навыков (F81.0. Специфическое расстройство чтения (дислексия); F81.1. Специфическое расстройство спеллингования (дисграфия); F81.2. Специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулия); F81.3. Смешанное расстройство учебных навыков; F81.8. Другие расстройства учебных навыков).
F82. Специфические расстройства развития моторных функций (диспраксия).
F83. Смешанные специфические расстройства психического развития.
ЗПР часто сопутствуют состояния, отраженные в разделе «F90-F98» МКБ-10 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (F90. Гиперкинетические расстройства: F90.0. Нарушение активности и внимания; 90.1. Гиперкинетическое расстройство поведения; F91. Расстройства поведения; F93.1. Фобическое тревожное расстройство; F95. Тики; F98.0. Энурез неорганической природы; F98.1. Энкопрез неорганической природы; F98.5. Заикание и др.).


Отличительные особенности детей с ЗПР
Дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности.
Детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито.
Дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры.
Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность.
Обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне.

У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую и медикоментозную помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников. После прохождения РПМПК настоятельно рекомендуем пройти дополнительное обследование у невролога в МБОУ ЦПМСС «Семья» или в поликлинике по месту проживания.
II. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. Дислалия бывает простая (неправильно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с, з, ц) и сложная, когда нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш, щ, ж).
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Основные проявления дизартрии:
расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)
нарушение голосообразования
изменение темпа и ритма речи
изменение интонации.
Стертая форма дизартрии. Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов.
Алалия – полное или частичное отсутcтвие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
моторная алалия - ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. (Про таких детей родители говорят: «Он все понимает, а сказать не может»).
сенсорная алалия - ребенок не понимает обращенную к нему речь (нарушение восприятия и понимания чужой речи). У таких детей наблюдаются эхолалии - автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
открытая ринолалия – при этой форме ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщелине твердого и мягкого неба («волчья пасть), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба;
закрытая ринолалия – закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.
Тахилалия – патологически быстрый темп речи (20-30 звуков в секунду вместо 10-12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя.
Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного вдоха. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.
У ребенка с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, гиперактивность, тики). Во время сна дети часто мечутся в постели.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Дисгафия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Кроме этого, дети с дислексией неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи.

ПРИЧИНЫ ЗПР И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.
Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма и др.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ
Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и вовремя обратиться к специалистам, очень важно знать нормы речевого развития и симптомы, при которых надо обращаться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, сурдологу). Этапы развития речи достаточно условны, т.к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все, же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии.

КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ
Дети от 0 до 1 года:
Малыш беспокоен, нарушен сон (засыпает тяжело, сон поверхностный, часто просыпается, вскрикивает во сне);
Вялость или, что бывает чаще, с возбудимость ребенка.
Много кричит, при крике у него дрожит подбородок,
Часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды
Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается,
Запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п.
При опоре на «цыпочки» или стопу поджимает пальчики;
При повышении температуры тела подергивания (судороги)
Дети от года и старше:
Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?
Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники. Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до «взрослой» величины - 55-58 см.
Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.
Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.
Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во «вредных привычках»?

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается , когда с ним заговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета , и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.
К году малыш не может произнести ни слова , не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов .
К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.
К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы , сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная , не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:
не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затрудняется перед началом речи.

К ДЕФЕКТОЛОГУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ, ЕСЛИ

Ранний возраст - период, когда возможно вести именно профилактику тех или иных нарушений.
Ниже приведена схема, по которой Вы сможете понять, нужно ли обратиться к специалисту. Во избежание путаницы, на все вопросы отвечайте для себя: утверждение «верно-неверно».
Внимательно изучите приведенные данные!

Основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни

Приблизительный возраст появления реакции
Название реакции

10 дней
Вздрагивает и мигает при резком звуке

18-20 дней
Успокаивается при сильном звуке

1 месяц
Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика

2 месяца
Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну сторону, то в другую (2-3 поисковых движения глазами). Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор

2,5 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других

3 месяца
Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами. Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери

4 месяца
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Выделяет любимую мелодию. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора

5 месяцев
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует

б месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его

7 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука. Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба, ма-ма»)

8 месяцев
Интересуется предметами, производящими звук

9 месяцев
Производит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее были показаны взрослыми)

10 месяцев
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет э его лепете

11 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши). Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого

12 месяцев

Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.)


Если Вы обнаружили, что Ваш малыш НЕ укладывается в нормативы, то внимательно изучите данные, приведенные ниже.

Признаки возможного нарушения слуха

Приблизительный возраст появления реакции
Название реакции

Конец 1-го месяца
В ответ на неожиданный и громкий звук:
- нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;
- не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца
Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца
Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет.

Конец 9-го месяца
Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.


Если Вы обнаружили, что Ваш малыш укладывается в нормативы (Таблица 1), то внимательно изучите следующие данные.

Признаки нарушения работы головного мозга
Приблизительный возраст появления реакции
Название реакции

Конец 1-го месяца
Не прекращает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе. В вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.

Конец 2-го месяца
Не смотрит на маму, когда она заговаривает с ним. Не может приподнять головку на 5 сантиметров от поверхности и удержать ее.

Конец 3-го месяца
Не улыбается, когда взрослый заговаривает с ним или улыбается ему.
Лежа на животе, не может удержать голову в течение одной минуты.
Не может удержать голову на полминуты в вертикальном положении.

Конец 5-го месяца
Не радуется, когда с ним играют.
Лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья.
Когда его поднимают из положения лежа на спине, голова отклоняется назад.
Когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики ног.

Конец 6-го месяца
Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают.
Не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.
Плохо поворачивается самостоятельно с живота на спинку.
Неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за руки из положения лежа на спине.

Конец 7-го месяца
Не просится на руки к взрослому (не протягивает ручки).
Лежа на животе, не может дотянуться до игрушки.
Когда его придерживают в вертикальном положении под мышками, не пританцовывает.

Конец 8-го месяца
Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).
Когда поддерживают за руку, не пытается сесть.

Конец 9-го месяца
Не различает близких и посторонних людей.
Не пугается и не стесняется чужих людей.
Не сердится, когда у него отбирают игрушку.
Не может повернуться вокруг своей оси и проползти вперед.
В положении сидя плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг своей оси.

Конец 10-го месяца
Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.

Конец 11-го месяца |
Не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно съесть сухарик.
Не умеет ползать на четвереньках, сидеть с вытянутыми ногами.
Не может передвигаться, держась за опору.

Конец 12-го месяца
Не может самостоятельно есть ложкой.
Не гримасничает, увидев свое отражение в зеркале.
Не может самостоятельно сделать несколько шагов.

Конец 15-го месяца ;
Не играет с мамой в мяч.
Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него.
Не может самостоятельно стоять в течение 10 секунд.
Не может свободно пройти 20 шагов.

Конец 20-го месяца
Не играет с игрушками (с куклой, пирамидкой).
Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь.
Не подражает действиям взрослого с предметами быта.
Не бегает уверенно.


КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СУРДОЛОГУ
Сурдолог – это специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области – подбором слуховых аппаратов и их настройкой.
Сурдопедагог – специалист, занимающийся развитием речи у глухих, слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату
С помощью теста, приведенного ниже, можно проверить соответствие развития речи и слуха Вашего малыша возрастным нормам. Внимательно ответьте на вопросы и сравните результаты ваших наблюдений с показателями поведения.

Экспресс-тест для родителей (речеслуховой опросник)

Вопросы
Поведение

3-6 месяцев

Как реагирует ребенок, когда вы обращаетесь к нему?
При звуках голоса родителей успокаивается или приходит в возбуждение.

Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в данный момент он вас не видит?
Следит взглядом и поворачивает голову в вашем направлении.

7-10 месяцев

Как реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не видит, что происходит?
Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее. Для того чтобы вызвать реакцию звуки должны быть громкими.

11-15 месяцев

Может ли ребенок показать знакомые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик».
Понимание слов демонстрируется действиями: жестом выполняет просьбу показать предметы или людей.

По-разному ли реагирует на разные звуки?
Тараторит в ответ на голос, пытается кричать, слыша гром, жмуриться, когда ему сердито выговаривают.

Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их?
Повторение, имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их.

15месяцев - 1,6 года

Может ли ребенок показать по просьбе части своего тела?
Выполняет просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши иное

Как много слов, действительно что-то означающих, использует ребенок?
В словаре от 15 до 30 слов, произносятся не совсем четко, но понятно, и обозначают определенные предметы или действия

2 года

Может ли ребенок выполнить простые словесные просьбы без Вашей помощи. Например, посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении?
Выполняет несколько простых команд без зрительного подкрепления.

Пользуется ли ребенок названиями знакомых вещей или людей (мама, папа, чашка, булка)?
Пользуется множеством обиходных слов, которые слышит дома.

Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли он картинки со знакомыми предметами, если Вы просите об этом? Напрмер6 «Покажи кота?»
Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показываю картинки по просьбе.

Как ребенок называет себя?
Говоря о себе, называет себя по имени.

Соединяет ли слова в небольшие предложения: Например: «Машина едет». «Пойдем гулять!»
Чаще всего говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложениями.

2,5 года

Знает ли несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он делает, когда слышит знакомый звук?
Многие дети произносят или поют короткие песенки, потешки с удовольствием слушают песни. Если у ребенка нормальный слух и если происходит что-то, приятное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает о том, что слышит.

3 года

Может ли ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет? Например: «Запусти юлу», или «Дай мне мишку»
Понимает значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например: «иду», «мне», «в», «большой» и т.д.

Находит ли Вас ребенок, если Вы зовете его из другой комнаты?
Четко определяет источник звука, находит его.

Использует ли ребенок иногда распространенные предложения?
Время от времени пользуется ими.

4 года

Расспрашивает ли ребенок Вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в зоопарк, о дне рождении папы.
Дает связанные комментарии о недавних событиях, о пережитом.

Может ли ребенок выполнять две команды, одну за другой? Например: «Света, найди папу и скажи, что обед готов»
Выполняет две последовательные команды.

5 лет

Понимают ли ребенка посторонние люди?
Речь разборчива, понятна, только некоторые слова могут произноситься неправильно.

Может ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми?
Большинство детей может вести разговор, если словарный запас отражает реальный опят ребенка.

Начинает ли ребенок предложения со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»?
Местоимения использует правильно.

6 лет

Правильно ли ребенок произносит звуки родного языка?
Практически все звуки произносит правильно.

Может ли ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без Вашей помощи?
Самостоятельно рассказывает, описание не только недавние события, но и то, что произошло в прошлом.

Может ли ребенок по Вашей просьбе говорить громче или тише?
Говоря, учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость.

Критичен ли ребенок к своей речи?
Большинство детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего звукопроизношения.


Родители помните « Диагнозы в карте ребенка - это не сигнал к панике, а сигнал к действию!»
Дорогие родители!
Наши дети нам ничего не должны! Они лишь могут или не могут, хотят или не хотят, делают или не делают. Это мы, взрослые, должны создать для наших детей такие условия, чтобы они хотели и могли сделать то, на что мы ориентируемся, оценивая развитие ребенка.


15