Урок по истории Быт и нравы Древней Руси


Тема урока: Быт и нравы Древней Руси.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: ГПВ (гражданско-патриотическое воспитание)
Методы: словесный, наглядный, поисковый, проектирование.
Место урока в учебном плане: последний урок на тему «Древняя Русь».
Оборудование: презентация, раздаточный материал: распечатанные картинки, сигнальные карточки для голосования, лапти и домовята для рефлексии, предметы быта (рубель, прялка, пяльца), учебник для 6 класса по истории России Данилов А.А , Косулина Л.Г., задания группам (опережающее)
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Характеристика основных видов деятельности ученика Формируемые УУД Форма контроля
I орг.момент Слово учителя Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку – класс заранее поделен на группы, т.к. ребятам было дано опережающее задание: прочитав учебник, выбрать материал по социальным группам – земледельцы, горожане, знать. Приветствуют учителя Быстрое включение в деловой ритм II. Мотивация Постановка учебной задачи Сообщение учителя, беседа. Проблемный У вас на столах лежат предметы, ровно через минутку, посоветовавшись друг с другом, покажите, как эти предметы использовали наши предки!
Можно использовать материал презентации.
Проверяем предположения детей с помощью презентации – на слайде правильные ответы.
Для нас эти предметы необычны, а в далеком прошлом они были в каждом доме, были частью повседневной жизни.
Тема урока(Быт и нравы Древней Руси).
Что такое быт и нравы? (Дети вспоминают определения)
Что включает в себя повседневная жизнь? (одежда, еда, предметы быта)
- А мы едим все одинаковую еду, одеваемся одинаково? Дома у нас мебель одинаковая?
- А от чего это зависит?
- А в древней Руси население по своему положению, доходам было одинаковое?
- Какие группы населения вы знаете?
Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Высказывают свои гипотезы.
Формулируют тему урока.
Формулируют план урока (повседневная жизнь, военное дело, жилище, одежда).
Дети высказывают мнение, что все разное.
- От доходов, от положения в обществе.
- Ребята перечисляют известные им социальные группы.

-Познакомимся с жизнью людей в Древней Руси. Но не только найдем общие черты, общие характеристики, а еще найдем и отличия, особенности в быте и нравах наших предков.
Регулятивные: принимают и сообщают учебную задачу.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа в группах Слово учителя.
- Общее представление о быте и нравах ДР вы уже имеете: дома вы прочитали & к сегодняшнему уроку. Каждая группа работала над определенным заданием.
1 группа над какой темой работала?
2? 3?
И раз вы уже специалисты в этом вопросе, представьте, что к вам обратились работники краеведческого музея с просьбой создать выставку «Быт и нравы Древней Руси». Они предоставили огромное количество материала – экспонатов.
Как вы думаете, с чего нужно начать?
Даю вам минутку на это.
Материал выбран. Чем занимаемся дальше? Выберите
2 х человек, которые оформят вашу выставку, разместят экспонаты. Минутка на оформление.
Наши выставки готовы! Но чтобы экспонаты заговорили, нам нужен человек, который расскажет всем о быте и нравах социальной группы, которой посвящена выставка.
- Кто этот человек? (экскурсовод)
Музей объявил конкурс на лучшего экскурсовода. В своей группе вы должны выбрать такого человека. Экскурсия по времени должна быть не более 5- и минут.
Напоминаю принцип работы: каждый отвечает на свой вопрос, если кто-то раньше подготовит ответ, то помогает своему товарищу, т. к. оценивается работа всей группы.
- Итог вашей работы – это отчет в форме рассказа на заданную тему. Задание понятно? Желаю удачи. Приступайте к работе.
Выполняют задание в группах.
1-я группа «Земледельцы»
2-я «Горожане»
3-я «Знать»
На столах у каждой группы картинки, которые относятся к разным социальным группам
-выбрать материал
Оформляем выставку)Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую э
Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: принимают участие в работе группами, высказывают свое мнение.
Познавательные: осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков.
IV. Обобщение изученного материала по группам Объяснительно-иллюстративный. Осуществляет проверку в группах.
Если вам понравилось выступление экскурсовода 1 группы поднимите карточки красного цвета, если у него что-то не получилось, то проголосуйте карточками зеленого цвета. И так по каждому экскурсоводу. Слушают экскурсоводов от каждой группы.
Голосуют. Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач, овладевают навыками публичного выступления
Коммуникативные: принимают участие в работе группами, высказывают свое мнение путем голосования
Регулятивные:
оценивают результат работы V. Оценка в группах Сообщение учителя. Лучшим экскурсоводом стал…
Молодцы! Нашим экскурсоводам я поставлю «пятерки». А остальные ребята получат отметки на следующем уроке, когда мы проверим домашнее задание.
. Регулятивные:
оценивают результат работы, определяют что усвоено. VI. Д/зД/ЗСообщает домашнее задание. П.8 Подготовка к Д/ЗЗаполнить схему (см. приложение)
Задание на выбор:
Составить рассказ об одном дне горожанина.
Используя интернет-ресурсы составить меню жителя Древней Руси на день.
Сравнить воспитание современных детей и воспитание детей в Древней Руси. .Записывают д/з или в целях экономии времени д/з учитель распечатывает на обратной стороне схемы. VII. Рефлексия по уроку
А сейчас, ребята, оцените свое личное настроение, впечатление от урока.
-Если вам было интересно на уроке, вопросов не осталось, вы довольны, а значит, в прекрасном настроении придете домой! Выбираете домовенка.
- А если вам захотелось узнать больше, найти дополнительный материал, потому что тема показалась интересной, подготовить сообщение или презентацию, то вы выбираете лапти.
Учитель подводит итоги, показывает количество фигурок.
Сравнивает, каких больше.
Складывают выбранные фигурки к игрушке – Домовому или в лапоть, заготовленные учителем заранее. Регулятивные:
оценивают результат работы