Программа Путешествие в песочный город

БУЗ ВО «Павловский детский санаторий для психоневрологических больных с родителями» имени Ивана Георгиевича Менжулина





Путешествие
в Песочный город

Программа занятий
по развитию эмоциональной сферы у младших школьников с использованием песочной терапии







Подготовила: Педагог-психолог
Карасева К.В.






Павловск 2013
Цели программы:
нормализация психоэмоционального состояния;
восстановление и сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;
восстановление энергетического равновесия;
переработка травмирующих ситуаций;
решение личностных проблем.
Задачи программы:
развитие коммуникативных навыков;
развитие социальных эмоций;
обучение умению самостоятельно решать проблемы;
формирование адекватной самооценки детей.

Условия проведения

Подбор детей для занятий
Данная программа была проверена в течение двух лет в БУЗ ВО ПДС ПБР. Кандидатами для занятий стали дети, вызывающие беспокойство учителей. В группу были отобраны как девочки, так и мальчики после занятия-знакомства. Использовались также данные обследования детей. Особенное внимание было обращено на рисуночные тесты. Для контроля результатов обследование проводилось до и после окончания цикла занятий.
Для диагностики используется графическая психодиагностическая методика «Человек под дождем», методика «Несуществующее животное», цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников.
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика «Несуществующее животное» относится к числу полиинформативных проективных методик для исследования актуального психического состояния и самооценки. Психолог заполняет протоколы групповых занятий, а классные учителя ведут запись в листке наблюдений и фиксируют результаты изменения в восприятии детей, их ощущения самих себя и отношения к школьному окружению.

Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Основная часть.
3. Рефлексия прошедшего занятия (описание песочного мира, рассказ, рисование).
4. Ритуал прощания с песочницей

Правила поведения в песочнице:
1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После занятия убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть руки.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:
1. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры, можно продлить игру в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие завершается.
3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
4. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек, она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Сроки и время реализации программы
Развивающий материал для занятий представлен в виде психопрофилактических, дидактических игр-упражнений. Занятия проводятся в группе по 3 человека. Продолжительность одного занятия 30–35 минут. Периодичность 2 раза в неделю. Курс песочной терапии 10 занятий.

Требования к участникам и ведущему программы.
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Содержание программы

Основополагающие принципы песочной терапии: минимум инструкций, ненавязчивость терапевта, а также «принцип чуткого наблюдения». Наша задача быть рядом, предлагать интересные задания и принимать то, что создает ребенок. Роль психолога быть свидетелем и с уважением относиться к трудностям детей. Когда приходит время, строительство закончено, необходимо принести в эту процедуру слова, взять на себя роль посредника.
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, ее реконструкция, а также многократное создание сюжетов придает работе определенный вид ритуала.


Тематический план

Тема занятия
Кол-во
Час.
Формы работы

1
Знакомство «Песочные прятки»
1
Упражнения, игры, рефлексия

2
«Песочный круг»
1
Рисование, игры, упражнения, составление мандал, рефлексия

3
«Карта»
1
Рисование, презентация рисунков, презентация картин в песке, упражнение, рефлексия

4
«Мы создаем мир»
1
Упражнение, презентация картин в песке, рефлексия

5
«Азбука эмоций»
1
Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия

6
«Дерево желаний»
1
Чтение сказки, упражнение, презентация картин в песке, рефлексия

7
«Песочный дождик»
1
Упражнения в песке, дыхательные упражнения, игры, рефлексия

8
«Сказка»
1
Игры, придумывание сказок, проигрывание сказок, рефлексия

9
«Мы создаем мир»
1
Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия

10
«Путешествие в Песочный город»
1
Познавательные игры в песке,
рефлексия



Конспекты занятий

Занятие 1. Знакомство. «Песочные прятки»
Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, лист формата А4 с написанными правилами работы в песочнице.

Организационный момент
Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
Знакомство с правилами работы в песочнице.
Правила поведения в песочнице:
1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После занятия убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть руки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия:

· дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

· легко, затем с напряжением сжать кулачки с песком, потом медленно высыпать его в песочницу;

· дотронуться до песка всей ладошкой внутренней, затем тыльной стороной;

· перетереть песок между пальцами, ладонями (кладем ладони на песок, погружаем ладони, пропуская песок сквозь пальцы, сжимаем руки в кулаки с песком, расслабляем руки, выпускаем песок).

· описать и сравнить свои ощущения: «тепло холодно», «приятно неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.


Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
1. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные в песке фигуры должны быть найдены.
2. Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру и рассказать о ней.
3. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи. Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношениям к разным героям. Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки, ребенок откапывает картинку и отгадывает сказку или сказочного персонажа.

Упражнение «Слова с заданной буквой»
Цель: тренировка внимания, способности творчески и самостоятельно мыслить.
1. Используя одноразовые трубочки для коктейля, выдуть из трубочки на песок, например, букву «А», затем придумать слова, начинающиеся на эту букву. (Можно просто писать буквы пальцем на песке.)
2. Психолог предлагает вытащить картинку и на первую букву предлагаемой картинки назвать слова.

Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные (горельефные) отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Усложнение задания: игра происходит путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.
«Идут медвежата» ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, «жучки здороваются»).
«Кроказябла» дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для самого фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Ритуал прощания с песочницей.
Вопросы для рефлексии:
Что вам запомнилось?
Чему научило сегодняшнее занятие?
Что возьмете с собой после занятия?
Где вам пригодится умение запоминать и быть внимательным?
Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина?
Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

Занятие 2. «Песочный круг»
Цель занятия: повышение психологической безопасности участников группы.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, лист формата А4 с написанными правилами работы в песочнице.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия:
кладем ладони на песок, погружаем ладони, пропуская песок сквозь пальцы, сжимаем руки в кулаки с песком, расслабляем руки, выпускаем песок.
Задание: изобразить правила поведения в песочнице на бумаге.

Игра «Песочные прятки»
(См. занятие 1.)
Упражнение «Слова с заданной буквой»
(См. занятие 1.)

Психопрофилактическая игра «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, пуговицами, бусинами. Он может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем.
Рассматривание, обсуждение результатов.

Ритуал прощания с песочницей
Вопросы для рефлексии (см. занятие 1).

Занятие 3. «Карта»
Цель занятия: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, карандаши, альбомные листы.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия (см. занятие 2).
Рисуем карту песочной страны
Презентация карт.

Игра «Песочные строители»
Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.
Взрослый дает ребенку задание: расселить всех жителей песочницы. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Задание можно усложнить путем введения большего количества персонажей или расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Ритуал прощания с песочницей.

Конспект занятия 4. «Мы создаем мир»
Цель занятия: активизация позитивного восприятия жизни, тренировка навыков взаимодействия в группе.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.
Упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый предлагает ребенку построить разные «миры». Например::

· лес, поляна и их обитатели;

· море, река, озеро и их обитатели;

· город и его жители, его службы, профессии жителей;

· деревня и ее жители;

· инопланетный мир.
Играя с песком, можно стимулировать ребенка к поиску фигур, отражающих его состояние, проблемы. Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.
Затем следует описать песочный мир, придумать ему название.

Ритуал прощания с песочницей.

Занятие 5. «Азбука эмоций»
Цель занятия: тренировка навыков взаимодействия в группе, отреагирование негативных эмоций.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, мел, доска.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.

Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
1. Взрослый в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок, должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2. Те же узоры на песке изображаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например пуговиц.
3. Графические способы обозначения эмоций: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Упражнение «Мы создаем мир»
(См. занятие 4.)

Ритуал прощания с песочницей.

Занятие 6. «Дерево желаний»
Цель занятия: позитивное программирование будущего.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, мел, доска.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия

Чтение сказки
(См. текст сказки в приложении к конспектам.)

Построение места желаний в песке.
Ритуал прощания с песочницей.

Занятие 7. «Песочный дождик»
Цель занятия: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, коктейльные трубочки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия

Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения.
Ребенок медленно, а затем все быстрее и быстрее сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Игра «Песочные прятки»
(См. занятие 1.)

Упражнение «Слова с заданной буквой» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Выдуть букву на песке и придумать на эту букву слово. Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

Упражнение «Узоры на песке»
(См. занятие 5.)

Ритуал прощания с песочницей.

Занятие 8. «Сказка»
Цель занятия: раскрытие творческого потенциала, развитие воображения.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, ламинированные картинки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.

Игра «Сказка в песке»
По элементам картинок догадаться, какая сказка спрятана в песке.

Придумываем сказку
Дети придумывают сказку с использованием ламинированных картинок.

Ритуал прощания с песочницей.

Занятие 9. «Мы создаем мир»
Цель занятия: активизация позитивного восприятия жизни.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, ламинированные картинки .

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.

Построение песочного мира
Дети строят песочный мир с использованием коллекции фигурок и ламинированных картинок. Описывают его и придумывают названия.

Ритуал прощания с песочницей.

Занятие 10.»Путешествие в Песочный город»
Цель занятия: активизация позитивного восприятия жизни, развитие познавательных процессов.
Оборудование: песочница, коллекция фигурок, карточки со словами, мел, доска, коктейльные трубочки, влажные салфетки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Ритуал приветствия.

Игра «Путешествие в песочный город»
Ведущий. Итак, мы отправляемся в наше путешествие в Песочный город. На чем отправляются в путь? На транспорте. А какой вид транспорта выберем: наземный, водный, воздушный? Наземный. А поедем по дорогам мы необычным способом. Каждый из вас едет по своей дороге, которую сначала себе нарисует на песке.

Упражнение № 1. «Узоры на песке»
(См. занятие 5)
Ведущий. Проехав по дорогам, мы оказались у одного и того же места. В песочнице построены ворота. Ребята, эти ворота ведут в необычный город, но, чтобы в него попасть, нужно выполнить задание.

Упражнение № 2. «Дружба»
Цель: развитие памяти, установление закономерностей.
Ведущий. Я принесла вам игрушки шишку, ракушку, цветок, медведя, кузнечика, ежика, лису. В руках у меня карточки со словами. Вы должны прочитать слово и подумать, с какой игрушкой оно подружится и почему. Повторите, глядя на игрушку, какое слово было загадано». (Шишка лес, ракушка море, цветок запах, медведь зоопарк, кузнечик трава, ежик колючки, лиса хитрость.) Молодцы!

Упражнение № 3. «Маршрут»
Цель: выполнение работы по инструкции.
Ведущий. Сегодня в городе праздник. Я приготовила подарки, положила их в сундучок и спрятала под одним из деревьев. Но под каким, забыла. Я постараюсь вспомнить свой путь вслух, а вы слушайте внимательно и выполняйте все, что я говорю, в песочнице.
Поставьте свои машинки в начало пути, к маленькой яблоньке. От маленькой яблоньки идите вверх до большой яблони, от нее влево до домика, от домика вниз до синего дерева, от синего дерева вправо до домика, от домика до цветущего домика. (Дети в песочнице выполняют словесные указания, передвигая свою фигурку по определенному пути.)
А сейчас посмотрим, что же прячется под этим деревом? (Дети сами выкапывают сундучок.) Из вас получились хорошие искатели клада. А сейчас мы поиграем в прятки.

Упражнение № 4. «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Ведущий. Один из вас выберет семь любых игрушек. Внимательно рассмотрите их, а потом отвернитесь. Я закопаю все игрушки, а вы должны вспомнить их. А теперь давайте найдем их в песке.

Упражнение № 5. «Что изменилось?»
Цель: развитие объема внимания.
Ведущий. Посмотрите и запомните, на каком месте стоит каждая игрушка. Игрушки поменяются местами, а вы в это время отвернетесь. Теперь посмотрите и скажите, кто не на своем месте?
(В норме дети должны запомнить от 7 игрушек.)

Упражнение № 6. «Песочный ветер»
Цель: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, научить детей управлять вдохом–выдохом.
Ведущий. Настало время ветров, на город налетел сильный ветер. Песчинки поднялись в воздух, и все жители спрятались по своим домам. А дети, пока гуляет ветер, находятся в школе на занятиях.
(Используя одноразовые трубочки для коктейля, надо выдуть из трубочки на песок, например, букву «А», затем придумать слова, начинающиеся на эту букву.)
Ветер закончился, и наше путешествие тоже подошло к концу.

Заключение
Вопросы для рефлексии:
Что вам запомнилось?
Чему научило сегодняшнее занятие?
Что возьмете с собой после занятия?
Где вам пригодится умение запоминать и быть внимательным?
Пожелание песочной стране.

Ритуал прощания с песочницей.




















ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТАМ

Сказка
«Дерево желаний, которое стало деревом надежды»
Жило-было в одном сказочном лесу волшебное дерево желаний. Были в этом лесу и другие деревья, которые тоже умели исполнять желания обитателей этого леса. Но волшебное дерево было самым большим в сказочном лесу. Посадили его очень давно волшебники, которые отдали ему свою силу, поэтому оно было всемогущим.
Звери, которые приходили к этому дереву со своими очень разными желаниями, относились к нему с уважением и опаской. Желания зверей, которые выполняло волшебное дерево, не всегда нравились ему, но оно должно было выполнять их.
И вот однажды проснулось дерево ранним утром под песни птиц, все было как всегда. Пришел к дереву заяц со своими желаниями, а дерево в первый раз за свою жизнь не смогло их исполнить. И побежал заяц по лесу с вестью о том, что волшебное дерево желаний потеряло свою силу. Эта новость разнеслась по лесу очень быстро.
Жители сказочного леса стали толпами приходить к волшебному дереву с просьбой выполнить их желание, но дерево желаний молчало.
Несмотря на то что дерево потеряло свою волшебную силу, звери не потеряли интереса к дереву желаний, они так же, как и раньше, приходили в трудные минуты своей жизни, говорили ему о своих желаниях. Только называли они теперь это дерево деревом надежды.

Протокол групповой консультации
с использованием песочницы

«____»_____________20____ года

1. Характеристика группы: детская, подростковая, члены семьи.
2. Тема песочной композиции _________________________________________
3. Имена участников группы_____________________________________________
_________________________________________________________________________________________
4. Стиль ситуативной коммуникации (общие комментарии)__________________

Характеристика взаимодействия участников группы
Распределение ролей в группе
Стиль поведения каждого участника группы
Ценности, объединяющие участников группы

Сотрудничество
Ассимиляция
Параллельная игра
Конфронтация
Борьба за территорию





5. Прогноз относительно жизнеспособности группы__________________________
6. Актуальные задачи работы с группой___________________________________

Подпись психолога________________


Стиль и динамика игры в песочнице

Критерий
Интеллектуальная
норма
Проблема интеллектуального развития

1. Время создания страны
От 15–20 минут
До 50–60 минут

2. Динамика эмоционального состояния
От возбуждения к торможению, чувству покоя, иногда усталости
От торможения к возбуждению за тот же период времени. Для перехода от возбуждения к торможению необходимо больше времени

3. Сюжет
Имеется четкий связный сюжет, распределение ролей и функций между жителями созданной страны
Сюжет нечеткий

4. Стиль ситуативной коммуникации (при групповой форме песочной терапии)
Чаще всего происходит переход к сотрудничеству или ассимиляции
При спонтанной игре чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра


Методика «Несуществующее животное»
Относится к числу полиинформативных проективных методик. В данном контексте можно использовать информацию, содержащуюся в рисунках первоклассников, для исследования их актуального психического состояния и самооценки. Это существенно облегчит психологу процедуру обработки, так как позволит ограничиться критериальным анализом (с точки зрения наличия/отсутствия определенных признаков или их совокупности).
Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой или фломастером рисовать нельзя), лист белой бумаги стандартного размера, ориентированный вертикально по отношению к ребенку. Перед рисованием дается следующая инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем». Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильма, так как оно уже кем-то придумано; вымершие животные также не подходят.
По ходу рисования или сразу после него ребенку желательно задать следующие вопросы: где живет твое животное? Что оно ест? Есть у него враги? Друзья? Если есть, то кто они? Он один на свете или их таких много? Есть ли у него мама и папа?
При анализе результатов рекомендуется опираться на следующие критерии оценки детских рисунков.

Показатели состояния тревожности
Расположение рисунка в левой нижней части листа; маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу; колеблющиеся, прерывающиеся линии, с островками, несоединенные углы; резко продавленные линии, видимые с обратной стороны листа; наличие штриховки внутри контура фигуры и ее деталей.

Показатели психологической защиты
Агрессивные формы защиты: шипы, выступы, иглы, острые углы. Опасение и подозрительность: щиты, заслоны, удвоение линий. Тревожные формы защиты: затемнение, запачкивание линий контура.
Направленность защиты определяется соответственно ее пространственному расположению. Верхний контур против старших по возрасту, имеющих реальную возможность совершить принуждение. Нижний контур защита против насмешек нижестоящих, младших, сверстников. Боковые контуры недифференцированная опасливость, готовность к постоянной самозащите.

Показатели астенизированности, низкой энергетики, депрессивности
Слабая паутинообразная линия, преимущественное направление линий сверху вниз, мелкие рисунки, малый объем деталей фигуры, заполнение контура.

Показатели агрессивности
Степень агрессивности выражается количеством, расположением и характером острых углов. Прямые символы агрессии: когти, клювы, зубы.

Показатели низкой самооценки
Положение рисунка ближе к нижней части листа (чем ближе к нижнему краю, тем больше выражено).

При интерпретации выявленных показателей важно опираться не на единичные символы, а на их сочетание, что значительно информативнее. При обработке данных психолог фиксирует, сколько признаков того или иного симптома присутствует в рисунке.

Протокол обследования по методике
«Несуществующее животное»

Критерий оценки
Характер и количество симптомов в рисунке
Всего

Тревожность




Психологическая защита




3. Низкая энергетика, депрессивность



4. Агрессивность




5. Низкая самооценка





Графическая психодиагностическая методика
«Человек под дождем»

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Общие положения.
Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе, человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
Только после этого можно переходить к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Интерпретация

Изменение экспозиции
В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия.
Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человек под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенностей проявлений Эго-реакций.
Функция одежды «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя
Дождь помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороне листа или фигуры человека.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).



Дополнительные детали
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.
Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей
Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь–восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Заключительный этап
Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

Листок наблюдений
(Ф.И.О. учителя)

В целом
В отдельных аспектах
До
После
Другое

1
Являются ли занятия положительным опытом?
– Как ребенок ждет их?
– Как говорит о них?






2
Есть ли видимые изменения в уверенности ребенка?






3
Есть ли видимые изменения в уровне сотрудничества ребенка?






4
Заметили ли вы изменения роли или статуса ребенка в классе?






5
Есть ли видимые изменения в дружбе ребенка?






6
Заметили ли вы изменения в общении ребенка с другими?






7
Дополнительная информация или комментарии
























Литература
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2007.
Артюхова И. В первом классе без проблем. Библиотечка «Первого сентября» Серия «Школьный психолог» Вып. 22. М.: Чистые пруды, 2008.
Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. Психологические технологии. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог». Вып. 23. М.: Чистые пруды, 2008.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2007.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006.
Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
Сакович Н.А. Sandplay с маленькой буквы «s». Газета «Школьный психолог», № 9/2006.
Соловьева Н. Познавательные игры на песке. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.
Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
Юринова Н. Графическая психодиагностическая методика «Человек под дождем». Газета «Школьный психолог», № 33/2000.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715