Формы работы с одаренными и высокомотивированными детьми с использованием проектной деятельности во внеурочное время.


Формы работы с одаренными и высокомотивированными детьми с использованием проектной деятельности во внеурочное время.
«Кто ничего не изучает,
тот вечно хнычет и скучает»
Р. СефМеня, как молодого специалиста, заинтересовала работа с одаренными и высокомотивированными детьми с использованием проектной деятельности во внеурочное время. Эта форма работы повышает мотивацию ребенка к изучению иностранного языка.
Tom Hutchinson даёт следующее определение слова «проект»: - это практическая методология, которая вводит в практику основные принципы коммуникативного подхода в процессе обучения языку.
Проектная деятельность является одним из приоритетных направлений в инновационной деятельности. Она помогает расширять кругозор ребенка, способствует формированию аналитической и поисковой деятельности учащихся. Проект вытекает и развивается на конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы с детьми над какой-либо темой, в ходе обсуждения прочитанного текста и т. д.
Основная задача педагога в обучении английскому заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания,развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика во внеурочное время позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, сети интернет), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
При проведении проектной работы возможно прохождение следующих этапов:
I. Comprehensive language input. Намечается проблему и определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д.
II. Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяется критерий оценки данной информации с тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.
III. Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту, причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно. В некоторых случаях проект может быть составлен отдельными учащимися при непосредственной помощи учителя в случае возникновения лексических и грамматических затруднений со стороны учащегося.
Таким образом, достигается цель всеуровневого вовлечения учащихся в данный конкретный проект.
В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом «Творческий проект – это интересно». Советы из памятки помогают успешнее организовать работу.
Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя.
Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, интернет. Чтобы успешно защитить проект, необходимо дома отчитать текст проекта.
Пример проектной деятельности.
Проект учащихся : «Welcome to Belgorod».
Организационный этап.
Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Тематика очень близка, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своем населенном пункте. Учащиеся с увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали ‘’Welcome to Belgorod!’’ – ”Добро пожаловать в Белгород!”. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание представления Белгорода. Таким образом, содержание проектной работы было основано на логическом продолжении содержания тематики проекта.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и необходимо:
разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
составить и обсудить примерный план работы.
Выполнение проекта.
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
В работе над проектом "Welcome to Belgorod!" на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал (Таблица 1).
Таблица 1
Лексический материал для ознакомления
life Prepositions of place How to get to my place:
village
square
main
cinema
church
street
roadtraffic
light in the country
near
not far from/far from
opposite
behind
next to
in front of
in the middle of
on the right/left
between, at, on, in to turn to the right/left
to walk along the street
to get to the traffic lights
It takes you … to get there.
Пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над собственным сочинением о своем любимом уголке. Детям предлагается вопросы, по которым можно написать сочинение (Таблица 2). Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися.
Таблица 2
Планирование сочинения
Plan
I. Introduction
About myself
About my family
The place I live in
II. Main body
Describe your favorite place in Belgorod
How can you get to your place from school?
Write as mush as you can about your place
III. Conclusion
1. Why do you like this place?
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.
Презентация.
На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта, используя компьютер. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.
Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным.
Результатом проектной деятельности учащихся стала презентация «Welcome to Belgorod!».