Конструктор проектного урока «Крылатый металл или металл 20 века (9 класс).


Конструктор проектного урока по химии в 9 классе
«Крылатый металл или металл 20 века».
Предмет: химия
Класс: 9, базовый уровень
Учитель: Сыстерова Анастасия Сергеевна
УМК: Г. Е.РудзитисТехнология: учебное проектирование
Педагогическая цель: создание условий для формирования умений проектной деятельности и развития универсальных учебных действий.
Планируемый педагогический результат:
Личностный: формирование познавательного интереса на основе развития интеллектуальных и творческих способностей; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметный: развитие навыка организации деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
Предметный: обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: алюминотермия, амфотерный характер алюминия, физические химические свойства алюминия, практическое значение важнейших соединений алюминия.
Продолжительность: 2 урока.
Оборудование: пробирки, стеклянная палочка, держатели для пробирок, пипетки, лопаточки для забора веществ из склянок.
Реактивы: HCl, H2SO4, Al, NaOH, H2O.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.
Погружение в проект
Здравствуйте! Тема нашего урока «Крылатый металл или металл 20 века».
Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом хорошо известным вами с детства. Определить этот металл вам помогут
5 подсказок или игра “пентагон”.
В 1889 году Д.И. Менделееву в Лондоне были преподнесены в подарок весы, чашки которых были сделаны из золота и этого вещества.
Среди русских химиков XIX века бытовали названия этого вещества “глиноземий” и даже “глиний”
Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые.
Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.
У Николая Гавриловича Чернышевского в романе “Что делать”, во снах Веры Павловны называют этот металл “металлом социализма”
- Итак, о каком металле идет речь?
- Какая возникает проблема?
- Что для этого нам нужно сделать, чтобы ответить на данный вопрос?
- Что будет целью нашей работы?
Проблема урока и цель урока фиксируются на доске учителем. Слушают учителя. Выдвигают предположение. Пытаются сформулировать проблему и цель проектирования на данном уроке, на основании предложенной проблемной ситуации.

- Проблема: Каким образом, алюминий стал металлом будущего?
- Изучить свойства алюминия! (физические и химические)
- Цель: Изучить физические и химические свойства алюминия.
2. Организация работы над проектом Учитель самостоятельно делит класс на группы, при этом он учитывает психологические, организаторские и интеллектуальные способности каждого ученика.
Данный способ деления на группы исключает попадание слабых учеников в одну группу.
Что необходимо сделать для начала работы над проектом?
Помогает обучающимся составить план работы над проектом.
Делятся на группы, заранее составленные учителем
- Составить план.
Совместно с учителем составляют план дальнейшей работы:
Получить инструктивную карту, в которой необходимо изучить экспериментально свойства алюминия;
Произвести поиск информации о свойствах выданного вещества .Составить алгоритм проведения химического эксперимента;
Вспомнить правила ТБ в кабинете химии;
Повести химический эксперимент и зафиксировать его результат;
Заполнить таблицу отображающие свойства данного вещества;
Оформить работу;
Презентовать работу и заполнить свою часть общей сравнительной таблицы.
3.
Работа над проектом
Обучающиеся получают кейс-пакет:
Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. (см. приложение № 1).
Инструктивная карта (см. приложение № 2).
Бланк для быстрой фиксации результатов эксперимента (см. приложение № 3). Распределяют роли внутри группы, включая распределение обязанностей во время выполнения химического эксперимента.
Приступают к работе над проектом.
4. Презентация результатов Обучающиеся должны полностью заполнить таблицу свойств выбранного вещества на листе А3. В таблице должны быть отражены физические и химические свойства алюминия.
В процессе защиты, на доске должен появиться продукт совместной деятельности учеников разных групп и учителя в виде таблицы, отражающей свойства алюминия.
Ученики презентуют результаты своей работы.
(Один ученик от группы стоит у доски во время защиты и вписывает в общую таблицу недостающие элементы, характеризующие свойства конкретной соли аммония.)
Ученики присаживаются на свои места.
6. Рефлексия 6 шляп мышления 7. Домашние задание Пар 46.
Приложение 1

Приложение 2
Инструктивная карта.
Группа №_______
Физические свойства алюминия.
1. Рассмотрите алюминиевую пластинку.
2. Определите агрегатное состояние вещества алюминия.
3. Какого цвета пластинка?
4. Определите, имеет ли блеск данная пластина?
5. Опустите пластинку на ¼ её длины в стакан с горячей водой на 10-15 секунд.
Вытащите пластинку из воды, протрите салфеткой и определите, обладает ли алюминий теплопроводностью?
6. Возьмите в руки алюминиевую фольгу. Определите, обладает ли алюминий пластичностью? Лёгкий ли это металл?
7. Поместите в стакан с холодной водой алюминиевую пластинку, проверните несколько раз. Наблюдается растворение алюминия?
8. Занесите свои наблюдения в таблицу:
Химические свойства алюминия.
1. Возьмите две пробирки. В каждую положите по кусочку алюминия. Прилейте в одну из них 1-2 мл раствора соляной кислоты, а в другую столько же раствора серной кислоты. Что наблюдаете? Пробирки слегка нагрейте. Запишите уравнения соответствующих реакций.
2. Кусочек алюминия поместите в пробирку. Прилейте 1,5 мл концентрированной серной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
3. В пробирку поместите кусочек алюминия и прилейте раствор щёлочи. Содержимое пробирки нагрейте. Что происходит? Запишите уравнение реакции.
4. Результаты проделанной работы оформите в таблицу.

Приложение 3
Бланк фиксации результатов химического эксперимента
Группа №_______
Физические свойства алюминия.
Агрегатное состояние Цвет Блеск Теплопроводность Пластичность Растворимость в воде
Al Химические свойства алюминия.
№ опыта Исходные вещества Что наблюдали? Уравнения химических реакций Выводы