Кластер «Паучок» как способ анализа информации в соответствии с поставленной целью.

Кластер «Паучок» как способ анализа информации в соответствии с поставленной целью
Занятие проводилось в 4 классе в два этапа
Лучшее время для проведения – декабрь-январь.

План учебного занятия:
Цель для учителя: Создать условия для овладения детьми способом графического моделирования «Паучок».
Цель для учащихся: Овладеть способом графического моделирования «Паучок» для анализа текста и его дальнейшего воспроизведения.
УУД: познавательные – умение работать с информацией;
коммуникативные – умение работать в группе;
личностные – умение рефлексировать;
регулятивные – овладение графической моделью.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация. На доску – правила работы в группе, план работы с кластером «Паучок», 4 схемы «Паучок», елочка для рефлексии №2.
Для учащихся учитель готовит по кол-ву групп - листы А-3, кружки-шаблоны; клей и ножницы; каждому - бумага для черновиков, фломастеры, ручки, магниты (по 3 цвета), текст «Орион», карточка для рефлексии №1.
Литература для учителя: Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. (Схема «Паучок», стр.82)
Форма проведения: культпоход и занятие с постановкой проблемы и ее решением в групповой работе.
Место проведения: Кабинет или зал, где удобно работать группами.
План проведения; І этап - данному занятию предшествует поход в планетарий, где дети должны увидеть созвездие Орион и хотя бы вкратце услышать об этом созвездии. ІІ этап – занятие с постановкой проблемы и ее решением в групповой работе с помощью кластера «Паучок».
Практическая реализация: Урок проводился в 4 классе, в конце ноября. Фото прилагаются.
Анализ итогов мероприятия; В конце занятия проводилось два вида рефлексии. №1 с помощью карточки. Детям было предложено выбрать 2 ответа из 6, но если этим ограничиться сложно, было разрешено сделать больше выборов.
Итог: - я научился выделять информацию в соответствии с поставленной задачей – 54%;
я научился фиксировать необходимые сведения с помощью графической модели «Паучок» - 54%; я научился анализировать информацию – 38%;
я учился выражать свои мысли – 38%,
я доволен своей работой в группе – 15%,
у меня остались затруднения – нет ни одного выбора. И елочка оказалась желто-синей!
Ход мероприятия:
Орг. момент: Здравствуйте! Я хочу видеть ваши прекрасные глаза. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Готовы начать? Сегодня я предлагаю вам поработать в группах. Начинаем.
Мотивация: На прошлой неделе мы с вами ездили в планетарий, где нам рассказывали о том, как празднуют Новый Год в разных странах и показывали созвездия зимнего неба.
Попробуйте вспомнить, о каком созвездии сейчас пойдет речь:
В расположении звёзд этого созвездия легко угадывается фигура человека.
В Древнем Египте это созвездие считалось «царём звёзд»,
а в Древнем Вавилоне оно называлось «Верный пастух небес».
В Древней Греции в созвездии видели великого охотника.
Показывается слайд с изображением созвездия Орион.
Постановка проблемы: Кто помнит, что рассказывали об этом созвездии в Планетарии? Кто-то может рассказать?
Нет Что же это получается, мы слушали, но не запомнили, т.е. НЕ узнали
А как вы думаете, почему так произошло?
Да! Перед нами не стояла такая цель и мы никак не зафиксировали эти сведения. А мозг человека устроен так, что в первую очередь запоминает то, что человеку особенно интересно и удивительно. А в программе про Новый год в разных странах действительно было много интересного и удивительного.
Решение проблемы: А давайте сейчас мы УЗНАЕМ об Орионе? Оказывается просто послушать – бывает мало Какие будут предложения?
Ответы детей
Учитель (обобщая ответы детей): Прочитать, задавшись целью, поработать с текстом для того, чтобы грамотно зафиксировать, воспроизвести этот текст с опорой на свои рисунки, записи, модели. Учитель раздает текст каждому.
Молод и прекрасен был Орион – сын владыки морей Посейдона: высокого роста, стройный и гибкий, как тополь. Талию его стягивал сверкающий волшебный пояс. Смел и удачлив был молодой охотник. Копьё Ориона разило без промаха, стрела, пущенная из тугого лука, достигала орла в зените. Под стать хозяину были и верные псы, с которыми Орион никогда не расставался.
Мифы Древней Греции
Учитель: Вспомните, о каком новом способе работы с текстом мы недавно узнали? Учащиеся: Кластер «Паучок».
Учитель: Кластер «Паучок» - что же это такое. Попробуйте объяснить очень кратко, м.б. даже удастся одним словом.
Учащиеся: Схема, модель, напоминающая паучка.
Учитель: А какое главное внешнее отличие нашего грамотного паучка, от любого, которого можно встретить в природе?
Учащиеся: У паука в природе всегда 8 ножек, а у нашего паучка может быть любое кол-во ножек да ещё и ботиночки.
Учитель: А ботиночек может быть больше или меньше, чем ножек?
Учащиеся: Да.
СЛАЙДЫ ПАУКИ (+ распечатанные на доску)
Учитель: А сходство?
Учащиеся: Туловище (тельце), оно тоже в центре.
Учитель: Для чего оно в модели нашего грамотного паучка?
Учащиеся: Здесь, в центре, мы обозначаем (фиксируем) главную идею текста.
Учитель: Ножки?
Учащиеся: Факты, подтверждающие главную идею.
Учитель: Эти факты можно ещё назвать идеями второго уровня. Их может быть несколько - и не всегда они выражены в тексте конкретными словами. В таких случаях мы стараемся назвать их сами.
Ботиночки, которые паучок носит, не всегда и не обязательно есть на каждой ножке. А бывает и наоборот – больше одного ботиночка на одной ножке. Это третий уровень – факты подтверждающие (уточняющие, раскрывающие) то, о чем говорится на втором уровне.
У вас на столах листы ватмана и бумага для черновиков, клей, ножницы, фломастеры, ручки. и кружок – туловище вашего будущего паучка.
Я предлагаю обсудить группой и выписать из текста (а может вы решите вырезать – ваше право) какова главная идея? После этого постарайтесь разобраться с фактами 2 и 3 уровней. Одна из четырех моделей на доске – подсказка! И еще одна подсказка – я утверждаю, что в тексте не хватает фактов какого-то уровня. Обсудите – какого? Если вам удастся его восполнить своими словами, это будет здорово.
СЛАЙД План работы с кластером «Паучок»
План работы с кластером «Паучок»
Поставить перед собой цель работы.
Внимательно прочитать текст.
Определить главную идею. Зафиксировать.
Определить сколько уровней фактов в тексте.
Оформить опорную модель для выступления.
Воспроизвести текст с опорой на свою модель.

Групповая работа: 15 минут будет достаточно? Следите за временем и не забывайте о правилах работы в группе.
СЛАЙД
Правила работы в группе
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Говори спокойно и ясно.
Говори только по делу.
Уважай мнение других.
Во время работы в группах, учитель помогает, направляя работу групп.
Выступления групп.
Итог: Скажите, пожалуйста, а зачем мы учимся работать с паучком? Где и когда он может стать вашим помощником?
Ответы учащихся:
Выбирать из текста главное.
Составлять текст сообщения по любому предмету.
Находить главную идею.
Находить недостающие данные.
Составлять план сочинения.
Поможет написать само сочинение.
Подготовить учебно-исследовательскую работу
И т.д.
Поднимите руку, у кого появилось желание узнать больше об Орионе? А что для этого надо сделать?
РЕФЛЕКСИЯ моей деятельности
Ф.И. ______________________________
я научился анализировать информацию
я научился выделять информацию в соответствии с поставленной задачей
я научился фиксировать необходимые сведения с помощью графической модели «Паучок»
я учился выражать свои мысли
я доволен своей работой в группе
у меня остались затруднения
_________________________________
Сегодня я хочу всем пожелать найти созвездие Орион на звездном небе. Лучшие условия для его наблюдения с ноября и до конца января. В это время созвездие видно на всей территории России.
Ёлочка-рефлексия. Новый год приближается. Давайте сегодня нарядим первую новогоднюю елочку. Игрушками будут магниты.
Желтый – понял сам и могу объяснить другому.
Синий – понял, но пока не смогу объяснить другому.
Красный – мне еще нужна помощь.
Спасибо. Мне было очень приятно с вами работать.