Статья по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ


Евтехова Н. И.
(ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.
Роль преподавателя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится студент. Преподаватель должен организовать и управлять учебной деятельностью учащегося.
И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса. И тут незаменимым помощником для любого преподавателя являются информационно – коммуникационные технологии.
Прежде всего, повышается интерес учащегося к такому занятию. Психологи отмечают, что современное поколение – это поколение экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимаются намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные подростки очень мало читают, однако, при подготовке к занятию необходимо учитывать данный фактор.
При подготовке к занятиям очень часто использую метод презентаций. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
–При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
–При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
–При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
–При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
–При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, преподаватель получает возможность оснастить свое занятие самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями. Какое занятие бы не проводил преподаватель (вне зависимости от темы, формы проведения) основные этапы подготовки легко применимы и реализуемы.
Использование информационных технологий на занятиях математики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на занятиях математики различных типов, а также на различных этапах урока.
Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на занятии. К компьютерным изображениям могут быть приложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению учебного материала. Компьютер помогает не только студенту, но и преподавателю, особенно при контроле знаний студентов. Например мною широко применяются для контроля за усвоением знаний учащихся тестовые задания. Обеспечение постоянного контроля, учитывающего как давно приобретенные знания и умения учащихся, так и те, что должны быть приобретены после выполнения данной работы, значительно сокращает время, когда студент бездействует.
Преподавателя на уроке заменить ничто не может, но и преподаватель не должен стоять на месте, он должен постоянно совершенствоваться и развиваться, в том числе в большей степени используя возможности информационно коммуникационных технологий.
В результате использования современных образовательных технологий, повышается качество обучения, у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, студенты самостоятельно делают глубокие выводы на занятиях, что свидетельствует о развитии творческого мышления.
Литература
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Педагогические технологии в образовательном процессе. О.М. Новрузова - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
4. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. А.П. Тряпицына.- СПб.: КАРО, 2006.