Выступление на семинаре Формирование информационно-коммуникативной компетентности посредством деятельностного подхода в обучении





Автор: Ануфриева Е. П.
учитель МОУ «Атемарская СОШ»
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда" - гласит древняя мудрость.

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.
Ученик современной школы должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.
Терминология компетентностного подхода базируется на двух основных терминах: «компетенция» и «компетентность».
Если компетенция представляет собой норму, требование к образовательной подготовке ученика, то компетентность - уже состоявшееся личностное качество в совокупности с определенным опытом работы в данной сфере.
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю информационно-коммуникативной компетентности. Это умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передавать её. Считаю, что она имеет особую значимость в жизни человека, так как является одним из важных компонентов любой профессиональной деятельности. Независимо от выбранной специальности выпускникам в будущем предстоит работать с людьми, а, значит, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия. « Никакие другие способности,- утверждает Д.Карнеги, - которыми может обладать человек, не позволят ему сделать столь молниеносную карьеру и добиться признания, как умение хорошо говорить».
Одним из условий формирования информационно-коммуникационных компетентности учащихся является деятельностный подход в обучении.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе.
Поэтому я поменяла структуру урока. Основными этапами урока в технологии деятельностного подхода являются следующие:
1. Орг. момент.
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Постановка учебной задачи.
- актуализация опорных и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
- создание проблемной ситуации;
- выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
3. «Открытие» детьми нового.
- организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма.
4. Применение новых знаний: выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
5. Самоанализ и самоконтроль.
6. Итог урока. Рефлексия.
При постановке учебной задачи на уроке я создаю проблемную ситуацию.
Так на уроке математики, определив, что работать будем с квадратом, я высвечиваю на экране число 12. Спрашиваю: «Какое отношение к нашему квадрату имеет число 12?» Дети мысленно перебирают варианты ответов и, опираясь на уже полученные знания, предполагают, что 12 – это периметр квадрата. Подвожу к формулировке темы вопросом: «Над какой темой будем работать?» - Периметр квадрата.
Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Здесь моя задача - помочь ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Я предлагаю детям самим попробовать найти периметр квадрата. Эту работу организую в группах. Дети, опираясь на ранее полученные знания, самостоятельно выдвигают и проверяют свои гипотезы. Одни предлагают найти периметр сложением, другие – умножением. Дети самостоятельно находят новый способ записи нахождения периметра квадрата. Записывают их на ватмане. Каждая группа демонстрирует свои записи с объяснением. Сравнив их, ребята делают вывод: второй способ решения более короткий, так как в нём только одно действие.
На этапе применения нового знания и рефлексии создаю условия для анализа полученного результата, организую выбор заданий по теме, оказываю помощь учащимся в организации оценивания своих действий. Ученик отвечает на вопросы: «Что я узнал?», «На каком уровне я узнал?»
Таким образом, на протяжении всего урока учащийся самостоятельно мыслит: видит проблему, формулирует её, выдвигает и проверяет гипотезы, делает выводы, оценивает свои действия, т.е говорит.
Решать проблему деятельностного подхода, используя разнообразные педагогические приемы и методы, мне позволяют информационные технологии. С их помощью я вовлекаю каждого учащегося в активный познавательный процесс; организую совместную работу в сотрудничестве; создаю условия для широкого общения со сверстниками; предоставляю возможности учащимся применять свои знания для определения проблем действительности и умения их решать; созданию условий для свободного доступа к необходимой информации.
Различают следующие виды ЦОР.
В начальной школе их можно использовать практически на каждом предмете. Можно показывать фильмы, слайды, прослушивать аудиозаписи и т.д. Ведь детям в младшем школьном возрасте легче даются предметы, подтверждённые наглядным образом. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей с взрослыми.
При работе с компьютером я советую пользоваться уже готовыми материалами с данных сайтов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
– Единая коллекция образовательных ресурсов.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Элекктронная библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Всем, кто учится
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение
Часто использую электронные учебники. Они помогают мне наглядно и доходчиво изложить материал.
Например, на уроках математики, при рассмотрении состава числа, вывожу на экран нужную страницу учебника и вместе с детьми рассматриваем, как разными способами получить то или иное число.
Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности я применяю мультимедийные обучающие программы (МОП). МОП по обучению грамоте позволяет учащимся одним нажатием кнопки найти информацию для работы над изучаемой буквой и звуком.
В качестве ЦОР использую аудио- и видеофрагменты. Разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? ЦОР дают нам такую возможность.
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование компьютера на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся овладевать практическими способами работы с информацией и формировать в их сознании целостную картину мира, в реальности которой и будут существовать ученики.
Таким образом, решается задача формирования информационно-коммуникативной компетентности через технологию деятельностного подхода.
Формирование и развитие компетентной личности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к их решению.
Мне хочется пожелать всем успеха. Я уверена, что нельзя в этой жизни учить вполнакала, мечтать вполнакала, гореть вполнакала. С годами меняется облик школы, учительский состав, но не меняется наше общее дело: сеять разумное, доброе, вечное.









13PAGE 15


13PAGE 14215