Выступление на методическом семинаре «Формирование универсальных учебных действий в процессе физкультурной деятельности»


ВЫСТУПЛЕНИЕ
на методическом семинаре по теме:
«Формирование универсальных учебных действий в процессе физкультурной деятельности»
Асабин В.А., учитель физкультуры КСОШ №1
Концепция универсальных учебных действий рассматривает:
компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям..основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через:
формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;
овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;
универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Термин «универсальные учебные действия» означает:
В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком (собственно психологическом значении): совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы,
учебную цель,
учебную задачу,
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
с этапами процесса усвоения;
с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
знаково-символический;
коммуникативный
Формирование универсальных учебных действий учащихся, на уроках по каждому общеобразовательному предмету, является актуальной задачей. При этом очень важно описать условия, при которых это происходит обязательно.
1.Личностные универсальные учебные действия ( УУД)
Самоопределение
Развитие рефлексивной самооценки действия за счёт:
- сравнение ребёнком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки, умения ребёнка фиксировать свои изменения и понимать их (в личных тетрадях по предмету фиксация данных физического развития, уровня развития физических качеств; учить понимать значение результатов, анализировать динамику изменений, планировать, исходя из этого физкультурную деятельность)
- предоставление возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов (выбор технического способа выполнения учебного действия, выбор объёма заданий с обязательной аргументацией, выбор тактических аспектов совершения действия и т.д.)
- создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недалёком прошлом (в технических действиях - конкретизация критериев оценивания, выделения фаз движения, просмотр общей успешности движения ; в контрольных упражнениях – анализируется уровень развития физических качеств, выявляются причины, ведущие к фактическому уровню, намечаются пути повышения физических кондиций и т.д. )
 
Смыслообразование Создание на мотивационном этапе учебно-проблемной ситуации с помощью:
-  постановки задачи, которую можно решить лишь при изучении темы
- сомнение в достаточности материала, подтверждающего практическую значимость предлагаемой темы
- использования исторического ракурса в решении данной проблемы в науке и т.д.
 
На операционально-познавательном этапе поддержание и создание мотивации к учебной деятельности. Учить:
- пониманию информации лично для себя
- осознанию связей между целью и задачами урока, основными задачами и частными
- самостоятельной постановке целей
- организации деятельности по достижению цели
- адекватно оценивать свои трудности и собственные возможности.
 
 2.Познавательные УУД.
 
2.1.Общеучебные УУД.
 
2.1.1. самостоятельное выделение и формулировка учебной цели: происходит с обязательным соблюдением условий, обозначенных для действий смыслообразования.
 
2.1.2.поиск и выделение необходимой информации: постоянный показ того, что теория физической культуры находится на стыке многих наук, что создаёт предпосылки к целостному рассмотрению человека в его физкультурной деятельности, но создаёт определённые трудности в отборе, поиске необходимой информации.
 
2.1.3.осознанное и произвольное построение речевого высказывания :мысленное и вслух проговаривание своих действий в процессе физкультурной деятельности (начиная от простейших названий исходных положений, заканчивая сложными физическими упражнениями, с разделением их на фазы )
 
2.1.4. выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Учить:
- пониманию сути двигательного действия
- учитывать личностные характеристики и показатели ( от физиологических до психологических, личностных характеристик )
- находить наиболее эффективные способы решения двигательной задачи здесь и сейчас.
 
2.1.5.рефлексия способов, условий, результатов  деятельности.
Учить:
- что на уроке физической культуры, требуется рефлексия во всём.
 
2.2.Логические УУД
 
2.2.1. анализ объектов с целью выделения признаков:
- обучение технике двигательного действия по частям
- развитие физических качеств с выделением отдельных компонентов (простая двигательная реакция, быстрота, реакция на движущийся объект, реакция выбора)
- обучение тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным; в нападении, в защите, на приёме, на страховке и т.д.) 
2.2.2.синтез (составление целого из частей)
- увидеть и составить целое, начиная от объединения разноплановых упражнений в комплекс и заканчивая составлением программы личных предпочтений в области физической культуры
- учить - не потерять ядро целого, «не распылиться на частности»
 
2.2.3. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
- учить сравнивать физические упражнения по критериям эффективности для решения различных задач
- учить сравнивать различия техники одного и того же упражнения, находить оптимальные для себя варианты.
- учить сравнивать тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия.
 
2.2.4. установление причинно-следственных связей
- строить всю физкультурную деятельность так, чтобы установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование и т.п. не были чуждыми непонятными действиями в учебном процессе  по физической культуре
- отменить вреднейший лозунг «на урок физической школьники пришли двигаться, а не рассуждать».
- стимулировать и поощрять вопросы учащихся
 
2.3. Регулятивные УУД.
 Формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура, пожалуй,  как ни какой другой нацелен на познание человека во всей его целостности. Рассмотрение содержания предмета в контексте становления физической культуры личности, инициирует формирование регулятивных ууд. Умения целеполагания , планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности, устраняют «двигательное натаскивание», «дрессировку» в учебном процессе по физической культуре.
 
2.4. Коммуникативные УУД.
 
2.4.1.общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.
- комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий.
 
2.4.2. с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
- учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач.
- учить аргументировать свою позицию.
 
2.4.3. способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия .- создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему.
- учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов.
 
2.4.4. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- учить работе в группах, парах, соперничающих командах.
- создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы.
 
2.4.5.следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
- создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности.
- построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные аспекты соревновательной деятельности.
 
2.4.6.речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
- проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний.
- поощрение попыток делать обобщения и выводы
- стимулирование к вскрытию причинно-следственных связей, построению доказательств.