Выступление на школьном методическом семинаре по теме «Формирование познавательных УУД у младших школьников в ходе урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС»


МБОУ «Баграмовская СШ»
Выступление на школьном методическом семинаре
по теме
«Формирование познавательных УУД
у младших школьников в ходе урочной и
внеурочной деятельности в рамках внедрения
ФГОС»
Дудина Е.С., учитель начальных классов высшей кв.кат.
2 ноября 2016 г.
Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним откроется
Чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках.
В.А.Сухомлинский
Как вовлечь ученика в процесс активной познавательной деятельности?
ФГОС исходит из признания «решающей роли образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития личности».
Развитие работоспособности, произвольного внимания, волевой сферы, культуры учебного труда – преимущественная задача начального общего образования, потому что такие проявления работоспособности, как усидчивость, старательность, аккуратность, бережное отношение к средствам и результатам труда, стремление доводить начатое до конца, можно сформировать только в раннем детстве.
С целью развития познавательных процессов на уроках и во внеурочной деятельности школьники учатся сравнивать, обобщать, находить закономерности, классифицировать, рассуждать, делать выводы и конструктивно общаться со взрослыми и одноклассниками.
Уроки и занятия по внеурочной деятельности я провожу в нестандартной форме. Это уроки-путешествия, урок-игра, викторины, уроки-концерты, уроки-исследования. Задача учителя – подвести школьников к пониманию и исправлению ошибок, а не просто указать на них. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности младших школьников. На уроках и во внеурочной деятельности я использую приемы, способствующие развитию активных самостоятельных действий учащихся. На занятиях создаю ситуации, в которых ученик:
- задает вопросы, выясняя непонятное;
- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.
На занятиях по формированию познавательных УУД наиболее удачными формами работы являются парная и групповая, так как они учат школьников конструктивному общению, умению самостоятельно мыслить, познавать новое, выслушивать мнение товарища.
На уроках окружающего мира я использую прием самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. Дети учатся работать с атласом-определителем «От Земли до неба», книгой «Зеленые страницы».
В формировании познавательных УУД применяю на уроках средства ИКТ. Использование Электронных приложений к разным учебным предметам, презентации, Интернет-ресурсы способствуют активной познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
В результате работы дети расширяют свой кругозор; творчески работают в парах, группах. В условиях перехода на ФГОС организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование УУД ученика, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование и воспитание.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Для успешной реализации познавательной деятельности в течение года я провожу экскурсии в школьный музей, в Краеведческий музей г.Рыбное, в Музей Обороны и Тыла, где ребята узнают много нового и интересного.
Формированию познавательных УУД способствуют занятия в сельской библиотеке. Дети учатся работать со справочной литературой, расширяют свой читательский кругозор, учатся любить книгу.
Важную роль в развитии познавательной сферы учащихся играют предметные чемпионаты, на которых дети учатся рассуждать нестандартно, открывать нетрадиционные методы решения, углублять полученные знания, выходить за рамки учебной программы.
В процессе освоения УУД формируется социальный опыт самостоятельного решения познавательных и творческих задач;
- развивается поисковая активность при выборе источников информации и способов достижения цели;
- опыт рефлексии и самооценки успеха (неуспеха) деятельности;
- опыт коммуникативной деятельности на основе распределения ролей и функций, организации сотрудничества в совместной (парной, групповой) учебной деятельности.