Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов


Петергерина Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
Новоазовская общеобразовательная школа І-ІІІступеней №2
Внедрение проектных технологий на уроках математики в начальной школе.
Знания только тогда становятся знаниями,
когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти.
Л. Н. Толстой
В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных инновационных подходов практически во все сферы деятельности человека. Естественно, сфера образования не могла стать здесь исключением. Использование инновационных подходов в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Как сделать каждый урок математики радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? Эти задачи ставит перед собой каждый учитель. А для этого необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя математики и интерес к изучаемому предмету учащихся. Этому помогает использование различных форм контроля и самоконтроля учащихся: уплотненный контроль по карточкам; математические диктанты «По следам ошибок»; графические диктанты; вариантные задания; работа с использованием сигнальных карточек; взаимовопрос по теоретическому материалу; компьютерное тестирование.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания математике, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.
ИКТ, интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают ―ситуации успеха, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее.
Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что ставится перед учениками проблема и вместе с ними она рассматривается. В результате совместных усилий намечаются способы ее решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя.
Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Использование на уроках групповой работы несет в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; растет самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Проектная деятельность эффективно используется начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При выполнении каждого нового проекта решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Опыт работы учителей математики показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Сегодня современные инновационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога ―ученик-компьютер. В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера я использую по нескольким направлениям.
Учителю всегда приходится делать много наглядности к урокам. Сегодня эту работу выполняет монитор компьютера, который учитель использует на уроках как модернизированную классную доску. Возможность монитора намного выше, чем классной доски.
Целесообразно, с нашей точки зрения, внедрение инновационных подходов к проблеме контроля уровня знаний, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения. При внедрении таких методик оценки учебных достижений, учитываются стандартные требования к составлению тестовых заданий (объективность, надежность и т. д.).
Компьютерная система контроля знаний служит для определения уровня знаний обучаемого данной дисциплине, курсу, разделу, теме или параграфу предметной области и его оценивания с учётом установленных квалификационных требований.
Разработаны различные методические тесты: «Что такое хорошо, что такое плохо» по теме «Непересекающиеся множества» и «В мире сказок» по теме «Пересекающиеся множества».
На примере компьютерного теста «В мире сказок» по теме «Пересекающиеся множества»осуществляется межпредметная связь учебных дисциплин математика и литературное чтение. Ученикам демонстрируется изображение сказочных мультипликационных персонажей, которых необходимо распределить на два множества: «Русские мультфильмы» и «Зарубежные мультфильмы». Младших школьников просят щелкнуть мышкой по рисункам, которые они бы отнесли к первой группе (то есть к группе русских мультфильмов). Если при выполнении данного задания допускается ошибка, то программа сообщает, что «Допущена ошибка. Необходимо вернуться и попробовать еще раз». После правильного выполнения этого задания, учеников просят щелкнуть мышкой по рисункам, которые они бы отнесли ко второй группе (то есть к группе зарубежных мультфильмов). При этом срабатывает та же программа исправления допущенных ошибок. Если оба задания выполнены верно, ученики видят, что медвежонок Вини-Пух попал в оба множества. Целесообразным является вопрос: «Почему медвежонок Пух попал в оба множества?» (Существуют русский и зарубежный мультфильмы о медвежонке Вини-Пухе). Затем у учеников спрашивается: «Кто является автором сказки о данном персонаже? (Алан Милн) и демонстрируется слайд со стихотворением Алана Милна «Меховой медведь».
По тому же принципу создан компьютерный тест «Что такое хорошо, что такое плохо» по теме «Непересекающиеся множества». Учеников просят распределить поступки на два множества: «Хорошие поступки» и «Плохие поступки», сначала щелкнув мышкой по рисункам, которые они бы отнесли к первой группе (то есть к множеству хороших поступков), затем — ко второй (к множеству плохих поступков). Если при выполнении данного задания допускается ошибка, то программа сообщает, что «Допущена ошибка. Необходимо вернуться и попробовать еще раз». Данный тест выполняет не только образовательную и развивающую, но и воспитательную функцию на уроках математики в начальной школе.
Использование на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.
Применение компьютера как элемента образовательной среды начальной школы: развивает познавательные способности учащихся (внимание, воображение, память, логическое мышление), улучшает восприятие мира, воспитывает самостоятельность, позволяет провести диагностику усвоения учебного материала.
Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны (различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка), приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Компьютер помогает усилить мотивацию учения. Учащиеся работают индивидуально, с помощью проб и ошибок приходят к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, был бы пассивен и ждал, когда же, наконец, учитель обратит своё внимание на него. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Поэтому нам, учителям, приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе, можно выделить следующие:
первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”);
второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);
третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
Из вышеизложенного неопровержимо следует вывод - применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах составляет 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности. В завершении хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что – то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому, т. к. в истории преподавания математики немало интересного.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.
Необходимые условия для эффективной проектной деятельности обучающихся.
Провести подготовительную работу:
Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися.
Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).
информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.
Литература:
[1] Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011.
[2] Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя./Под ред.
А.Б.Воронцова М.: Просвещение, 2011.
[3] Воронцов А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др. /Под ред. Воронцова А. Б.
под ред. Воронцова А.Б.. – М.: Просвещение , 2011.
[4] Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: М: Ба
ласс, 2012.
[5] Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. М.: Баласс, 2013.
[6] Хиленко Т. П. Типовые задачи по формированию УУД: работа с информацией 1 – 4 класс. М.: Просвещение,2014.
Интернет – ресурсы
https://infourok.ru/ispolzovanie-proektnozadachnoy-tehnologii-obucheniya-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole-261395.htmlhttps://infourok.ru/ispolzovanie-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologiy-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole-271105.html