Доклад на тему: Особенности и закономерности процесса и перевоспитания осужденных


ГБОУ ВСОШ Филиал №3
Доклад на тему:
"Особенности и закономерности процесса и перевоспитания осужденных"
Подготовила
Учитель биологии
Даминова Л.Р.
Стерлитамак 2016г.
Доклад на тему: "Особенности и закономерности процесса и перевоспитания осужденных."
Тема моего доклада: "Особенности и закономерности процесса и перевоспитания осужденных. Принципы перевоспитания осужденных"
Цель доклада: Целью моего доклада является исследование основ перевоспитания осужденных.
Основной формой уголовного наказания в современном мире, как известно, является лишение свободы в виде тюремного заключения.  Школы при исправительных учреждениях имеют особый контингент учащихся – это юноши в возрасте от 18 до 30 лет, совершившие преступление и отбывающие наказание в закрытом учреждении. Преподавание в школе при исправительной колонии – это, прежде всего, воспитательное воздействие на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далекими от моральных   норм общества В условиях изоляции от общества, лишения определенных прав и свобод, личность преступника изменяется, переоцениваются многие привычные для него ценности. После возвращения осужденного в общество, он обязан, как нам, кажется, неукоснительно выполнять его законы. Однако этого не происходит. Несмотря на все предпринимаемые усилия, у бывшего заключенного возникают серьезные проблемы социальной адаптации.
Основными задачами становятся, исправление, перевоспитание, полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.
Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осужденных, гуманизацией этого процесса, специальной подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных, правозащитных, религиозных и других для решения основной задачи пенитенциарного процесса – перевоспитания и исправления осужденных.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный.
Помимо воспитания в педагогической литературе определено понятие «перевоспитания» как системы воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность такой формулировки очевидна: все сведено к исправлению личности; воспитуемому отводится пассивная функция – изменяться под воздействием воспитателя.
Перевоспитание органически входит в общую систему воспитания и плодотворно воздействует на поведение и сознание человека. Причем связь между воспитанием и перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты. В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта поведения.

В перевоспитании существует последовательные элементы:
Положительные и отрицательные стороны характера осужденного.
Изучение окружающей обстановки вокруг осужденного.
Использование способности и сил осужденного для полезных дел.
Во влечение осужденного в новые виды деятельности для развития его положительных качеств.
Выявление и устранение недостатков в общем развитии.
Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод что процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок человека, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Нельзя отождествлять, воспитание и исправление, надо видеть и их различия. Понятие «исправление» стоит ближе к понятиям «развитие» и «самосовершенствование». Исправление — это деятельность самого объекта педагогического процесса по устранению имеющихся у него недостатков. Исправляться он может как под влиянием внешних воспитательных воздействий, так и исходя из собственных внутренних побуждений. Понятие «перевоспитание» по своему значению стоит ближе к понятию «воспитание» и связано, прежде всего, с деятельностью субъекта педагогического процесса, организацией им педагогических воздействий на осужденного, последствием которого и может быть исправление. 
Процессы перевоспитания и исправления осужденных переплетаюся в нравственных нормах, таких как добросовестное отношение к своим обязанностям, к труду, уважения правилам обучения, бережное отношение к общественной и личной собственности.
Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых[].
Одними из особенностей перевоспитания осужденных можно выделить "ранняя взрослость личности", повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватная оценка действительности, нравственная неустойчивость, стремление "к легкой, красивой жизни, низкий культурный уровень, завышенная и заниженная самооценка склонность к общению, проведение свободного времени в группах. Преступность часто носит групповой характер;
– избыток свободного времени и не умение его организовать, приобщение в алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе, или работе;
– трудновоспитуемость или педагогическая запущенность в следствии неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, умело втягивающих подростков в сферу своей деятельности.
негативное отношение к учёбе, которое сформировалось у большинства обучающихся ещё до того, как они попали в школу при колонии строгого режима;
психологические особенности заключённых;
длительный перерыв между предыдущей и настоящей учёбой;
сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков, алкоголя, других зависимостей;
 «текучесть» обучающихся, обусловленная различными причинами.
Нередко осужденные, которые по Закону должны получить среднее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание, поскольку учение не входит в систему ценностей данной категории людей.
В общем процессе перевоспитания от педагогических работников требуется особенно большое терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным, в связи с его педагогической запущенностью
К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, относится общеобразовательное обучение. Воспитательная работа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации осужденных. Необходимо использовать активность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое). Помимо обучения необходимо использовать мотивационные программы, позволяющие осужденным получить досрочное освобождение. Для оценки можно использовать балльную систему (Приложение) осуждённые представляются к УДО при условии набора определенного количества баллов (не менее 30), а также при условии хорошего поведения, в том числе обязательного участия в кружковой работе, положительного отношения к учебе, труду, признания вины в совершенном преступлении.
К наиболее распространенным формам перевоспитания также можно отнести беседы, лекции, диспуты, внеклассные мероприятия, классные часы, предметные недели, проведение  конкурсов, викторин,
конкурс рисунков,
решение занимательных задач, заданий на смекалку,
просмотр видеофильмов, тематических презентаций,
внутришкольные олимпиады, участие во всероссийских дистанционных олимпиадах. Проведение мероприятий посвященных, любви к родине, семье, заботе о близких и родных, уважение к окружающей природе, страшим.
Процесс перевоспитания может быть правильно организован только в том случае, если воспитатель знает и полностью учитывает внутренние переживания осужденного. Отбывание наказания всегда связано со вспоминанием и разбором своей прошлой жизни, своих действий и взаимоотношений. От того, по какому пути пойдут эти процессы вспоминания и оценки, во многом зависит вся деятельность по перевоспитанию данного осужденного, зависит быстрота появления у него стремления к самовоспитанию: к изменению своих привычек и черт характера.
Наша воспитательная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, вернуть их к спокойному, бесконфликтному восприятию действительности, научить приемам самопознания, самосовершенствования и сформировать потребность в построении новой жизненной траектории.