Использование опорных таблиц на уроках слесарного дела


"Использование опорных таблиц на уроках слесарного дела"
учитель профессионально-трудового обучения МКОУ "Школа-интернат № 92",
Нерсесян Арсен Николаевич
«Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии».Развитие трудовых навыков у умственно отсталых школьников возможно только при наличии специальной подготовки учащихся, опоры на их возможности (природные и социальные задатки), учёте состояния здоровья. В этом случае труд может стать мотивированным. Мотивацию можно развить, опираясь на внутренние и внешние возможности и склонности, которые есть у каждого ребёнка, несмотря на его дефекты. Чем раньше начнётся эта работа, тем она будет успешнее.Выготский Л.С. говорит: «Около 85 % всех обучающихся во вспомогательной школе слабоумных детей способны при соответствующем воспитании к труду (ремесленному, индустриальному, техническому, сельскохозяйственному и т.д.)».Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в развитии и адаптации к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение, но надо учитывать то обстоятельство, что дети имеют разные степени умственной отсталости, различное состояние здоровья.Возможность овладения профессией этими учащимися зависит от многих факторов, что предполагает хорошую организацию коррекционной работы, направленную на повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Для выполнения этой задачи у учащихся необходимо сформировать технические и технологические знания, общетрудовые умения. Только опора на имеющиеся знания даёт им возможность уяснить новое трудовое задание, спланировать его исполнение, правильно действовать при встрече с различного рода отклонениями от технологического процесса, контролировать и оценивать сделанное.Для этого выработаны общие требования к организации формирования знаний школьников. Среди них:– опора на предметную и изобразительную наглядность;– эффективность объяснения (доступность речи учителя, личность учителя, выразительность, оптимальный темп и продолжительность объяснения);– контроль процесса и конечного результата усвоения знаний.Опорные таблицы – это идеальное средство для реализации этих трёх требований к организации формирования знаний, умений, навыков на уроках технологии. Эффективность объяснения добиваемся не только объяснением, его доступностью, темпом, а и дидактическими средствами, среди которых – опорные таблицы. Опорная таблица – это краткое изложение содержания материала. Она позволяет не только кратко отражать материал, но и доступно его усваивать.Пример.Тема урока: «Тонкий листовой металл» (5 класс). Материал изложен в учебнике «Слесарное дело» для 4-6 класса, Копелевич В.Г. Изучение данной темы можно провести разными вариантами: рассказ и самостоятельная работа с учебником. Самостоятельную работу с учебником можно организовать дифференцированно:а) успешным учащимся предлагается изучаемый материал разместить в таблице в соответствующие колонки;б) средне усваивающие учащиеся заполняют таблицу сначала совместно с учителем, где объяснения учителя и заполнения таблицы на доске идут параллельно;в) заполнение таблицы учеником проводится совместно с учителем, для учащихся трудно воспринимающих информацию.Закрепление изученного материала можно провести несколькими вариантами:А. Учащимся предлагается ответить на вопросы:1. Какие виды тонкого листового металла изучали? Ответ: кровельное железо (толщина от 0,5 мм до 1 мм), жесть (толщина до 0,5 мм). Выбрав словарные слова (кровельное железо, жесть), надо расположить их в соответствующий столбик таблицы.2. Чем различаются виды тонкого листового металла? Выбрав слова- характеристики технические, надо расположить их в соответствующий столбик таблицы.3. Где применяют тот или иной вид тонкого листового металла?Б. Полная самостоятельная работа по таблице.В. Рассказ с использованием словарных слов.Такой вид работы способствует формированию более прочных знаний, развитию речи.По опорным таблицам можно не только изучать новый материал, но и вести коррекционную работу по развитию мышления через сопоставление нескольких параметров изучаемых объектов. Например: чем различаются виды тонкого листового металла? (работая по вертикали колонок таблицы, надо сопоставить толщину листового металла, а по горизонтали – определить вид металла). Ответ на вопрос, почему тот или иной металл нельзя использовать не по назначению, требует от учащихся логического размышления, анализа. Таблица способствует развитию мышления, речи ученика, обучает раскрытию темы.Тема урока: «Правила безопасности при рубке металла в тисках» (6 класс). Объяснение темы проходит в виде беседы (для чего необходимо соблюдать технику безопасности), а закрепление материала проходит в виде заполнения таблицы. Учащиеся, выходя к доске, заполняют таблицу карточками, при этом комментируют ответ.Изложить изучаемый материал в виде опорных таблиц можно на любом блоке технологии (швейное дело, столярное дело), где можно сопоставить изучаемые материалы (материаловедение). В старших классах опорная таблица – это технологическая карта изделия.Осознанность самостоятельной деятельности учащихся школ VIII вида в трудовом обучении низкие. Одним из средств обучения самостоятельности в трудовой деятельности являются технологические карты-таблицы, в которых кратко изложена последовательность работы, изложены опорные понятия об операциях, изложен перечень оборудования и инструментов.Для обучения самостоятельности, формирования алгоритма последовательности выполнения работы используем технологические карты. Обучение по технологическим картам начинается в 6 классе, сначала по инструкционной – пооперационной карте, включающей в себя описание поэтапного действия, которое формирует алгоритм последовательности работы над изделием.В старших классах обучение самостоятельности проходит не по чтению операционной карты, а по технологии всего изделия. Технологическая карта изделия состоит из граф: последовательность операции, графическое изображение, инструменты, материалы, приспособление. Обучение можно проводить двумя вариантами. Наиболее простой – по графическому изображению последовательности работы, сложный – по описанию операций. По технологической карте можно вести коррекционную работу.Например: урок в 9 классе по теме «Изготовление металлического совка». Первый вариант: а) по графическому изображению распознать вид операции; б) расположить карточки с промежуточными рисунками последовательности работы в порядке выполнения изделия.Второй вариант: к описанию операции подобрать соответствующее графическое изображение.Третий вариант: расположить описания операций в порядке их выполнения. Такими упражнениями можно добиться выработки алгоритма последовательности выполнения изделия.Для повышения качества технических знаний учащихся разработаны опорные таблицы и технологические карты по темам: «Нарезание резьбы», «Техника безопасности при рубке», «Термическая обработка металлов», «Механические свойства металлов», «Применение проволоки», «Тонкий листовой металл».Для работы по технологической карте у ученика должны быть сформированы понятия профессиональных терминов по материаловедению, (резьба, рубка, опиливание, гибка, правка). Усвоение теоретических знаний, умений, навыков идет через тесты, опорные таблицы. Усвоение практических знаний, умений, навыков идет через практические упражнения, технологические карты.Для закрепления и формирования технологических понятий используем тестовые и практические задания. Тесты содержат задания, которые охватывают материалы тем, предусмотренных программой. Задания составлены с учетом основных тем по технологии, материаловедению, основам моделирования и машиноведения.
Список использованных источников:1. Копелевич В.Г. и др. «Слесарное дело». Учебн. Пособие для учащихся 4-6 классов вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1997г.2. Спиридонов И.Г., Буфетов Г.П., Копелевич В.Г. «Слесарное дело». Учебн. Пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы.3. Павлова О.В. «Слесарное дело», Рабочая программа, 5-6 классов, «Учитель», г. Волгоград. 2015г.