Урок-игра по теме Существительное в 6 классе (обобщающий урок русского языка в форме деловой игры)


Урок-игра по теме "Существительное" в 6 классе
(обобщающий урок русского языка в форме деловой игры)
Крахмаль Е. А., учитель русского языка и литературы.
Цели урока: моделирование и использование ситуативных упражнений и групповых форм работы для формирования у школьников правописно-коммуникативной компетенции;
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное»;
повторение теоретических понятий по теме;
воспитание интереса к урокам русского языка.
Ход урока.
Слово учителя. Знания по теме «Существительное» необходимы для дальнейшего изучения русского языка. Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим изученный материал, повторим основные категории существительного, вспомним и закрепим орфограммы, связанные с написанием существительного.
(Учащиеся класса разделены на малые группы по 5-7 человек.)
1. Теоретическая разминка. Кто быстрее? Кто правильнее?
Дайте определение имени существительного.
Назовите постоянные морфологические признаки существительного.
Какие непостоянные морфологические признаки существительного вам известны?
Синтаксическая роль существительного.
Отвечающие получают конверт с заданием для работы в группах.2. Заседание «Ученого совета».
Представьте, ребята, что вы – члены Ученого совета. Вам предлагается высказать свое мнение по следующим лингвистическим проблемам:
разносклоняемые имена существительные;
несклоняемые имена существительные;
род несклоняемых имен существительных;
имена существительные общего рода.
Выступление готовится в течение 3 мин.; на ответ отводится по 2 минуты.
3. Проверка «лингвистического здоровья» (групповая орфографическая работа).
Представьте себе, ребята: ваш друг по болезни пропустил занятия в школе и теперь не знает, как правильно писать существительные. Мальчик открыл учебник, но страниц, на которых излагается интересующий его материал, в книге не оказалось. Только вы можете ему помочь.
Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
Не с существительными.
Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-).
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Задание: Подготовить словарную диктовку из 7-ми слов, на практическом материале показать навыки владения правилом.
Заслушиваются ответы, делаются записи в тетрадях с графическим обозначением орфограмм.
4. Турнир смекалистых.
Какого признака нет у имени существительного (рода, времени, падежа, числа)?
В каком предложении существительное лес выступает в качестве сказуемого?
А) Лес – наше богатство.
Б) Люди, берегите лес!
В) Великое достояние русской земли – лес.
Определите род существительных дождище, здоровьишко, голосище, полюшко, письмишко, церквушка.
Представьте себе, что вы зашли в продуктовый магазин. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные сущ., которые употребляются только в ед.ч. или только в мн.ч.. (молоко, мука, повидло, сахар, творог, сметана, кефир, крахмал, кофе, карамель, шоколад, вермишель, дрожжи, сливки)Найди среди прилагательных слова, перешедшие в существительные: Рослый, молодой, ученый, дежурный, прекрасный, военный, ведущий, светловолосый, румяный, верующий, больной, старый.5. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Каждый из членов группы получает индивидуальное задание. Работа состоит из синтаксического и морфологического разборов.
Облетают с деревьев3 последние листья4.
В деревне3 вечером пахнет сухим сеном4.
На ветке3 сидит маленькая птичка4.
Из-за верхушек3 леса медленно поднимается солнце4.
Над поляной3 поднялся сильный ветер4.
6. Творческий тур.
Представьте себе, ребята, что каждый из вас – художник слова. Вы приглашены на творческий турнир. Вам предлагается, используя наибольшее количество существительных, описать ваше любимое время года (листопад, шорох…; кружева, холод…; капель, журчание…; жара, пух… )(Сочинение-миниатюра «Любимое время года».)
Грамматическое задание: указать склонения существительных.
Зачитываются лучшие работы от групп.
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.