Дикие и домашние животные.


Открытый урок по окружающему миру  во 2 классе по программе
«Школа России».
Учебник А.А.Плешаков, 2015г.
учитель начальных классов Колганова Алла Юрьевна.
Тема урока: Дикие и домашние животные.
Цели: расширить и обогатить представления детей о диких и домашних животных, воспитывать чувство заботы и любви к своему домашнему животному, чувство ответственности за своего питомца.
Оборудование: таблица с изображением диких и домашних животных, детские книжки про домашних животных, тесты, ИКТ (ноутбук, проектор, ИАД).
Тип урока: решение частных задач, рефлексия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями) : научатся описывать по плану своего домашнего питомца; научатся выступать с подготовленными сообщениями; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; получат возможность научиться обсуждать свое отношение к домашним питомцам; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, используя полученную информацию.
Метапредметные: (компонентно-культурного опыта/приобретенная компетентность ) : использовать различные способы поиска (в учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению ; принятие и освоение социальной роли обучающегося ; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД ; умение учиться):
Познавательные : общеучебные -самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ; логические – осуществляют поиск необходимой информации ( из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти ).
Регулятивные: ориентирование в учебнике ; принимают и сохраняют учебную задачу ; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые условия.
Методы и формы обучения : частично-поисковый, фронтальная и индивидуальная.
Сценарий урока:
1. Организационный момент.
-Настроение у нас (отличное?)
- А улыбки?
-Пожелаем друг другу добра,
-Ведь урок начинать нам пора! (1 слайд)
2.Беседа «Животные»: - Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
- Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей) (Игра с мягкой игрушкой – название животных) -(слайд 2)
- Правильно, однако к животным относят не только зверей, но и птиц, рыб, насекомых, лягушек, змей . На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных.
- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).
3. Изучение нового материала.
1)Определение темы урока. Загадки о животных.
Сама пестрая,Ест зеленое, Дает белое. (Корова)
Сердитый недотрогаЖивет в глуши леснойИголок очень многоА нитки не одной (Ёж)
У этих спор упрямый,
Но очень интересный
И кто кудрявый самый,
И кто богаче шерстью. (Баран)

Обежала уж весь лес.Хвост мелькает там и здесь.То не девица-краса –Это – рыжая … (лиса) (слайд 3; 4)
- Какие животные живут сами по себе, а каких разводят люди?
- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? ( дикие животные) (тигр, медведь, олень, заяц, волк).
- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные) ( корова, коза, лошадь, куры, свиньи и т.д.)
- О ком мы сегодня будем говорить?
- Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать….
Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных.
2) Сообщение темы урока.(слайд 5)
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Я помогу вам выявить отличия диких животных от домашних, понять значимость домашних животных для человека. (слайд 6) Работа с учебником стр.72
Физкультминутка.
А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте все. Вытянемся как жираф, посмотрим по сторонам как сова, наклонимся как страус, помашем руками как птицы. Отлично.
3)Работа по теме урока. Рассказ учителя – как появились домашние животные.
- А откуда появились домашние животные? (слайд 7)
- Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.
Давным-давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу. (слайд 8)
(слайд 9) И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников. (слайд 10; 11)
Домашние животные – это ещё и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы, и насекомые (пчёлы, шелкопряд). Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. 
4)Выявление отличий.
- Распределите отгаданных животных в две группы
- Чем отличаются дикие и домашние животные?
- Как живут дикие животные в природе?
- Кто им строит жилище?
- Добывает пищу?
- Ухаживает за потомством? Вывод.(слайд 12)
- Кто разводит домашних животных?
- Кто их защищает?
- Кто строит им жилище?
- Кто ухаживает за потомством? Вывод (слайд 13)(слайд 14; 15; 16)
Физкультминутка.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте все. Я буду сейчас называть животных, а вы будете издавать звуки, которые они произносят (петух, кошка, пчела, собака, корова, рыбы, утка, волк, свинья). Молодцы.
Практические задания:
-Что от домашних животных получает человек? Приложение 1.
7.Итог урока. (слайд 17)
Какая тема была сегодня у нас на уроке?
Какие животные называются дикими? Приведите примеры.
Какие животные называются домашними? Приведите примеры.
Что дают нам животные? Что мы им даем?
Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось?
Мне понравилось с вами работать. Вы молодцы. Спасибо вам, ребята, за урок. (слайд 18)

Приложение 1.

Приложение 2.