Методика организации исследовательской и проектной деятельности по биологии в рамках введения ФГОС второго поколения


Методика организации исследовательской и проектной деятельности по биологии в рамках введения ФГОС второго поколения
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №1 Красноармейского района Волгограда
Автор: Ирина Анатольевна Полетаева, учитель географии и биологии, iri-poletaeva@yandex.ruВ результате внедрения нового образовательного стандарта при переходе от начальной школы сразу же в 5 классе введён предмет биология и формируется естественнонаучная картина мира непосредственно через подачу как биологических знаний, так и привитие двух групп новых умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и второе - формирование у детей мотивации к обучению предмету. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которой в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования отводится особое место. В условиях перехода на ФГОС мною разработан и апробирован в 2012 учебном году курс « Проектная и исследовательская деятельность в естествознании» для 5 класса. Курс рассчитан на 1 год обучения, проходит 1 час в неделю. Природоведение (естествознание) закладывает основы биологических, физических, химических, географических знаний, а также естественнонаучной картины мира и выбрано не случайно. Использовался во всех 5 классах нашего учебного заведения всеми педагогами и получили на выходе результат в виде повышения познавательной активности обучающихся, вовлеченности их в практические и теоретические проекты, разработанные детьми рекомендации, видеоролики и другие материалы по актуальным природоохранным, краеведческим, экологическим темам. Цель программы: Создание благоприятных условий для самореализации и саморазвития воспитанников через организацию проектной и исследовательской деятельности по изучению и исследованию живой природы родного края. К концу обучения по программе «Проектная деятельность в естествознании» обучающиеся знают: основное отличие цели и задач учебно-исследовательской и проектной работы; объекта и предмета исследования; основные информационные источники поиска необходимой информации; основные теоретические понятия естественнонаучных предметов и географии; методы исследования и проектирования. Умеют планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе; вести наблюдения за изменениями в природе; проводить исследования и их обработку; представлять свои работы сверстникам. Умеют :добывать, анализировать информацию, делать правильные выводы ;соблюдать правила поведения в природе. Далее, уже в 2015 году курс дополнен программой «Проектная деятельность по биологии» для 6 класса и также внедрён в МОУ Лицее№1. По мере перехода на новые стандарты образования и замены природоведения на биологию в 5 классе модифицирован курс на «Проектную деятельность по биологии» и проводится в форме внеаудиторных занятий после уроков, пользуется интересом у детей и является продуктивным дополнением программы по биологии, так как включает большое количество практических заданий с природными и лабораторными объектами. Практическая составляющая очень востребована и актуальна. Сегодня учащиеся 5 классов – активные исследователи живой природы, в результате практических работ на занятиях «Проектная деятельность по биологии» им привиты умения работы с микроскопом и методы исследований живой природы, такие как наблюдение, эксперимент, опыт, измерение. Они умеют ставить цель исследования, самостоятельно подбирать методы и чётко вести записи по ходу проекта, сопоставлять данные и делать выводы. Умение же работать в группах помогает реализовать аспект коммуникативных универсальных учебных действий, которому также уделяется немаловажное значение сегодня. В итоге уже на выходе 5-6классника в среднее звено и на уровень старшеклассника мы получаем умеющего думать и анализировать, знакомого с методиками естественных наук, интересующегося предметом ребёнка с опытом участия в проектах и исследованиях и повышенным интересом к практическому аспекту естественнонаучного образования. Далее схема обучения готовит его к вливанию в профильную школу и уже на ранних стадиях развития личности позволяет определить профессиональные предпочтения в будущем.
Схема данной методики выглядит следующим образом:
1.Кружок экологического направления «Зелёный Свет»(руководитель и автор программы учитель биологии Полетаева И.А)
2. Курс внеаудиторных занятий «Проектная деятельность» по биологии для 5 ,6 классов(автор программы Полетаева И.А., руководители-учителя биологии Лицея№1)
3.Курс дополнительных платных услуг для старшеклассников на ступени подготовки к ОГЭ по биологии «Биологическое общество»(автор-учитель биологии Ракова Е.В., руководители Полетаева И.А.,Ракова Е.В.).
Таким образом, проекты и исследования перестают быть побочной составляющей учебного процесса и приобретают структурированный вид в пределах государственного стандарта образования, внедряя востребованную сегодня исследовательскую технологию и на уроках биологии с 5 по 11 классы, и во внеурочной деятельности. Выпускник же ,пройдя методически взаимосвязанные курсы получает опыт ведения исследовательских работ с первых ступеней знакомства с предметом биология и более детализирует свои интересы в дальнейшем, получая не только предметные знания, но и умения работать с методиками исследований науки биология.