РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
Каменского района Алтайского края
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____/________________/
Протокол № ________
от ___.___. 20___г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Лицей № 4»
_________________/А.А.Реттих/
Приказ №______________
от «_____»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Бирюковой Веры Викторовны
Для учащихся 5 классов
2016- 2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Тематический поурочный план
Планируемые образовательные результаты на конец обучения
Содержание учебного курса
Лист внесения изменений в рабочую программу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Бумажные фантазии” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обогащать словарный запас ребенка специальными терминами.
Создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг».
Развивающие:
Развивать внимание, память.
Развивать логическое мышление и пространственное воображение.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумажные фантазии”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Для успешного освоения программы “ Бумажные фантазии ” численность детей в группе должна составлять не более 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 70часов (2 часа в неделю). Группы формируются из детей в возрасте 11-12 лет.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения у учащихся:
появятся представления об истории возникновения квиллинга,
будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
сформируются основные понятия о базовых формах квиллинга,
овладеют различными приемами работы с бумагой,
сформируются умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности,
понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения,
обогатиться словарь специальными терминами,
научатся создавать творческие композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг»,
разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение,
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
пространственное воображение,
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе,
сформируется культура труда и трудовые навыки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Участие в выставках детского прикладного и технического творчества.
Оформление портфолио учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
№ п/пТема урока Ко-во часов Дата Ресурсное обеспечение
план факт Вводное занятие (4часа)
1 Организация рабочего места и техника безопасности. 2 5-6.09 презентация
2 Оборудование, инструменты и приспособления. Свойства бумаги. 2 12-13.09 презентация
Основы композиции и цветоведения (6 часов)
3 Основные законы композиции. 2 19-20.09 презентация
4 Хроматические и ахроматические цвета. 2 26-27.09 презентация
5 Гармоничное сочетание цветов. 2 3-4.10 презентация
Конструирование из бумаги (14 часов)
6
7 Изготовление цветов и листьев в петельной технике. 4 10-11.10
17-18.10 презентация
8
9 Изготовление объемных цветов. 4 24-25.10
7-8.11 10
11 Изготовление сложных листьев. 4 14-15.11
21-22.11 12 Изготовление листьев в технике «Бихайв». 2 28-29.11 Изготовление новогодних поделок в технике квиллинг (8 часов)
13 Разработка и создание эскиза изделия. 2 5-6.12 презентация
14
15 Выполнение новогодней композиции. 4 12-13.12
19.20.12 16 Снежный десант. Выполнение снежинок 2 26-27.12 Изготовление проектной работы (6 часов)
17 Разработка и создание эскиза фоторамки. 2 16-17.01 презентация
18
19 Украшение фоторамки в технике квиллинг. 4 23-24.01
30-31.01 Изготовление подарка папе (6 часов)
20 Разработка и создание эскиза композиции. 2 6-7.02 презентация
21
22 Выполнение композиции «Парусник». 4 13-14.02
20-21.02 Изготовление подарка маме (4часа)
23 Декорирование шкатулки. Разработка и создание эскиза. 2 27-28.02 презентация
24 Выполнение элементов изделия. 2 6-7.03 Изготовление групповой проектной работы (10 часов)
25 Разработка и создание эскиза композиции «Пасхальный сувенир». 2 13-14.03 презентация
26
27
28 Выполнение элементов изделия в микрогруппах. 6 20-21.03
3-4.04
10-11.04 29 Сборка и оформление изделия. 2 17-18.04 Изготовление индивидуальных творческих работ (12 часов)
30 Разработка и создание эскиза изделия. 2 24-25.04 презентация
31
32
33 Выполнение элементов изделия. 6 2.05
8.05
15-16.05 34 Сборка и оформление изделия. 2 22-23.05 35 Выставка готовых работ учащихся. 2 29-30.05 Итого: 70
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса «Бумажные фантазии» учащиеся 5 класса должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностные результаты:
проявление познавательного интереса и активности при овладении техники «Квиллинг»;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда:
смыслообразование (установление связи между мотивом и целью внеурочной деятельности);
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
нравственно-эстетическая ориентация;
реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
развитие готовности к самостоятельным действиям;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
проявление технико-технологического и экономического мышления;
экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).

Метапредметные результаты:
познавательные УУД:
алгоритмизированное планирование процесса творческой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию творческих изделий;
моделирование технических объектов и технологических процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
исследовательские и проектные действия;
осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
; выбор наиболее эффективных способов решения творческих задач;
формулирование определений понятий;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
• владение речью;
регулятивные УУД:
целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
самоорганизация творческой деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
саморегуляция.
Предметные результаты
освоения курса «Бумажные фантазии» предполагают сформированность следующих умений:
осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию при изготовлении творческих работ в технике «Квиллинг»;
уметь пользоваться материалами, инструментами и приспособлениями для квиллинга;
свободно владеть основными приемами работы и техникой выполнения базовых фигур в квиллинге;
уметь выполнять изделия в петельной технике, технике «Бихайв», выполнять цветы и листья простых и сложных конструкций;
планировать свою деятельность и осуществлять контроль над ее ходом;
выполнять изделия в технике квиллинг с целью практического их применения;
подбирать и использовать материалы и инструменты в зависимости от способов трудовой деятельности;
рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения работы;
выполнять окончательную сборку изделия и последующий уход за ним.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие (4часа)
История развития бумагокручения. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для выполнения изделий в данной технике. Основные приемы работы. История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
выполнение базовых фигур в квиллинге;
Основы композиции и цветоведения (6 часов)
Основы композиции. Понятия “эскиз”, “рисунок”, “композиция”, “орнамент”. Законы построения композиции. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Форма и пропорции.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
выполнение базовых фигур в квиллинге;
разработка и создание эскиза изделия.
Конструирование из бумаги (14 часов)
Техника выполнения базовых фигур: «роллы», «капля», «лепесток», «полумесяц». Эксцентрические формы. Технология выполнения цветов и листьев в петельной технике. Изготовление объемных цветов на конусе и усеченном конусе с использованием базовых фигур «капля», «лепесток», «стрела». Технология изготовления сложных листьев из сочетания простых базовых фигур. Техника «Бихайв». Заполнение полых фигур завитками, выполненными в технике «Бихайв».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Изготовление цветов и листьев в петельной технике.
Изготовление объемных цветов.
Изготовление сложных листьев.
Изготовление листьев в технике «Бихайв».
Изготовление новогодних поделок в технике квиллинг (8 часов)
Обычаи и традиции Нового года. Составление новогодней композиции из простых базовых фигур.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Разработка и создание эскиза изделия.
Выполнение новогодней композиции.
Снежный десант. Выполнение снежинок .Изготовление проектной работы (6 часов)
Виды и формы фото рамок. Материал для изготовления рамок своими руками. Универсальные и тематические фото рамки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Разработка и создание эскиза фоторамки.
Украшение фоторамки в технике квиллинг.
Изготовление подарка папе (6 часов)
Историческое происхождение праздника День защитника Отечества. Традиции праздника. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Техника выполнения композиции «Парусник».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Разработка и создание эскиза композиции.
Выполнение композиции «Парусник».
Изготовление подарка маме (4часа)
Историческое происхождение праздника Международный женский день. Традиции праздника. Материал для изготовления шкатулки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Декорирование шкатулки. Разработка и создание эскиза.
Выполнение элементов изделия.
Изготовление групповой проектной работы (10 часов)
Понятие «Групповая проектная работа». Правила работы в коллективе. Выбор композиции по теме «Пасхальный сувенир».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Разработка и создание эскиза композиции «Пасхальный сувенир».
Выполнение элементов изделия в микрогруппах.
Сборка и оформление изделия.
Изготовление индивидуальных творческих работ (12 часов)
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Разработка и создание эскиза изделия.
Выполнение элементов изделия.
Сборка и оформление изделия.
Выставка готовых работ учащихся.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ КУРСА
№ ппДата занятия по учебно-тематическому планированию Тема занятия по учебно-тематическому планированию Способ корректировки с указанием фактической даты занятия Причина корректировки