Использование метода разноцветных шляп Эдварда де Боно на уроках в начальной школе.

Использование метода разноцветных шляп Эдварда де Боно на уроках в начальной школе.
Галягардова Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «ЯСШ № 6»
г. Ялта, Республика Крым, РФ.

В настоящее время больше внимания уделяется развитию мышления учащихся начальных классов.
Обращается внимание на то, что необходимо специально учить школьников умению думать, вооружать их знаниями о содержании и последовательности выполнения умственных операций: детально, глубоко разрабатывать рекомендации по формированию и развитию приёмов умственной деятельности (сравнение, обобщение, классификация); учитывать уровень развития учащихся, касающийся их учебных достижений и т. д.
Требования современного образования предполагают ещё и формирование умения добывать информацию из разных источников и оценивать её, видеть разнообразие явлений, критически относиться к информации, учиться понимать других людей и сотрудничать с ними. В связи с этим и возникает необходимость использовать метод Эдварда де Боно.
Автор разработал технику мышления, позволяющую логически чётко построить и сделать эффективной коллективную и личную интеллектуальную работу.
Э. Боно [2] рассматривает мышление в таких аспектах: критическом, конструктивном и творческом, настаивая на том, что школа недостаточно уделяет внимания и времени для развития последних двух аспектов мышления, не всегда учитывает эмоции, чувства.
Асламова Т. А. [1] поясняет детально название метода.
Общеизвестно, что стиль одежды во многом формирует поведение человека, логику его поступков, может диктовать определённую лексику, жестикуляцию, мимику также. Сменяя костюм, человек словно одевает новую маску, меняет свою роль, иногда и характер. Ярким примером такой зависимости является головной убор, блестяще справляется с ролью знака, символа определённой социальной группы. В то же время шляпу легко надеть, поменять, снять, а вместе с ней и поменяться [1, с. 7].
Э. Боно рекомендует использовать для мыслительных операций не шляпы - символы социальных ролей, а разноцветные шляпы, каждая из которых несёт определённые психологические характеристики и символизирует определённый тип мышления.
В основе метода "Шести шляп" лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление - это мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют благодаря разделению их во времени.
Белая шляпа символизирует нейтральную информацию. Шляпа белого цвета используется для того, чтобы направить внимание на информацию.
Ученик, думая с белой шляпой на голове, вспоминает личные знания и умения, пробует определить, какой информации недостаточно, какие пробелы в знаниях, определяет источники, где можно найти и дополнить необходимую информацию, пользуясь словарями, картами, таблицами, схемами, документами и т. д.
Красная шляпа - чувства и интуиция. В режиме красной шляпы каждый может высказаться о своих чувствах или эмоциональном состоянии без объяснений.
Например, чтение стихотворения может вызвать грусть, тревогу или, напротив, чувство радости. Вид работы - создание карты эмоций (скучно - интересно - страшно - смешно - понравилось).
Жёлтая шляпа - логический позитив, это наблюдение положительных сторон идеи, проблемы, преимуществ, достоинств. Эта шляпа подразумевает сообщение о том, что понравилось или о пользе того или иного предмета или явления, обязательно с обоснованием своего мнения.
Чёрная шляпа - критика, указание на негативные стороны, ошибки, опасения. Эта шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, призвать к осторожности. Ученик, думая с чёрной шляпой на голове, заботится об истине, критически оценивает: "Это правильно? Какие возможны проблемы и опасности?" При этом высказанное мнение обосновывается.
Зелёная шляпа - креативность. Находясь под зелёной шляпой, придумываем новые идеи. Цель этой шляпы - расширять диапазон возможных вариантов, активизировать мышление. Это шляпа творчества. Она побуждает к выполнению заданий типа: "измени плохой конец"; "представь, что было бы, если..."; "расскажи о событии с точки зрения..." и т. д.
Синяя шляпа - управление, контроль за процессом мышления, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев. Это шляпа философа и организатора. Она координирует работы других шляп.
Речь идёт о виртуальных шляпах, которые учащиеся надевают на себя мысленно. Но в 1 классе для создания атмосферы игры можно использовать шляпы, сделанные из бумаги и раскрашенные.
Метод "Шести шляп" можно использовать во фронтальной работе. Например, при чтении с остановками, можно попросить учеников надеть зелёную шляпу, чтобы прогнозировать , что будет дальше. Надеть красную шляпу предлагается при чтении эмоциональных произведений. После прочтения определённого отрывка учащиеся делятся тем, что у них на душе, какие эмоции появились при чтении.
Битва шляп - любимый способ работы в паре на уроках чтения и окружающего мира. Учащиеся договариваются о цвете шляп и начинают спорить о проблеме.
Например: "Буратино - положительный герой или Буратино - отрицательный герой" (литературное чтение), "Много автомобильных дорог - это хорошо или много автомобильных дорог - это плохо?" (окружающий мир).
В конце работы над произведением на уроках литературного чтения можно использовать групповую работу. При этом важен порядок шляп. Первой всегда должна быть белая шляпа, а последней - синяя. Порядок других шляп можно менять.
Организация работы в группах. У каждой команды есть лист с контурами шести шляп разных размеров. При работе в группе возможны два варианта.
Работа по первому варианту строится так:
1. Вся команда надевает белую шляпу.
2. Каждый участник высказывается в рамках значения этой шляпы (передаёт краткое содержание или называет главные факты).
3. Самый удачный вариант записывается на листе со шляпой соответствующего цвета.
4. Аналогичная работа проводится с другими шлями. Последняя шляпа - синяя.
5. Используя записанные высказывания, группа готовит сообщение.
6. Один из участников группы представляет результаты работы.

При втором варианте план работы несколько иной:
1. Внутри команды распределяются цвета шляп.
2. Каждый делает сообщение или высказывается в ключе своей шляпы и кратко записывает это на листе со шляпой своего цвета.
3. Используя записанные высказывания, группа готовит сообщение.
4. Один из учеников группы представляет классу результат работы всей группы.
Учитывая то, учащиеся понимают символическую роль каждой разноцветной шляпы для проведения определённого типа мышления, можно использовать этот метод для обобщения знаний мер длины, массы и времени в 4 классе.
Заранее учитель даёт задание повторить меры величин, найти в дополнительной литературе (энциклопедия, справочники) сведения о единицах измерения в разных странах и в древности. Перед уроком ученики сначала выбирают, в группе какого цвета работают. Они размещаются в группах по цвету, надевают "шляпы", учитель сообщает тему урока. Из каждой группы выходят по одному ученику и берут свой вопрос, на который надо дать ответ, думая в зависимости цвета шляпы. Происходит обсуждение вопросов в группах (построение ответа, определение того, кто будет отвечать).

Во время обобщения мер длины учащимся можно предложить следующие задания.
Белые шляпы. Рассказать, какие единицы измерения длины вы знаете? Какие единицы измерения длины существовали в давние времена? Какие существуют в других странах?
Красные шляпы. Какие единицы измерения длины в жизни используют чаще, какие реже? Почему?
Жёлтые шляпы. Выиграло ли человечество, создав разные единицы измерения длины? Докажи свою мысль.
Зелёные шляпы. Попробуйте пояснить, что измеряли в давние времена верстою, вершком, пядью, локтем, футом?
Чёрные шляпы. Назовите общие единицы измерения длины. Почему исчезли старинные единицы измерения?
Синие шляпы. Сделайте вывод по данной теме.

Задания во время проведения урока по теме "Меры массы".
Белые шляпы. Расскажите, почему возникла необходимость измерять массу? Какие единицы измерения массы существуют сегодня? Какие приспособления используют для измерения массы? Какими мерами массы пользовались в старину?
Красные шляпы. Почему, на ваш взгляд, возникла необходимость появления единиц измерения массы?
Чёрные шляпы. Укажите недостатки единиц измерения массы. (Мы думаем... При отсутствии весов и эталонов массы...)
Зелёные шляпы. Если бы вы были учёными, какие единицы массы вы бы приняли как ненужные, какие оставили? Возможно, предложили свои меры массы. (Ненужными мы считаем... Оставили бы...)
Жёлтые шляпы. Какие плюсы имеет система измерения массы? (Хорошо то, что при использовании мер массы...)
Синие шляпы. Почему необходимо знать и уметь использовать меры массы? Сделайте выводы.

Задания на уроках по теме "Меры времени".
Белые шляпы. Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?
Красные шляпы. Что толкнуло людей на введение единых единиц времени? Какими часами пользуются современные люди?
Жёлтые шляпы. Какие преимущества измерения времени сегодня перед тем, как измеряли время в старину?
Чёрные шляпы. Какие недостатки измерения времени существуют сейчас?
Зелёные шляпы. Объясните значение единиц измерения времени (минуты, часы, сутки, месяцы, года).
Синие шляпы. Зачем надо знать меры времени? Подведите итоги.

Использование метода "Шесть разноцветных шляп" дают возможность, с одной стороны, обобщить и систематизировать сведения учащихся о мерах величин, обогатить их знания интересной информацией, а с другой стороны - мыслить в соответствии с типами мышления, которые соответствуют цвету шляп.
Среди достоинств метода "Шести шляп", которые позволяют успешно использовать её в работе с младшими школьниками, можно выделить следующие:
Цвет шляпы - это хорошо запоминающаяся ассоциация, которой легко научить и которую легко применять.
Метод "Шести шляп" позволяет учащимся научиться управлять своим мышлением.
Идея шляп - это ролевая игра. Когда ученик надевает шляпу, он начинает говорить как будто бы не от себя, а от имени шляпы. Это снимает внутреннее напряжение, и он высказывается более свободно.
"Шесть шляп" позволяет сделать работу учащихся красочной и интересной.
Метод "Шести шляп" можно использовать на материале любого уровня сложности.
"Шесть шляп" можно использовать при организации фронтальной работы, работы в парах , группах.
Метод "Шести шляп" можно использовать на уроках по всем предметам и на внеклассных занятиях.
Литература
1. Асламова Т. А. Использование метода разноцветных колпачков Эдварда де Боно на уроках гуманитарных дисциплин: Метод. пособие.- Херсон: РИПО, 2005. - 22 с.
2. Боно Э. Учите своего ребёнка мыслить / Э. Боно //
Пер. с англ. - Мн. : ООО "Попурри", 2005. - 432 с.