Библиотечный урок Равняемся на героев -ровесников


Библиотечный урок посвященный 70-летию Великой Отечественной Победе 1941-1945г.
«Равняемся на героев - ровесников»
Цель: формирование патриотических чувств и сознания юных граждан, развитие у них гражданской ответственности.
Задачи:
Воспитание и формирование у детей, подростков и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
Стимулирование интереса к изучению истории Великой Отечественной войны у детей и подростков;
Привитие подрастающему поколению чувство гордости, глубокого уважения и почитания героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины;
Создание условий для усиления патриотической работы среди детей и подростков.
Ученик: стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста»
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,-
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай - ка, за каким домишкой
Он примостился,- столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
-Да где же, где?.. – а дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет, – Влезай сюда, дружище!-
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мину пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали, - вот здесь - и с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!-
И руку как товарищу, пожал….
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Учитель: Все дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. В памяти новых поколений стираются имена Героев, простых солдат, которые, проливая кровь, воевали ради светлого будущего своих потомков. А ведь имен многих героев мы действительно не знаем, их героические поступки для военного времени было нормой, и никому не приходило в голову, что надо знать имена героев, а героями тогда были все.
Кто - то воевал на фронтах, а кто-то в глубоком тылу, на оккупированной территории был вынужден жить среди фашистов, ежедневно подвергаясь опасности.
Среди героев Великой Отечественной войны было немало ровесников сегодняшних школьников – старшеклассников. Ребята бежали на войну, прибавляли себе годы, становились «Сынами полков». Уходили на помощь партизанам, сбегали из оккупированных городов и сел. А те, кто оставался, все равно, как могли, боролись с врагами и, конечно, старались помочь наступающей красной армии.
Известные старшему поколению такие герои, как Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голик, Александр Матросов, Володя Дубинин, Зоя Космодемьянская, Сергей Тюленин и многие другие были настоящими патриотами. Ведь патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. И пример жизни этих юных героев как раз и говорит об их преданности Отечеству и может и должен стать примером для современного поколения детей и подростков.
Ученик:
О годах не совсем далеких
Мы сегодня ведем рассказ,
О ребятах веселых, бойких,
Так похожих на нас и вас.
Так же в школу, ка мы, ходили
И писали таким же мелом,
И в спортзале играть любили,
И всегда были заняты делом.
Были веселы, любознательны,
Но со взрослыми наравне
Встали в строй и вполне сознательно
Воевали на той войне.
Погибали в боях героями,
Партизанили по лесам
И врагом не бывали сломлены,
Враг всерьез их боялся сам.
Нам непростительно забывать о тех 12-13- летних мальчиках и девочках в красных пионерских галстуках, которые ходили в разведку, расклеивали листовки, собирали и хранили в тайниках оружие, вместе со взрослыми смело шагали в бой.
Их было немало.
Ученики: поднимают портреты и называют имена:
Валя Котик
Зина Портнова
Леня Голиков
Марат Казей
Володя Дубинин
Лариса Михеенко
Костя Кравчук
И многие другие, многие из них награждены орденами и медалями, а четверым присвоено звание Героя Советского Союза.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки девчонки, учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Но на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом с отцами и старшими братьями.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят- обыкновенных мальчишек и девчонок.
Ученики:
Двенадцать, тринадцать, четырнадцать…
Так мало прожито лет.
А было и по одиннадцать,
И их уже больше нет.
С косичками и с веснушками,
Со ссадиной, с синяком.
Им в куклы играть с подружками,
С друзьями гонять футбол.
За книжками и тетрадками
Сидеть бы до темноты,
В кино убежать украдкою,
Девчонкам дарить цветы…
Им время другое выпало,
За все заплатили сполна
Те дети, которых окликнуло
То страшное слово – ВОЙНА!
Ребята рассказывают о героях:
Валя Котик
Зина Портнова
Леня Голиков
Марат Казей
Володя Дубинин
Лара Михеенко
Вася Коробко
Учитель:
Всего на 2 -3 года старше пионеров были Александр Матросов, Сергей Тюленин,
Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и другие молодые герои войны.
Все они были членами молодежной организации страны - комсомольцами. Любовь к Родине и ненависть к врагам тоже сделала их героями. Александр Матросов сражался с врагами на передовой, Зоя Космодемьянская была бойцом - диверсантом партизанского отряда. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова создали в тылу у врага подпольную организацию «Молодая гвардия». Все они так и остались навечно молодыми, отдав жизнь за свободу нашей страны, за наше будущее.
Ученики (говорят, поднимая портреты)
Ученики поднимают портреты и говорят по одной строчке:
РАЗВЕ ты нам умирать завещала, Родина?
Жизнь завещала, любовь завещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на защиту Родины?
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Просто был выбор у каждого: « Я или РОДИНА!»
Они не думали о смерти, они защищали Родину. Они думали о нас, тех, кто будет жить на этой земле в мирное время, они сберегли этот мир для нас. Ценой своей жизни.
ПОМНИТЕ!
Через века,
через года,-
Помните !О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
Мечту пронесите через года и
жизнью наполните!...Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю
ПОМНИТЕ!
Учитель завершает классный час, рекомендую детям прочитать книги «Молодая гвардия», «Александр Матросов», «Улица младшего сына», «Отряд Трубачева сражается» и другие. И знакомит с книгами о юных защитниках Родины.