Технологическая карта урока литературного чтения В. Драгунский Заколдованная буква


Технологическая карта урока литературного чтения, 2 класс
УМК «Гармония»
Учитель: Шаповалова Е.В.
Тема урока В.Драгунский «Заколдованная буква»
Цель Образовательная: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать
и чувствовать язык произведения;
Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умение ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению  художественной литературы
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.
Задача 1.Создание условий и формирование УУД: предметных, метапредметных, личностных.
2. Организовать познавательную деятельность обучающихсяТип урока Урок изучения нового материала
Планируемый результат Планируемые результаты:
-личностные:
Самоопределение – имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика;
Нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- метапредметные:
Регулятивные – выполняют инструкцию, учитывают выдержанные учителем ориентиры действия, дают оценку ответам одноклассников, слушают оценку своих ответов;
Коммуникативные – умеют обмениваться мнениями в паре; слушать друг друга; понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания; делиться своими впечатлениями;Познавательные – осознанно воспринимают на слух или при чтении «про себя»текст, понимают его содержание, определяют значение термина и соотнося его со смыслом и содержанием текста, делают обобщения, формулируют выводы по содержанию текста.
Предметные – читают текст вслух и «про себя», плавно целыми словами, с интонационным выделением знаков препинания.
Межпредметные связи Окружающий мир
Ресурсы
-основные
-дополнительные Учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, 2 класс
Листы на партах с заданиями.
Иллюстрации к произведению
Организация пространства Фронтальная работа
Групповая работа
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок) Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Здравствуйте. Сегодня на уроке много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение.
- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.
- Поприветствуем улыбкой гостей, повернитесь к ним. Пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями:
Тексты будем мы …….., (читать)
Планы к текстам ………, (составлять)
Рифму к слову …………, (подбирать)
На вопросы ……………, (отвечать)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..! (развивать) Реакция на учителя, гостей, внимание.
Настраиваются на работу Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
 2.Проверка домашнего задания.
Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение. Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы
- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел. Как он называется? (Учимся читать).
-И сейчас проведём викторину, проверим, внимательно ли вы читали произведения из этого раздела.
Викторина
1.Что несла тётя Варя в авоське, в стихотворении В.Левина «Чудеса в Авоське»? (арбуз)
2. Кто перехитрил волка в сказке В.Заходера «Как волк песни пел»? (овцы)
3.Как называется рассказ В.Осеевой, где действие было в детском саду? (Сторож)
4.Кто написал стихотворение «Рыцари» (А.Барто)
5. Что сломалось у старика в русской сказке «Самое дорогое» (нож)
6. К какой сказке подходит пословица: «Как аукнется, так и откликнется» (Лиса и журавль)
7. К какой сказке подходит пословица «За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь» (За двумя зайцами)
- Я думаю, что вы все справились с этим заданием.
- На этом уроке мы продолжим изучать новый раздел. Как он называется? (Читаем правильно)
Учащиеся вспоминают, систематизируют, осмысливают материал по этому разделу.
Ответы детей
(Читай правильно)
Познавательные:
Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.
3. Речевая разминка Нашу работу мы начинаем как всегда с речевой разминки.
- Для чего делаем речевую разминку? (готовим наш артикуляционный (речевой) аппарат. Давайте проведём слоговую распевку (Под мелодию «В траве сидел кузнечик») по рядам. Вы внимательно прислушивайтесь друг к другу и отгадайте звуки, которыми ваши слоги отличаются:
1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хмеВсе вместе: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы….
-Что вы заметили?
-Какими звуками отличались ваши слоги? (с, х, ф, ш)
4.Постановка целей урока.
Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися -Ребята, когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим? (на обложку ).
-Какую информация несет в себе обложка? ( Мы можем найти автора и назвать его произведение)
-Посмотрите, ребята, я подготовила выставку книг.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О Викторе Драгунском)
А теперь давайте вспомним какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).
- А может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?
-Ребята, давайте, внимательно прочитаем названия произведений и постараемся найти ответ. «Заколдованная буква»
Попробуем сформулировать тему урока
Какую работу мы будем выполнять на уроке?
Тема урока:
Цель:
Познакомиться…с биографией и произведением В.Драгунского;
Научиться ….работать с текстом;
красиво и правильно говорить;
рассуждать о прочитанном
Читают заголовок и автора, формулируют тему и цели урока.
Учащиеся работают коллективно, участвуют в обсуждении представленного задания
Ребята ищут среди книг на выставке произведение, где могут скрываться данные звуки Познавательные:
Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
5.Знакомство с биографией.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского и с его биографией
аудиозапись (рассказывают дети)
аудиозапись Познавательные. Перерабатывают полученную информацию
Коммуникативные. Слушают внимательно, не мешают друг другу.
6.Работа со словами.
Формирование чтения трудных слов целыми словами.
При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать? На экране слова, написанные по слогам, а затем целиком.
Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е
Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ
- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.
- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).
Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.
ПОСТАВИТЬ НА ПОПА- поставить вертикально Хором прочитаем.
- Где можно узнать значение любого слова? К какому словарю вы обратитесь за помощью? (к толковому словарю)
ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ
У слова "шпиц" есть два значения.
1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.
2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.
- Какое нам из значений подходит? (2)
Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ
Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ
ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, который называется "акт". Читают слова по слогам, целыми словами.
(сл. Ожегова)
ДОМОУПРАВЛЕНИЕ: контора по управлению жилым домом или группой жилых домов;
ЗААКТИРОВАТЬ сов. перех. Зарегистрировать что-л. актом; составить акт на что-л.
Познавательные. Определяют значение слова и соотносят со смыслом.
7.Физминутка со смешариками8.Диалог, основанный на предположениях детей
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
- Прочитайте название произведения. Можем предположить, к какому жанру относится?
- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, заколдованной букве)
-Ребята, а у нас в жизни нет заколдованных букв. Как вы думаете, где могут встречаться такие буквы? (в сказках) Это произведение рассказ, но здесь есть элементы волшебства. Это произведение включает в себя два жанра: рассказ и сказка. Что такое рассказ (реальные события)? А сказка? (все выдумано)
- Какого возраста дети?
- Почему так решили?
- Что делают дети? (на доску предположения)
- Почему вы так думаете?
- Кто главные герои? (на доску предположения)
Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после прочтения. Рассматривание иллюстраций к произведению.
Учащиеся высказывают свои предположения, Коммуникативные. Оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают других.
Регулятивные
Учатся высказывать своё предположение
9. Осмысление.
Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение. - У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого автора Виктора Драгунского.
Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
Слушаем. Включается запись рассказа.
После прослушивания.
Организация фронтальной работы с классом в форме опроса.
- Где происходят события?
А точнее?
- Кто главные герои? Как звали? Что они делали?
- Что совпало с нашими предположениями?
- Как они оказались у ёлки? А как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?
- Что привлекло их внимание?
Работать с информацией, представленной в форме опроса.
- Самостоятельное слежение, слушание текста, отметка непонятных слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные Слушают других детей, высказывают свои мысли. Оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают других.
Познавательные.Находят ответы на вопросы в тексте , делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя
Личностные Эмоционально-оценочное отношение к увиденному.
Регулятивные
Подхватывают предложенный учителем темп. Запоминают последовательность действий
Высказывают своё предположение, оценивают свои действия, выполняют задание в соответствие с целью.
Запоминают последовательность действий
10.Осмысление прочитанного. Чтение по учебнику Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ Виктора Драгунского.
Читать будем по частям.
Первым начнет: до слов: А мы остались возле елки. Достаточно.
Первая остановка
- О чем вы прочитали?
- Какие ошибки в речи шофера и дворника вы заметили? (левея, правея, становь)
- Почему они так говорили? (в школе плохо учились)
-Кто исправит ошибки?
- чем закончилась эта часть?
Продолжим.
Вторая остановка
Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".
Какая большая часть, о чем здесь говорится?
- Кто из детей не умеет называть слово "шишка"? Аленка
Как назвала Алёнка?(Сыски) Как назвал Мишка? ( Хыхки)
- Чем закончилась эта часть?
- Почему они заплакали?
Продолжим.
Завершающий этап чтения
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно? Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?
- А как вы думаете, сколько им лет, ходят ли они в школу?
- Сверим с нашими первыми предположениями (обратить внимание на записи на доске).
- Что подтвердилось, а что нет? Работать с информацией, представленной в форме опроса.
- Самостоятельное слежение, слушание текста, отметка непонятных слов.
Отвечают на вопросы учителя .Коммуникативные Слушают других детей, высказывают свои мысли. Оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают других.
Познавательные.Находят ответы на вопросы в тексте , делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя.
Личностные Эмоционально-оценочное отношение к увиденному.
Регулятивные
Подхватывают предложенный учителем темп. Запоминают последовательность действий
Высказывают своё предположение, оценивают свои действия, выполняют задание в соответствие с целью.
Запоминают последовательность действий
11. Работа с образными выражениями.
-Как вы думаете, этот рассказ смешной или нет?
- И мне было весело тоже. Какой прием автора делает рассказ смешным?
- В рассказе встречается много образных выражений. Вы можете объяснить их значение?
Я немножко поднажал….(прибавить мощь)
Поддавал жару…… (делал ситуацию напряженной)
Воспаление мозга ….(болит голова)
Полезло на ухо …….(мимическое выражение лица) Отвечают на вопросы учителя.
(образные выражения)
Коммуникативные Слушают других детей, высказывают свои мысли.
Регулятивные. Высказывают своё предположение, оценивают свои действия, выполняют задание в соответствие с целью.
12.Игра на внимание.
- На доску вывешиваются иллюстрации:
- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны, и нашли «лишнее».
- Вернёмся к рассказу.
- Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации Познавательные:
Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
Проговаривают последовательность действий на уроке, учатся высказывать своё мнение на основе работы с иллюстрацией.
13. Беседа с элементами выборочного чтения.
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
- Что увидели дети, гуляя во дворе?
-Прочитайте, какая была елка?
- Кто первый из ребят сказал слово шишки не правильно?
- Как Мишка и Дениска на это отреагировали?
-Прочитайте, как Алёнка объяснила, почему она так сказала?
- А как у Мишки это слово получилось?
- Почему Алёнка закричала ура?
- Прочитайте, что о них подумал Дениска?
- Смог ли кто-то из них справиться с этим словом?
- Кого мы можем назвать настоящим другом?
- Можем ли мы героев рассказа назвать настоящими друзьями? Почему?
- Какой урок можно извлечь из этой истории?
Обобщение ответов детей.
Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь. Умение ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы.
(ёлку)
(Алёнка)
(начали смеяться)
(дети читают)
(дети читают)
(Мишка тоже слово произнёс не правильно)
(дети читают) Познавательные:
Развитие навыка чтения, умения воспроизводить по памяти информацию.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностные :Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
14. Выбор других вариантов названия произведения.
Диалог, основанный на предположениях детей
- О чём здесь идёт речь: о буквах или о звуках?
- Как ты считаешь, правильно ли Дениска назвал свой рассказ?
- А другие варианты могли бы быть?
Учащиеся высказывают свои предположения,
(произносим звуки)
(варианты детей) Познавательная Находят ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Коммуникативная обмениваются мнениями, выслушивать друзей.
15. Подготовка к чтению по ролям (в печатной тетради).
- С какой интонацией нужно читать спор детей? Возьмите карандаш, отметьте слова Дениски – Д., Алёшки – А., Мишки – М. Попробуем его прочитать без слов автора.
1 ряд- слова Аленки
2ряд- слова Мишки
3ряд- слова Дениски. Распределяют роли, делают пометки, отвечают на вопросы.
Регулятивные Выполняют учебное задание в соответствие с целью.
16.Работа в парах
(одна пара у доски) Организует работу в группах.
- Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
1.Терпение и труд всё перетрут.
2.Работе - время, а потехе – час.
3.Прежде чем людей судить - на себя посмотри.
4. Не смейся над другим, на себя оборотись.
-Какую бы из этих пословиц вы бы посоветовали запомнить ребятам?
А с вами такое когда-нибудь случалось подобное?
Есть ли такое слово, какое вы не могли сказать правильно?
А может ли измениться смысл сказанного из-за одной неверной буквы?
Учащиеся вспоминают правила работы в группе
Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.
Познавательные:
Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность
17.Игра «Буква заблудилась» Интерактивная игра
18. Рефлексия.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке; оценить свою работу.
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
- Чему учит данное произведение? (не смеяться над другими)
- Что хотел сказать автор? - Какие чувства, мысли, желания у вас в данный момент? (не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)
- А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали? (проверка целей урока)
- Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?
-Предлагаю вам на листе впечатлений выразить свое отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые у вас возникли в голове или нарисуйте рисунок.
Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке
Сегодня на уроке я………..
- Мне понравилось, как вы работали на уроке.
-Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.
Всем спасибо за урок.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

Учащиеся работают с листами достижений. Личностные Самооценка на основе критерия успешности
Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Познавательные
рефлексия способов и условий действий
19.Домашнее задание по выбору.
1. Выразительное чтение по ролям.
2. Подготовить пересказ.
3.Творческое задание. Сочинение «Говорят дети» (Спросить у взрослых, какими были ваши первые слова, какие звуки не выговаривали.)
Регулятивная Выполняют задание в соответствие с целью.