Профилактика письменных нарушений речи в старшем дошкольном возрасте.

Профилактика нарушений письменной речи
в старшем дошкольном возрасте.

Показатели речевого развития детей 5-6 лет.
Звукопроизношение . У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение. Как правило, нарушенными остаются сонорные [л, р].
Фонетическая сторона речи. Речь отчётливая. Ребёнок регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.
Грамматический строй речи. Использует все части речи. Задаёт много вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные окончания существительных и прилагательных . Согласует числительные и прилагательные в роде и падеже. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложноподчинённые предложения. Появляется критическое отношение к своей речи.
Лексическая сторона речи. Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторона речи ребёнка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).
Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию, способен пересказать сказку или короткий рассказ. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может составить рассказ по картинке (серии картин), об игрушке, о чём-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию , развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали.

В последние годы значительная часть детей 6-7 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобразовательной школе.
Поэтому одним из наиболее важных аспектов в подготовке к обучению в школе становится профилактика письменных нарушений речи.
Основными направлениями в данной области являются игры, направленные на:
- Формирование пространственных представлений
Пространственные представления представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.)

- Формирование зрительного слежения.

Где требуется зрительно проследить последовательность каких-либо фигур, линий, пройти лабиринт, определить маршрут движения. На начальном этапе при возникновении трудностей в выполнении заданий данного типа можно разрешить ребёнку провести пальцем или указкой.

- Совершенствование зрительно-пространственного восприятия.
Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины, с представлением о пространственных признаках графем. Кроме того графика письма предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, а также определенных расстояний между словами на строке. каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребёнка пространственных представлений. Можно предложить следующие типы заданий: зачеркивание неправильной буквы, дорисовка по точкам, выделение букв в геометрических фигурах, изображение букв с помощью поз и движений, «зашумлённые» буквы, определение пространственных особенностей буквы. (Смотрит влево, вправо, прямо).
- Развитие зрительного анализа и синтеза.

Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, формирование умения различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и различных по цвету предметов. Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда: развитие зрительного восприятия путем узнавания геометрических фигур и «операций» с ними. Подробный анализ объектов и вычленение главных существенных признаков. Например: игры и упражнения для рассматривания, сравнивания, анализа и синтеза представленных изображений предметов, фигур, узнавание контурных, силуэтных, точечных изображений предметов, фигур, узнавание и называние стилизованных предметов, отслеживание взором наложенных линий, узнавание наложенных линий изображений, определение на картинках недостающих или неадекватных деталей, преобразование

- Развитие зрительно-моторных координации.
В процессе учебной деятельности ребенку будет необходимо выполнять одновременно два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Потому-то так важны действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы воспринимали ту информацию, которую дают им глаза. О трудности такой координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как при Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы.
- Формирование представлений о последовательности
Этот тип заданий предполагает не только формирование представлений о последовательности дней недели, месяцев и т.д. Но и само представление о последовательности, каких либо предметов, действий.
Например, выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу, сложить разрезные картинки и изображения из кубиков, составить рассказ на основе последовательных картинок.

- Формирование представления о собственном теле

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих.

- Совершенствование фонематического восприятия. Формирование фонематического анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие характеризуется как специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико- синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, пред каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.
В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова. Щелевые звуки, как более длительные выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию в плане громкой речи перенос его в умственный план.
Первоначальная работа проводится с опорой на графическую схему слова и фишки. Затем без опоры.

- Развитие конструктивного праксиса.

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении,  ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как: дописывание буквы, моделирование буквы, написанной на спине, узнавание буквы по ее части, разрезные картинки, мозаика.

- Развитие мелкой моторики рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.

Литература.
1.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб, 1997.
2.Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.
3.Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей.СПб, 1997.
4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; издательство «Союз», 2001.
5. Хрестоматия по логопедии. / Учебное пособие: В 2тт. Т.II /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

































13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

15