«Анализ развития коммуникативных навыков старшеклассников и разработка направлений деятельности педагога — психолога по формированию коммуникативных навыков».


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общей и педагогической психологии
Практико-значимая работа
на тему:
«Анализ развития коммуникативных навыков старшеклассников и разработка направлений деятельности педагога - психолога по формированию коммуникативных навыков».
Выполнил слушатель
кафедрального вариативного модуля
«Математико-статистический
инструментарий в профессиональной
деятельности педагога-психолога
в условиях реализации ФГОС»
педагог-психолог
МАОУ Повадинская СОШ
г. о. Домодедово
А. М. Лысенко
Руководитель: к. психол. н., доцент
О.А. Ашихмина
Москва 2014
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc405117037 \h 3ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ PAGEREF _Toc405117038 \h 4ПРОГРАММА И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PAGEREF _Toc405117039 \h 5АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ PAGEREF _Toc405117040 \h 8РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ PAGEREF _Toc405117041 \h 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc405117042 \h 18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc405117043 \h 19
ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc405117044 \h 20

ВВЕДЕНИЕСогласно Федеральной концепции модернизации российского образования, школа должна более эффективно содействовать успешной социализации молодежи, овладению обучающимися базовыми социальными способностями и умениями, реально подготавливающими их к конструктивному взаимодействию в современном обществе. У обучающихся важно воспитывать навыки социокультурной компетентности (уважение к каждому человеку, толерантность, навыки кооперативного поведения, конструктивного разрешения проблемных ситуаций и др.), общей и коммуникативной культуры, не допуская при этом потери индивидуальности, уникальности личности.
Поиск эффективных путей формирования навыков конструктивного общения вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность применительно к старшеклассникам.
Изучение коммуникативных навыков как психологического явления предполагает наличие определенных критериев для оценки его содержания, тех показателей, по которым мы можем судить об успешности или неуспешности процесса коммуникации.
Потому первая задача исследования - определить сформированность коммуникативных навыков подростков.
Следующий этап экспериментальной работы – анализ результатов исследования и разработка рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности подростков.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫРазвитие коммуникативных способностей подростков должно являться объектом пристального внимания не только педагога-психолога, но и социального педагога, и классных руководителей.
Для подростка характерны две сферы общения: общение с взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.
Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, поэтому они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.
Исходя из сказанного, создание дополнительных условий для формирования подростками навыков эффективного взаимодействия является важным условием для адаптации к новым формам обучения в средней школе, снижению уровня тревожности, развитию коммуникативных способностей.
ПРОГРАММА И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ связи с поставленными задачами нами была разработана программа экспериментальной деятельности:
1 этап – диагностика коммуникативной сферы подростков.
2 этап – анализ результатов исследования.
3 этап – разработка рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности подростков.
В качестве методик исследования были выбраны следующие:
1. Тест описания поведения К.Томаса.
2. Методика оценки уровня субъективного контроля (УСК).
Тест описания поведения К. ТомасаВ нашей стране тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Описание методики
Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.
Теоретические основы
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.
В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Валидность Системы Томаса
Анализ Профиля Личности (РРА) по Системе Томаса представляет собой анкету оценки поведения, заполняемую опрашиваемым лицом.
Методы оценки с принудительным выбором служат для устранения ошибки предвзятости, присущей индивидуальным ответам. В методах оценки с возможностью свободного ответа социальная желательность может привести к противоречиям в ответах (например, завышение или занижение результата). Принуждение респондентов указывать в ответе наибольшую либо наименьшую величину устраняет это расхождение.
Фундаментальность РРА
Изучение валидности и надежности РРА было проведено доктором Расселом Уотсоном. Большой размер выборки (N=2771) говорит о достоверности полученных данных.
Оценка надежности была получена при помощи коэффициента множественной корреляции R. Данный коэффициент отражает степень тесноты связи результирующего признака со всем набором факторных признаков. В данном случае он совпадает с коэффициентом парной корреляции R.
Значения коэффициента корреляции находятся в пределах [+1.00; - 1.00]. Чем ближе коэффициент R к +/-1, тем теснее связь данной пары признаков, тем ближе она к функциональной. Значения R, близкие к нулю, указывают на отсутствие линейной связи признаков.
Примеры корреляции:
+/ - 1.0 = Абсолютная корреляция (крайне редкая)
+/-0.80 - 0.90 = Необычайно высокая степень корреляции
+/-0.70 - 0.79 = Очень высокая степень корреляции
+/-0.60 - 0.69 = Высокая степень корреляции
+/-0.30 - 0.59 = Средняя степень корреляции
+/-0.20 - 0.29 = Очень низкая степень корреляции
+/-0.00 - 0.19 = Отсутствие корреляции
Коэффициенты корреляции согласно ключевым характеристикам, были следующими:
Абсолютное доминирование 91 %
Абсолютное влияние 94%
Абсолютная стабильность 85%
Абсолютная адаптивность 82%
Из этих коэффициентов становится очевидной необычайно высокая степень тесноты связи ответа на РРА в целом, а также на каждую отдельно взятую характеристику.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Также К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов, назовем их переменными в данном исследовании:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
После тестирования результаты подвергаются математической обработке, систематизируются и представляются в виде статистических данных (выборочной моды) в процентном соотношении.
Опросник К. Томаса и ключ к его методике рассматривается в книге: Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.
Методика УСК (Уровень Субъективного Контроля)
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.
Опросник разработан для взрослых людей, но мы сочли возможным применить его относительно старших школьников.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов. Опросник и ключ к шкалам УСК подробно изложены в пособии: «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - М., Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.
Переменными в данном опроснике выступают показатели по шкалам: Шкала общей интернальности Ио; Шкала интернальности в области достижений Ид; Шкала интернальности в области неудач Ин; Шкала интернальности в семейных отношениях Ис; Шкала интернальности в области производственных отношений Ип; Шкала интернальности в области межличностных отношений Им; Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни Из.
Далее данные подвергаются математической обработке, систематизируются и представляются в виде статистических данных (выборочной моды) в процентном соотношении.
Следующий этап экспериментальной работы – анализ результатов исследования и разработка рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности подростков.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯИсследование было проведено среди подростков 13-16 лет на базе школ: МАОУ Повадинская СОШ и МАОУ Добрыниховская СОШ. В выборку вошли 60 обучающихся 8-10-х классов. Подросткам было предложено ответить на вопросы тестов, оценивающих их коммуникативные навыки. После проведения исследования, полученные данные были обработаны и систематизированы.
В начале исследования обследуемым предлагалось оценить свои коммуникативные навыки по тесту К. Томаса. Результаты проделанной работы представлены в Таблице 1.
Данные Таблицы 1, согласно ключу к тесту описания поведения К. Томаса, были систематизированы по способам урегулирования конфликтов. Результаты систематизации этих данных представлены в Таблице 2.
Таблица 1
Сводная таблица полученных ответов по тесту К.Томаса

вопроса Варианты ответа №
вопроса Варианты ответа
А
(кол-во ответивших) Б
(кол-во ответивших) А
(кол-во ответивших) Б
(кол-во ответивших)
1 46 14 16 31 29
2 19 41 17 22 38
3 32 28 18 14 46
4 51 9 19 21 39
5 21 39 20 9 51
6 23 37 21 30 30
7 38 22 22 52 8
8 49 11 23 53 7
9 51 9 24 11 49
10 14 46 25 32 28
11 21 39 26 54 6
12 42 18 27 32 28
13 44 16 28 23 37
14 14 46 29 48 12
15 22 38 30 7 53
Таблица 2
Систематизированная таблица полученных результатов по тесту К.Томаса
№ Соперни-чество Сотрудни-чество Компромисс Избегание Приспо-собление
1 2 3 4 5 6
1 46 14
2 41 19 3 32 28
4 51 9
5 39 21 6 37 23 7 22 38 8 49 11 9 9 51 10 14 46 11 21 39
12 18 42
13 16 44 14 46 14 15 28 22
16 29 31
17 22 8 18 46 14
19 21 39 20 9 51 21 30 30
22 8 52 23 53 7 24 49 11
25 32 28
26 6 54 27 32 28
28 23 37 29 48 12 30 53 7
Итого (сумма ответов) 377 275 482 363 303
Исходя из данных, представленных в Таблице 2, следует, что большинство ответов попадают в шкалу компромисс, затем соревнование, избегание, сотрудничество и приспособление. Представим эти данные в процентном соотношении в виде диаграммы (Рисунок 1).
На Рисунке 1 отчетливо видны приоритеты подростков в выборе ими того или иного способа урегулирования конфликтов. Таким образом, 26,7% школьников предпочитают решать конфликты, идя на компромисс. В конфликтных ситуациях они находят такое решение, которое будет выгодно как им самим, так и противоположной стороне.

Рис. 1 Приоритеты респондентов в способах урегулирования конфликтов
Приблизительно равное количество подростков эффективными способами урегулирования конфликтов считают соперничество и избегание. Скорее всего, одинаковое процентное соотношение абсолютно противоположных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций является лишь свидетельством переходного возраста. Подросткам трудно бывает раз и навсегда выбрать для себя способ поведения в обществе. Меньше всего подростков (15,3%) предпочитают урегулировать конфликты с помощью приспособления, принесения в жертву собственных интересов ради другого. Нежелание приспосабливаться, подчиняться – еще одна из характерных особенностей подросткового возраста.
По результатам данного исследования респонденты были поделены нами на две группы: Группа №1, в которую вошли подростки с высокими коммуникативными способностями. Группа №2, к которой относятся подростки с низкими коммуникативными способностями.
Процентное соотношение первой и второй группы представлены на Рисунке 2.

Рис. 2 Процентное соотношение подростков с высокими и низкими коммуникативными навыками
Таким образом, к респондентам с высокими коммуникативными способностями отнесены подростки, предпочитающие следующие способы урегулирования конфликтов: компромисс (26,7%) и сотрудничество (16,9%).
К опрошенным с низкими коммуникативными способностями мы отнесли респондентов предпочитающих – соревнование (20,9%), приспособление (15,3%) и избегание (20,2%).
Итого:
Группа №1 с высокими коммуникативными способностями – 26 человек.
Группа №2 с низкими коммуникативными способностями – 34 человека.
Затем мы протестировали респондентов на уровень субъективного контроля, полученные результаты представлены в Приложении 1.
Исходя из данных Приложения 1 можно сделать следующую сводку данных (Таблица 3).
Таблица 3
Сводная таблица по тесту УСК
Наименование шкалы Степень выраженности показателя
Высокие показатели Низкие показатели
Кол-во, чел. % Кол-во, чел %
Ио 37 61,6 23 38,4
Ид 34 56,6 26 43,4
Ин 21 35,0 39 65,0
Ис 15 25,0 45 75,0
Ип 45 75,0 15 25,0
Им 40 66,6 20 33,4
Из 29 43,3 31 56,7
Таким образом, наибольшее значение наблюдается по шкале Ип. Это свидетельствует о том, что респонденты (большая часть) считают свои действия важным фактором в организации собственной коммуникативной и учебной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своей будущей карьере и т.д. Почти такой же высокий показатель (с разницей в 8,4%) получен о шкале интернальности в области межличностных отношений (Им). Это говорит о том, что опрошенные нами подростки считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
Самые низкие показатели отмечены по шкале интернальности в семейных отношениях (Ис), что означает такое положение дел, при котором обследуемые считают не себя, а других людей причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. На наш взгляд это связано с тем, что главную роль в их жизни играет кто-то другой (чаще всего родители). В этой связи они не считают себя ответственными за ситуации возникающие в семье.
Низкий показатель также получен по шкале Ин (интернальности в области неудач). Это свидетельствует о том, что школьники склонны приписывать ответственность за собственные неудачи другим людям или считать их результатом невезения.
Интересно было проанализировать данные по тесту УСК в разных группах респондентов (группе №1 с высокими КС и группе №2 с низкими КС). Данные представлены в Таблицах 4-5.
Таблица 4
Результаты теста УСК по группе №1
Наименование шкалы Степень выраженности показателя
Высокие показатели Низкие показатели
Кол-во, чел. % Кол-во, чел %
1 2 3 4 5
Ио 19 73,0 5 19,2
Ид 15 57,6 11 42,3
Ин 9 34,6 17 65,3
1 2 3 4 5
Ис 8 30,7 18 69,2
Ип 19 73,0 5 19,2
Им 22 84,6 4 15,3
Из 12 46,1 14 53,8
Таблица 5
Результаты теста УСК по группе №2
Наименование шкалы Степень выраженности показателя
Высокие показатели Низкие показатели
Кол-во, чел. % Кол-во, чел %
Ио 18 52,9 18 52,9
Ид 19 55,8 15 44,1
Ин 12 35,2 22 64,7
Ис 7 20,5 27 79,4
Ип 26 76,4 10 29,4
Им 18 52,9 16 47,0
Из 17 50,0 17 50,0
Таким образом, данные Таблиц 4-5 показывают, что у подростков с высоким уровнем коммуникативных способностей наибольший показатель наблюдается по Им, Ио, Ип. Это характеризует их как личностей, умеющих контролировать свои неформальные отношения, обладающих высоким уровнем субъективного контроля, считающих свои действия важным фактором в организации коммуникативной деятельности.
У подростков с низкими КС наиболее выражены шкалы: Ип, Ид. Они также, как и подростки группы №1, ощущают свою значимость в и обладают высоким уровнем субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями.
Выводы исследования:
1. Большинство опрошенных подростков предпочитают такой способ урегулирования конфликтов, как компромисс. В равной степени они отдают предпочтение соперничеству и избеганию.
2. У подростков с высоким уровнем коммуникативных способностей наблюдается наибольший показатель по шкалам: интернальности в области межличностных отношений; общей интернальности; интернальности в области учебных отношений. Респонденты с низким КС характеризуются показателями шкалы интернальности в области достижений и в области учебных отношений.
3. Подростки с высокими КС обнаруживают более высокие показатели общей осмысленности жизни. Респонденты с низкими коммуникативными способностями, напротив, демонстрируют незначительные показатели в области осмысления жизненных процессов.
После проведения формирующего этапа рекомендуется провести повторное исследование коммуникативных навыков подростков.
Согласно правилам использования метода статистической обработки (t-критерий Стьюдента) анализу подлежат попарные сравнения-показания уровня развития коммуникативных качеств одного и того же ребенка до и после коррекционного воздействия.
Нулевую гипотезу можно сформулировать так: сравнение рядов до и после коррекционного воздействия дает основания утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВПо результатам исследования может быть предложен ряд мероприятий по формированию коммуникативной компетентности подростков.
Цель полного курса занятий: повышение эффективности межличностного взаимодействия подростков.
Развивающая цель курса: развитие коммуникативных способностей.
Образовательная цель курса: изучения основных понятий психологии эффективного общения.
Воспитательная цель курса: способствует развитию саморефлексии, этичного поведения, толерантности.
Задачи: способствовать:
формированию положительного образа «Я»
формированию этических норм и правил поведения
развитию коммуникативных навыков
формированию толерантности подростков
повышению эффективности взаимодействия подростков в группе.
формированию групповой сплоченности
Форма проведения занятий
Занятия проводятся по классам. Количество участников: полный класс на занятиях, направленных на разработку символики и правил класса, далее деление на подгруппы 8-12 человек. Занятия организуются на регулярной основе по одному в неделю, в классном кабинете или кабинете педагога - психолога. Каждое занятие проводится по единой схеме. В завершении занятия идет установление обратной связи. В завершении курса занятий обучающиеся должны овладеть и использовать в межличностном взаимодействии навыки терпимого, уважительного отношения к оппонентам общения, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и противоречия с соблюдением этичных принципов поведения, сформировать навык саморефлексии поведения в различных ситуациях. Как диагностику сформированности навыка саморефлексии поведения можно использовать одно из последних занятий.
Затем педагогом-психологом устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале каждого занятия.
Список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего.
Уважать мнение друг друга.
Я – высказывание.
Безоценочность суждений.
Активность.
Правило «стоп».
Конфиденциальность.
В качестве примера можно предложить следующее тематическое планирование занятий (Приложение 3).
Чем раньше подросток придет к осознанию, пониманию того, что он является отдельной личностью со своими желаниями и что он может существовать в системе отношений с другими людьми, тем раньше он сможет принять на себя ответственность за процесс своего роста. Другими словами, в работе с «трудными» подростками рекомендуется игровая терапия.
Игровая терапия эффективна при решении самых разнообразных подростковых проблем:
снижение агрессивного поведения;
улучшение эмоционального состояния подростков после развода родителей;
улучшение эмоционального состояния подростков, подвергшихся насилию, и заброшенных детей;
улучшение успеваемости подростков с затруднениями в обучении;
коррекция интеллектуального и эмоционального развития подростков;
улучшение Я-концепции;
снижении тревоги при расставании с близкими.
Подростков с девиантным поведением нельзя просто «переделать» или «перевоспитать». Им можно лишь помочь, предоставив самим выбрать способы внутреннего роста. Невозможно предугадать путь их личностного роста, который окажется для них оптимальным. Только позиция, основанная на доверии к подростку, к его безграничным возможностям самореализации, вера в его самостоятельность может оказать благотворное воздействие на его личностное развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕОтрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей, сверстниками и педагогами. Стремление обрести себя, как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияния, и в первую очередь это относится к семье.
В формировании личности микросреде принадлежит особая роль: ею опосредуется влияние широкой социальной среды на личность. Уяснение особенностей этого механизма является чрезвычайно важным для правильного формирования личности подростка.
Для этого были рассмотрены методики, которые могут помочь классному руководителю, социальному педагогу и психологу школы в определении коммуникативных навыков старшеклассников.
Зная особенности класса и обучающихся, наблюдая процессы формирования групп, опытный учитель может прогнозировать, какие из его учеников более всего подвергнуты опасности быть не принятыми своими одноклассниками, помочь им сформировать коммуникативные навыки, которые помогут им в дальнейшем общении со взрослыми и сверстниками.
Организация досуга школьников, приобщение к полезной деятельности, развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самосознания, коррекционная работа с подростками и семьей - важные и лучшее средства в работе по профилактике возникновения девиантного поведения и предупреждения правонарушений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: Общий психологический практикум. – М.: УМК «Психология», 2007. – 320 с.
Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2010. – 350 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии, 2005. - 490 с.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004. – 390 с.
Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. - СПб.: Речь, 2008. – 170 с.
Одинцова М.А. Я – целый мир. Программа развития личности подростков и юношества. – М.: из-во Института психотерапии, 2004. – 206с.

ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1
Таблица ответов респондентов по тесту УСК
№ респон-дента Шкалы
Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
1 2 3 4 5 6 7 8
1. 6 5 3 3 7 8 4
2. 7 6 2 4 8 9 4
3. 4 4 4 5 7 7 5
4. 5 5 5 5 6 4 3
5. 8 7 7 6 6 6 4
6. 3 4 4 5 6 4 5
7. 6 5 5 5 7 8 6
8. 6 5 4 5 8 4 4
9. 8 7 3 5 10 10 6
10. 5 7 6 4 4 3 5
11. 6 5 7 6 7 7 7
12. 4 6 5 6 7 5 5
13. 7 6 6 7 8 6 5
14. 6 6 7 7 9 3 6
15. 5 5 4 3 5 2 4
16. 4 6 5 6 7 8 5
17. 3 5 6 7 8 4 6
18. 6 7 4 3 9 8 6
19. 7 8 6 6 10 9 7
20. 8 6 3 4 7 4 5
21. 9 7 6 7 8 9 6
22. 5 6 6 7 7 7 5
23. 4 7 3 4 4 8 6
24. 7 8 2 2 7 3 7
25. 6 5 1 4 7 8 6
26. 5 4 6 5 5 4 5
27. 3 4 5 4 5 10 5
28. 7 6 7 6 4 3 7
29. 8 5 3 4 7 9 6
30. 5 4 7 5 6 4 3
31. 6 7 5 6 8 7 7
32. 4 5 4 5 6 3 6
33. 7 8 3 4 8 8 7
34. 8 8 5 5 10 2 7
35. 9 7 4 5 10 7 6
36. 5 6 5 4 7 6 5
продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8
37. 6 6 5 5 5 9 5
38. 7 6 4 6 8 7 5
39. 8 7 3 4 9 8 6
40. 3 5 6 5 4 8 6
41. 5 5 6 5 3 6 4
42. 6 5 5 4 7 9 3
43. 7 5 4 5 8 9 3
44. 8 5 5 4 9 7 3
45. 8 7 6 5 10 8 5
46. 9 8 2 4 10 6 7
47. 9 8 6 5 8 1 6
48. 3 4 5 5 9 7 5
49. 4 4 3 4 4 4 5
50. 5 4 7 5 7 10 6
51. 6 7 8 7 7 8 5
52. 8 8 4 5 9 7 7
53. 5 4 6 5 5 5 5
54. 6 7 4 5 8 9 6
55. 7 8 5 4 9 4 7
56. 4 5 2 3 5 7 6
57. 3 5 1 3 5 9 6
58. 6 6 5 6 5 10 5
59. 7 9 6 5 8 8 8
60. 8 10 6 5 5 5 9
Приложение 2

Однофакторный дисперсионный анализ ИТОГИ Группы Счет Сумма Среднее Дисперсия Столбец 1 60 360 6 3,016949 Столбец 2 60 360 6 2,067797 Столбец 3 60 282 4,7 2,586441 Столбец 4 60 293 4,883333 1,291243 Столбец 5 60 422 7,033333 3,320904 Столбец 6 60 388 6,466667 5,60904 Столбец 7 60 329 5,483333 1,609887 Дисперсионный анализ Источник вариации SS df MS F P-Значение F критическое
Между группами 251,7571 6 41,95952 15,06065 1,31E-15 2,120533 Внутри групп 1150,633 413 2,786037 Итого 1402,39 419 Приложение 3
В качестве примера можно предложить следующее тематическое планирование занятий, которые социальный педагог должен разработать совместно с психологом.
Тематическое планирование:
п/п Название темы Количество часов
Всего часов
Теоретические занятия Практи-ческие занятие
1 Вводное занятие 1 1
2 Самоуважение 2 1 1
3 Развитие мотивации к позитивным изменениям в классе 1 1 1
4 Развитие навыков эффективного взаимодействия в малых группах 4 4
5 Развитие навыков межличностных взаимодействий 1 1
6 Развитее навыков невербального общения 2 2
7 Развитие навыков группового взаимодействия 2 2
8 Развитие навыков невербального общения, обучение способам активного слушания 1 1
9 Развитие (поддержание) мотивации к позитивным изменениям в классе 1 1
10 Формирование (поддержание) чувства общности и единства класса 1 1
11 Ломка пространственных барьеров между учащимися 1 1
12 Рефлексия поведения учащихся в классе 2 1 1
13 Развитие навыков эффективного взаимодействия, доверительного отношения к одноклассникам 1 1
14 Развитие навыков эффективного взаимодействия, установления доверительных отношений в группе 5 5
15 Повышение самооценки учащихся, формирование положительного образа одноклассников 2 2
16 Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций и противоречий 1 1
17 Развитие навыков эффективного взаимодействия и этичности поведения 1 1
18 Саморефлексия навыков этичного поведения 1 1
19 Саморефлексия коммуникативных способностей 1 1 1
20 Саморефлексия поведения, написание плана коррекции собственного поведения 2 1 1
21 Заключительно занятие 1 1