Доклад Стихи на уроках английского языка как средство развития навыков произношения на среднем этапе обучения.

ОГОУ СПО «Болотнинский педагогический колледж»





Стихи на уроках английского языка как средство развития навыков произношения на среднем этапе обучения

Научный руководитель Вебер Лариса Владимировна,
преподаватель первой квалификационной категории

Куцакова Юлия Геннадиевна,
студентка 306 группы, специальность 050303
Иностранный язык

8(383)-49-22-258


Болотное, 2009


Использование стихотворений как средство развития навыков устной речи – одно из эффективных средств при овладении иностранным языком. При чтении стихотворения учащийся видит осознанное использование лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении. Поэзия может быть использована как образец современной аутентичной разговорно-литературной речи для достижения ведущих целей обучения и для развития творческих способностей учащихся. Эффективность использования образцов поэзии в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы с ними и выбора упражнений, стимулируемых мыслительную деятельность обучаемых и способствующих развитию у них мотивации. [1]
Актуальность темы в том, что использование стихотворений на уроках английского языка, при их систематическом применении, способствует более эффективному обучению различным видам и сторонам иноязычной речевой деятельности. Использование стихотворений на уроке – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся, включение их в активную работу. Стихотворения позволяют учащимся познакомиться с английской поэзией, культурой и обычаями страны изучаемого языка, что всегда вызывает больший интерес у учащихся. [2]
Проблема исследования заключается в определении условий, необходимых и достаточных, для обучения различным видам и сторонам иноязычной и речевой деятельности с использованием стихотворений при изучении английского языка.
Объект исследования: Процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования: Стихи на уроках английского языка.
Цель исследования: Обоснование роли стихотворений в эффективном развитии языковых навыков устной речи.
Мы предположили, что использование стихотворений на уроках английского языка способствует более эффективному обучению различным видам и сторонам иноязычной речевой деятельности.
Методы исследования: изучение методической литературы по теме, беседа с учителем, наблюдение.
С помощью стихотворений мы можем развивать навыки устной речи в произношении, грамматике, лексике.
Обучение произношению – это, прежде всего овладение слухо - произносительной стороной говорения и чтения, а именно:
1) умениями слушать и слышать, развитие фонетического слуха;
2) навыками произношения, то есть доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой английского языка, способами интонирования;
3) развитие внутренней речи. [3]
Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую роль может оказать работа со стихотворениями. Они являются лучшим средством достижения четкости речи. Часто возникает вопрос: как вызвать у ученика потребность запомнить, а затем использовать данную грамматическую форму в речи? Отсюда правило: ученик будет и использовать в речи грамматическую форму, если будет знать, для чего он это делает. И стихотворение помогает реализовать это правило. Осознав грамматическую форму, ученик попытается воспроизвести речевой образец. [5].
Использование поэзии в обучении грамматике обеспечивает прочное и автоматизированное владение грамматическими формами, а так же активное использование этих форм в речи.
Лексика – основной строительный материал языка. Лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.
При обучении английскому языку ученик должен:
-понять и запомнить иноязычное слово, его значение, звуковую и языковую форму;
-выбрать именно его для решения определённой коммуникативной задачи в конкретной ситуации общения.
-умение употребить его в речи в сочетании с другими словами.
Одним из способов и приёмов обучения является работа с поэтическим текстом. Неограниченные возможности в этом направлении позволяют не только заинтересовать ребят творческой деятельностью, но и позволит им увеличить свой лексический запас, реализуя его в речи, совершенствовать грамматические формы выражения мысли на иностранном языке.[8]
Важным фактором в этой работе является подбор стихотворений, соответствующих возрастным интересам школьников. Результаты проведённой работы со стихотворением будут зависеть не только от качества классных занятий, но и от самостоятельной работы учащихся дома.
Приёмы работы над поэтическим текстом могут быть различными и зависеть как от этапов обучения, так и от цели, которую ставит перед собой учитель. Текст стихотворения может быть записан на карточках; можно так же написать его на доске (оформить на ватмане).
Интенсивному запоминанию поэтического текста способствует использование визуальной опоры в виде иллюстрации, картинок, рисунков.
При работе над стихами с условием его запоминания, можно определить последовательность: [6].
1. Интонационно – фонетическое предъявление поэтического текста учителем. Четко, выразительно прочитать стихотворение.
2. Снятия лексико-грамматических трудностей.
3.Проверка понимания текста посредством вопросов.
4. Интонационно-фонетическая отработка стихотворения.
5. Хоровая отработка текста.
6. Заучивание текста с письменной опорой.
7. Воспроизведение поэтического текста.
Для того чтобы доказать гипотезу были использованы методы наблюдения и беседы с учителем. В ходе беседы было выяснено, что на уроках используются различные формы работы со стихотворениями. Выбор формы зависит от задач и целей. Цель выбирается в зависимости от результатов использования стихотворений. Это показывает, что происходит закрепление лексических единиц и речевых образцов, которые должны знать дети согласно требованиям программы: повышение качества слуха – произносительных навыков; развитие памяти; мышления; воображения; внимания. Работая со стихотворениями можно использовать различные средства обучения. Из всего этого можно сделать вывод, что детям не только нравится разучивать стихотворения, но и использование стихотворений служит средством развития языковых навыков учащихся. [7]
Целью наблюдения, было, изучить методические приёмы работы со стихотворениями. Работа проводилась по такой схеме: [4] (слайды)
- прочитать стихотворение, используя визуальные опоры
- отработать с учащимися слова с помощью визуальной опоры, словосочетания, отдельные предложения
- задать вопросы с целью проверки понимания
- стихотворение прочитать по схеме: учитель-ученик; ученик – учитель, сначала по одной затем по две строчки.
- прочитать хором стих вместе с учителем
- поделить класс на две команды и дать задание работать над выбранными ими стихотворениями
- команды воспроизводят стихотворения, заполняя пропуски
- на дом задаётся выучить понравившееся стихотворение, приготовить к нему иллюстрации, выполнить его перевод.
После наблюдения можно сделать вывод, что используемые в качестве фонетической зарядки и др. видах работы (физ. минутки в стихотворной форме, упражнения) стихотворения, влияют на развитие навыков произношения.
После проведенного исследования были оценены навыки произношения и тем самым было выяснено, что гипотеза доказана, а именно то, что стихотворения действительно развивают и улучшают языковые навыки.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Куркова В. А.// Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение. 1994. - С.46-49
2.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение,1999.
3.Малышева Г.И. Учить школьников учится// Иностранные языки в школе. – 1996. – С.10-11;
4.Мезеника М.В. // Иностранные языки в школе. - 1993. №2. - С. 51-52.
5.Палей О.И. Работа над стихотворениями на уроке английского языка в IX классе. // Иностранные языки в школе. - 2000 №1. - С. 40-42.
6.Померанцева Т.А. Использование стихотворений на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. - 2001 № 2. - С. 50-52.
7. Стефанович Т.А., Швыдкая Л.И. и др. Английский язык в стихах.
Сборник упражнений для учащихся 8-10 классов средней школы. – М.:
Просвещение, 1990.
8.Тутыхина Р. А. Пути повышения речевой активности // Иностранные
языки в школе. - 1996. - С.46-48









13PAGE 15


13PAGE 14615




15