Ведение. Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле

6 класс. 1 урок.
Тема: «Введение. Что изучает физическая география, развитие географических знаний о Земле»

Цель: ознакомление учащихся с изменениями представлений человека о Земле, с научными и социально-экономическими предпосылками географических открытий.

Задачи:
- образовательная: сформировать знания учащихся о новом предмете  география; раскрыть особенности содержания курса; показать практическое значение географии на разных этапах развития общества; 
-воспитательная: воспитать активную, целеустремленную личность, способную самостоятельно решать поставленные задачи;
-развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти внимания, быстроты логического мышления.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: портреты великих географов, географический атлас для 6 класса, контурные карты, учебник географии, классная доска, план-конспект урока, презентация «Что изучает география?»

План урока:
Организационный момент. – 2 мин.
Изучение нового материала. – 30 мин.
Закрепление материала. – 8 мин.
Подведение итогов. – 3-4 мин.
Домашнее задание – 1-2 мин.

Список использованной литературы.


Ход урока

Организационный момент. – 3 мин.
Приветствие. Учитель проверяет наличие количественного состава учащихся, а также готовность к уроку.

Изучение нового материала. – 30 мин.
Для начала учитель знакомит учеников с учебником и требованиями к уроку географии. Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит. Далее учитель обращает внимание на то, что слово «география» греческое и означает «землеописание» (Слайды 1-2). Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие люди: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика», а также впервые употребил этот термин. С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля. 
Записать: «гео» - Земля, «графо» - пишу. География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности.
Подробнее про Эрастосфена – один из учеников громко зачитывает слайд 3.
ЭРАТОСФЕН Киренский (ок. 276-194 до н. э.), древнегреческий ученый. Родился в Кирене (Северная Африка). Образование получил в Александрии и в Афинах. Служил воспитателем наследного принца при дворе Птолемея III Эвергета, около 225 г. до н. э. начал заведовать Александрийской библиотекой. Заложил основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. С большой точностью определил наклон эклиптики, составил каталог 675 неподвижных звезд. Заложил основы научной хронологии, предложил вводить лишний день в календарь каждые 4 года. Труды по математике (теория чисел), астрономии, филологии, философии, музыке. Сохранились лишь отрывки.
Затем учащиеся зарисовывают схему на слайде 4: отрасли географии – физическая (изучает природу земной поверхности) и экономическая (изучает население и его хоз.деят-ть)
Рассматривается слайд 5 – науки, входящие в физическую географию: геология, климатология, гидрология, метеорология, биогеография, картография. На слайде 6 общие иллюстрации.
Слайд 7 – экономическая география. Следующие слайды 8-13 иллюстрируют хоз-ную деят-ть человека.
Далее обсуждается познавательная задача: зачем нам ге
·ография? (Слайд 14).
Следующий 15 слайд показывает все процессы, связанные с природными явлениями.
На 16 слайде учитель зачитывает выводы:
Чтобы пользоваться благами природы, нужно очень хорошо её знать и беречь.
физическая география не только даёт описание природы, но объясняет её явления и закономерности.


После того, как учащиеся уяснили, зачем нужна наука география, учитель обращается к истории.
История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.
А) География в далеком прошлом (рассказ учителя). Знания о природе всегда были необходимы человеку. Первобытные люди добывали себе пищу сбором плодов, съедобных корней, ловлей рыбы, охотой и хорошо знали природу близ жилья. Они старались запомнить местность, богатую пищей, и на коре деревьев старались изобразить путь к этой местности.
Научившись делать гребневые и парусные суда люди отправлялись в плавания вдоль берегов морей. Изобретение компаса способствовало дальним плаваньям в открытое море.
7 тыс. лет назад люди пытались изобразить Землю на чертеже (на 3х слонах – индейцы, перевернутая тарелка – вавилоняне, на ките – индейцы). Более 2тыс. лет назад некоторые ученые пришли к выводу, что Земля имеет шарообразную форму (исчезающие за горизонтом корабли). Выпуклость горизонта при подъеме вверх Эратосфен впервые сумел определить размеры Земли.
Б) Открытие материков и океанов.
* Карта Птолемея около 1700 лет назад, западные и восточные берега Евразии омывает один и тот же океан, а Индийский океан окружен сушей (см.атлас)
* На глобусе XV в. Мартина Бехайма нет ни Южной, ни Северной Америки. Эти материки стали известны позже.
В) Современные географические исследования.
Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать природу Земли.
 
Закрепление материала. – 8 мин.
- Что изучает наука география?
- На какие ветви делится географическая наука?
- Назовите объекты исследования географической науки?
- Почему возникла необходимость целостного взгляда на природу, хоз-во, человеческую деят-ть и окруж.среду?
- Как вы думаете, почему в настоящее время изменились цели географической науки? В чем отличие целей географии настоящей от географии прошлой?
- Как пытались изобразить Землю древние люди?
- Кто первый сумел определить размеры Земли?

Подведение итогов. – 3-4 мин.
- Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Выставление оценок активно работающим ученикам.

Домашнее задание – 1-2 мин.
§1, стр.3-7 читать, отвечать на вопросы в конце параграфа;

Список использованной литературы:
1. Бирмагамбетов А.Б., Мамырова К.Н. Физическая география 6 кл. «Атамaра», 2011 г.
2. Мамырова К.Н., Мазбаев О.Б. Физическая география. Дидактический материал 6 кл. «Атамaра», 2001 г.
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Презентация «Что изучает география?»)