Урок по географии на тему География как наука. Развитие географических знаний о Земле


Урок. География как наука. Развитие географических знаний о Земле.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.
Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника.
Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий
Метапредметные УУД:
Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат
Личностные: Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность
Этап урока
Вр. Приёмы и методы
Содержание деятельности Деятельность учеников(предполагаемая)
1
Организация начала урока 2
Приветствие
Здравствуйте! Меня зовут… (записываем в дневники) Как меня зовут, вы узнали за две секунды. Как вы думаете, смогу я узнать, как вас зовут, за две секунды? Я вас прошу на урок одевать либо бейджики, либо вот такие подставочки. (Ставлю себе на стол со своим именем). Вспоминаем правила поведения на уроке.
Запомните, что ответы учеников, которые выкрикивают с места и не поднимают руку – не учитываются
Если говорят «да» -играем в игру.если говорят нет – не играем
Не выкрикивать с места, поднимать руку. не разговаривать, правильно сидеть за партой
2 Мотивация учебной деятельности
2 «игровая ситуация»
Показ отрывка из кинофильма В поисках Гранта(1серия) (корабль плывёт по волнам с красивой музыкой)
ребята сегодня мы с вами отправляемся в дальнее путешествие на корабле. Вы уже догадались, как будет называться наш корабль? Наше плавание действительно будет долгим, потому-что география изучается с 6 по 10 класс. Мы с вами не можем отправиться в такое серьёзное путешествие без подготовки. Давайте подумаем, что нам нужно взять с собой в путешествие: книга, атлас кроме того на каждый урок нам понадобится контурная карта. 5 цветных карандашей, простой карандаш, линейка, резинка, ручка.(мы познакомились с главными источниками геогр. информации. А какие источники геогр. информации вам ещё известны?
Ребята, как вы думаете, можем мы отправляться в путь на не знакомом нам корабле?
Что нам нужно сначала выяснить?
Цель: Выяснить, что собой представляет география.
Записываем тему урока
К цели мы с вами будем идти через решения задач.
(ставим учебную задачу)
Давать не менее двух определений понятию «география»
Перечислять этапы формирования географии.
Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.
Делать выводы о задачах и значении географии.
Каким образом можно решить эти задачи?
Первое определение Географии вы сами сможете сформулировать. Оно есть и в учебники, а вот про второе определение вы сможете узнать если будете внимательно меня слушать.
Этапов формирования нет в учебнике про них вы сможете узнать только на уроке. Сначала я вам расскажу о них, а затем вы закрепите знания, поработав совместно в группах. Сегодня на уроке у нас запланирована работа по группам.
Что такое географические явления ,процессы , объекты, вы узнаете отгадывая загадки.
Кому будут не ясны задачи и значение географии, тот может ещё раз самостоятельно прочитать о них в параграфе учебника.
География!
Знакомятся с учебником атласом, к.к.
Нет, не можем (могут ответить да можем)
Как устроен корабль.
3 Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний Фронтальная беседа
Ассоциация на доске «Понятия»
презентация
Работа в парах . Вам знакомо это слово?
Записываем определение
Что вы уже знаете о географии? На каких уроках вы уже знакомились с географическими знаниями? Где ещё кроме уроков можно получать знания о географии?
Что изучает география?
(записываю вертикально на доске слово «география», затем прошу учащихся назвать слова-ассоциации, которые у них вызывает это понятие. Слова должны иметь общие с «географией» буквы.)Предметом изучения географии является планета Земля(её природа) –этим она родственна с другими естественными науками: (естество –природа)
Астрономия(«астрон»-звезда, номос-закон),Физика(«физис»-природа),Химия(наука о веществах),Биология(«биос-жизнь),Геология(гео-земля)-наука о строении Земли, Экология-экос-дом- наука о взаимодействии человека и природы.
Описать всю земную поверхность целиком невозможно — так она велика и сложна. Поэтому, география подразделила её на части - географические объекты: горы и равнины, моря и океаны, страны и города, предприятия и дороги. Географические объекты чрезвычайно разнообразны. Они могут быть маленькими и большими, созданными и природой, и человеком. Наряду с географическими объектами в природе и жизни людей велика роль географических явлений ( события) грозы и наводнения ,приливов и отливы, засух и ураганов. Процессы (изменения во времени)-горообразование, выветривание, эрозия и т.д География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Их можно разделить на природные –их изучает физическая география, возникшие в результате деятельности человека, а также сам человек-экономическая и социальная география. Если объектом изучения являются географические карты- картография.
По содержанию учебника расскажите друг другу, о чём вы узнаете, изучив начальный курс географии.
Отвечают на вопросы
На уроках окр. мира.
Горы, земля, моря, города, реки, , Африка, явления
4 Изучение нового материала 20
Мин.
2 Отрывок из передачи «Академия занимательных наук»
Презентация к уроку
Работа с теоретическим материалом(учебником) «Паучки»
Загадки Когда она возникла? Давайте этот вопрос зададим профессору Первопроходцеву из академии занимательных наук.
(обсуждаем видеоролик)
География , в отличии от окружающего мира – это наука. «Ге» -в переводе с греческого означает Земля, «графо»-пишу –землеописание или описание Земли. Это очень древняя наука Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.
Что сейчас вам известно о Земле?
Знания , которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей. География как наука прошла в своём развитии 6 этапов: первые представления о земной поверхности дошли до нас от1.первобытные люди (атлас стр1)- сведения о той территории где они проживали , охотились, занимались собирательством они оставили в виде рисунков на камнях, кости, коре деревьев, шкурах животных.
2.древнее время(по5в н.э)-это расцвет древних цивилизаций таких как Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Вавилон(город в Месопотамии) В отличии от первобытных людей, в древнее время совершаются далёкие, длительные путешествия. До нас дошли такие имена как Геродот, Пифей. Эратосфен собрал все сведения путешественников и все накопленные знания и один из первых создал географическую карту. (атлас стр1) По карте определите что было известно о материках и океанах древним грекам?
3.средневековье
4.ВГО-отрываются новые материки, острова океаны
5.Новое время
6.Новейшее время
Итак, мы с вами видим, что на первых этапах развития география действительно носила описательный характер. Шло накопление самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы Что это? И где это расположено?
В новое и новейшее время происходило не только накопление сведений о Земле, но и обобщение накопленных знаний
задачи современной географии изменились они стали более сложными
учеб стр. 3 прочитать сформулировать задачи географии
(вместе заполняем схему и пишем ещё одно определение географии)

-изучение законов по которым живёт и развивается наша планета. Дает ответы на вопрос почему? : Почему у полюсов всегда холодно и их поверхность всегда покрыта снегами и льдами? Почему у экватора жарко и там растут влажные экваториальные леса? Почему на одних территориях образуются огромные болота, а в других песчаные пустыни?
География – комплексная наука, изучающая природные объекты, население и его х.д
Небольшой отдых: ( Ленивая гимнастика-«Мы сидели, мы писали, очень сильно мы устали, а теперь мы потянулись, и друг-другу улыбнулись.) отгадываем загадки о геогр. явлениях. трен1 стр7 Записывают определение в тетрадь
Земля-шар, 6 материков,4 океана
Записывают этапы составляют схему
Работа в парах
Работают с учебником
Отгадывают загадки
5 Первичная проверка усвоения знаний Делю класс на 4 группы. У Каждой группы своё задание. Выполняют задания по группам
6 Контроль и самопроверка знаний Кроссворд Разгадывают кроссворд
7 Подведение итогов Фронтальная беседа Возвращаемся к задачам Проговаривают последовательность действий на уроке.
8 Информация о домашнем задании Мы с вами начинающие географы. И формировать наши географические знания мы будем с 1этапа-наблюдения (заводим дневники наблюдения за погодой)-учебник стр164, 2форзац учебника, стр123-виды облаков
Читать параграф 1. ответить на вопр:1-3 устно
Подготовить сообщение : Ф. Магеллан. Х.Колумб.