Презентация Структура методов научного познания


Структура методов научного познанияВыполнила:Сарафанова НатальяВикторовна2015 г. Понятие «наука» Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности Классификация наук Понятие -«научное познание»Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.Задачи научного познания Особенности научного познанияСтремление к объективности.Имеет дело с особым набором объектов реальности.Имеет специальный язык.Специфика научных знаний.Взаимосвязь и системность научных знаний. Понятие «методы познания»метод – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия, это система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачиПервым на значение метода в Новое время указал французский математик и философ Рене Декарт в работе «Рассуждения о методе». Р. Декарт Метод Декарта как пример общих правил познания: 1. Ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчётливым.2. Трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных.3. Останавливаться на всех подробностях, на всё обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено. Различие между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познанияЕстественнонаучное познаниеГуманитарно-художественное1. Носит объективный характерНосит субъективный характер2. Предмет познания типиченПредмет познания индивидуален3. Историчность не обязательнаВсегда исторично4. Создает только знаниеСоздает знание, а также мнение и оценку познаваемого предмета5. Естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателемГуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе6. Опирается на язык терминов и чиселОпирается на язык образов Всеобщие методы научного познанияДиалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. Классификация методов познания Методы научного познания Эмпирические методы познанияНаблюдение - направленность на достижение определенной цели — преднамеренного получения специфической информации, необходимой для того или иного исследования.Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.Измерение - предполагает наличие некоторого измеряемого объекта и некоторой шкалы, на основе которой протекает измерение.Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.Френсис Бекон – английский философ, историк, политический деятель, основатель эмпирической науки Виды наблюдения:виды наблюденияВооруженное:Приборы(микроскоп,Телескоп)НевооруженныеПолевое(в естественнойсреде)Лабораторные(в искусственной среде) Виды экспериментапрямой (при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования) модельный (объект заменяется в эксперименте моделью), полевой (эксперимент проводится в естественных для объекта условиях) лабораторный (объект исследуется в искусственно-созданной обстановке) Виды экспериментапоисковый (когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследования),измерительный (осуществляется сложное измерение объекта)проверочный (в этом случае идет проверка и отбор гипотез)проводимые на основе метода проб и ошибок (делаются случайные пробы, на основе ошибок отбрасываются неудачные пробы)с использованием определенного алгоритмапроводимый по методу "черного ящика" (когда на основе знания функции предполагают определенную структуру объекта) "белого ящика" (наоборот, от известной структуры переходят к гипотезе о функции объекта) Теоритические методы познания Абстрагирование- мысленное отвлечение от каких-то менее существенных — свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или несколь­ких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.Метод гипотезы - метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принци­пов, теорийКлассификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным признаком для исследования признаков Теоретические методы познания Анализ - разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные эле­менты объекта или же его свойства, признаки, отношения.Обобщение – приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектовИндукция - движение нашего мышления от частного к общему.Дедукция - получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений ; движение нашего мышления от общего к частному, единичному.Аналогия – сравнение. МоделированиеПредметноеАналоговоеЗнаковоеМысленноеМодельный экспериментМоделирование - изучение объекта (оригинала), базирующееся на соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал Статистические методы -позволяют определить среднее значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.«Статистические законы можно применять только к большим совокупностям, образующим эти совокупности, но не к отдельным индивидуумам, образующим эти совокупности».А.Энштейн Принципы, справедливые для научных теорий, научного знания, которые отличают научное знание от псевдонаучного. Процесс научного познания Все методы используются в комплексе.С развитием науки формируются новые приёмы и методы исследовательской деятельности.ВЫВОД: Список литературы1. Аруцев В. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 1998.2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Академия, 2000.3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Альфа-М, ИНФАРА-М, 2003.