Статья Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения
Арефьева Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Воли не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.Ж.Ж. Руссо
Творческие особенности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
Объектом исследования является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креактивных способностей младших школьников именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителей и родителей. В ходе работы я ставлю перед собой следующие задачи:
- выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы;
- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
- определение основных направлений и педагогических задач по развитию креактивных способностей младших школьников;
- определение эффективности работы традиционных методик в отношении развития творческих способностей детей;
- выявление эффективности форм, методов и режимов развития креактивных способностей на основе анализа и общения передового педагогического опыта.
В данной работе я применила следующие методы научно-педагогического исследования:
- изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
- диагностика творческих способностей детей.
- изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности - это индивидуальные
особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может
Присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
- гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;
- оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
- законченность - способность совершенствовать свой “продукт” или придавать ему законченный вид;
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все её более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11 .Лёгкость генерирования идей.
12.Творческое воображение, у
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т.Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12,54-55/.
1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживать свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности “поведения” предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений
8. Высокие эстетические ценности
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Начальные классы являются сенситивным периодом для развития творческого воображения. Они дают прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. В настоящие время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьного возраста.
В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности младшего школьного школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Анализ программ и учебных пособий показал, что при сохранении ядра начального образования в программах усилены содержательные линии. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и совершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса. Творческого мышления школьника выражается в открытии нового, до того, неизвестного: нового способа решения задачи, нового средства, рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к сознанию чего-либо нового, без опоры на образец развивания в деятельности, требует проявления творчества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. По результатам психологического диагностирования, которое я проводила детьми перед поступлением в школу выяснилось, что желание пойти учиться у детей очень высоко: ребенок хочет идти учиться, причем около 50% показали внутреннюю готовность к школе, т.е. получать знания. Развитие познавательной ориентации на среднем уровне развития - 62% (представления конкретны, но ограничены). Пространственная ориентация в координации движений - 10%- показали результат низкого уровня), правильное положение тетради, не видят строчки). У двух детей нарушение зрения, у одного нарушение слуха, у трех детей нарушения в звукопроизношении (р, л, к).Память в основном комбинированная. По данным исследования готовности детей в моем классе положительное отношение к школе вызвали 90%. Конечно, мотивы, связанные с познанием, учением имели незначительный вес. Преобладали интересы к внешней стороне учебы. Психологи отмечают характерные для 6-летних - 8 летних учеников черты, благоприятные для развития творческих способностей: общее положительное отношение к школе, широта интересов, любознательность, доверчивость. Все, что, нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не сводится к значениям, умения и навыкам, но объяснением (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя её по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создать новое, оригинальное.
Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является, в сущности, диалоговым процессом. В большинстве случаев на уроке используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, активизирующие мыслительную деятельность учеников. Даже на уроках, где присутствует диалог, функции его, ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изучаемого материала. В последующие годы учителя и родители были обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности. Одна из причин в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Но современных учеников уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовое решение с доски. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Моя задача как учителя не сводится к планированию конечных результатов. Но я ясно представляю себе промежуточные результаты, через которые лежит путь к достижению конечных результатов. Обеспечивая становление личности ребенка, и раскрытие его способностей, на первой ступени обучения моей целью является: сформулировать у детей желание и умение учиться; гумманизировать отношения между учащимся, учителям и учащимся, помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества; с мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение; прочной базисной подготовки школьников. Конечной целью обучения младших школьников является сформированность у учащихся обобщенных интеллектуальных умений, таких, как умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи данного предмета с другими, выделять в них существенные признаки, сравнивать, планировать, обобщать, переносить известные способы деятельности в другие условия. Всё это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие “творческие способности” требует длительной работы.
Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Мучают они и меня, учителя сельской
школы. Мои отношения с учащимся начинаются со слова. Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация, опора на эстетическое в жизни ребят являются для меня тем учебным фундаментом, на котором будет расти, развиваться мой сельский школьник. Свою деятельность строю на продуманной мотивационной основе, ясно представляя ближайшие и конечные цели: воспитание любви к русскому языку, пробуждение у детей потребности к творческой работе над познанием родного слова и над своей речью. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов
действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование неправильных способов анализа, сравнения, обобщения. Читая книгу Ш. Амонашвили “Здравствуйте, дети”, я обратила внимание на такие его слова: “без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока”. Они стали одним из основных правил в моей работе. Я стремлюсь на каждом уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. С большим успехом у нас на уроке проходят такие игры:
Яблонька
Детям дается задание - выбрать те яблоки, которые выросли на этой яблоне, т.е. те, на которых записаны слова с пропущенной орфограммой о или а в корне.
Спасти мышку.
В клетке у кота мыши, на обратной стороне которых записаны словарные слова с пропущенными буквами. Если слово записывают правильно, мышка спасена и др.
Учитель, играя - оспаривает эту заповедь не станет никто. На уроках частыми гостями у нас бывают Буратино, Незнайка, гномик, Кот в сапогах, Чип и Дейл, почтальон Печкин, Кот Матроскин и др. герои известных детских сказок.
Они задают детям “хитрые вопросы”, приносят письма с заданиями, умеют говорить, гладить по головке отличившихся, пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчен.
Для развития творческих способностей я использую различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные и нестандартные задания.
На уроке русского языка мы играем в “вопросы и ответы” или же в игру “Составь как можно больше вопросов”. Это позволяет школьнику расширить поле своей деятельности, ученик не ограничен количеством вопросов, что позволяет ему показать свои возможности в их формулировке.
1. Бывает - не бывает
Дети придумывают разные предложения: Выпал снег. Волк залез на дерево. Кошка замычала. Класс хором утверждает: бывает это или нет.
2. Сочинялка.
Придумай 10 новых примечаний лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, шоколадной обертке.
На уроках русского языка и чтения я использую задания, направленные на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу, продолжить рассказ, составить рассказ на основе собственных впечатлений. Готовясь к урокам чтения, я стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока.
На уроках чтения учащиеся оценивают не только процесс и результаты работы, но и поступки героев произведения, характер рассказа, отношение автора к описываемым событиям. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например, чей план, из написанных на доске, более удачный. Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Например, при озаглавливании рассказа или частей рассказа половина класса предлагает различные варианты названий, а остальные ученики привлекаются к анализу и оценке предложенных заголовков, принимают или отвергают их.
Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученики аргументируют свой ответ. Задачу добиваться творческого подъема в классе я решаю с помощью таких видов творческих заданий, которые предлагаю детям на этом этапе работы с текстом после чтения:
1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами текста.
2. Серия рисунков к одному тексту (проиллюстрировать только одно предложение или один абзац произведения). После этого рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.
3. Портрет героя
Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем в классе проходит конкурс “Кто точнее”.
4. Защита фантастических проектов
5. Составление писем и телеграмм от имени героев.
6. Изобрази, как представляешь.
7. Проектная деятельность.
Это задание я использую обычно после чтения произведений о природе. Ученики пробуют писать стихи, сказки. Работы потом использую на уроках - обобщения. Все свои работы ребята оформляют. Особое место в системе развития творческих способностей школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка.
Творческие работы - миниатюры стали обязательной частью моих уроков. Начиная с первого класса, учу детей выражать свои мысли в письменной и устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседу, в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний. Выступая на методическом объединении, я делилась опытом с коллегами, как я работаю над сочинениями. Считаю, что сочинения — это не только развитие речи и мышления ребенка. Это - душа ребенка. Темы сочинений - миниатюр я стараюсь давать самые близкие и понятные. В этом мне помогает “Хрестоматия по этике” В.А. Сухомлинского, тематика сочинений. Но многие темы подсказывают сами дети. Читая одни, невольно улыбнешься. А над другими стоит задуматься.
Например, “Мой день рождения”, Миша А. написал, что мне его никогда не отмечают. Я посоветовала Мише написать о том, как бы он хотел, чтобы ему отмечали этот день. В сочинение о маме Тамара пишет, что её мама не любит, что она живет у бабушки. Читая такие сочинения, хочется стать волшебником и помочь этим ребятам. В сочинениях дети раскрывают свою душу. Плохих сочинений у нас не бывает. Зачитываются самые лучшие. Ну а про остальные я говорю, что они просто хорошие. Оценок я не ставлю. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное. Для одних красота - это “добрая душа человека”, “благородный поступок”, а для других -это просто “рыжая лисица с пушистом хвостиком”, “бабочка с пестрыми крылышками” и цветы на зеленой поляне”. Мои дети внимательны. Они замечают, когда огорчаются мамы. Чаще всего это происходит, когда их дети болеют или получают плохие оценки, А еще - “когда папа приходит домой пьяный”. Но если бы у детей был миллион, то все они сделали б своим близким подарки, путешествовали по стране. Детским мечтам нет конца. К четвертому году обучения сочинения становятся богаче не только помыслами, но и по языку. Язык становится более выразительным “Романтика - это маленькое солнышко”, а “роза похожа на закат солнца”.
Ребята очень наблюдательны и любят писать о своих впечатлениях. Ринату Д., например, “листья шепчут в осеннем лесу о чем-то грустном”. Ночь, по словам Снежаны П., нужна для того, чтобы “мама отдохнула после трудного дня”. А вот Мише М., ночь нужна для того, чтобы любоваться луной и звездами. Кем же хотят стать мои ученики? Сережа А., например, хочет стать шофером, чтобы перевозить людей и грузы. Вова Б., мечтает стать часовщиком, ему нравятся старинные часы. И, к счастью, дети мои не испытали горе и боль. Самым несчастливым они считают день, когда кого-то клали в больницу, где “противно воняет и делают уколы”, “когда получают плохие оценки”. Лучшие сочинения я храню в папке “Сочиняем, творим, пробуем”. Любимая игра на уроках чтения - читать голосами героев. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы-яги, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами героев.
Ребенок должен жить в мире творчества “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании. Удивителен мир маленького ребенка, он задает огромное количество вопросов, его интересует всё происходящее вокруг.
1. Слова -рисунки
Ученики играют парами. Один ученик составляет рассказ, в котором слова заменяют рисунками. Другой ученик переписывает рассказ своего товарища, заменяя рисунки буквами.
2. Орфографическое домино.
Для игры используются карточки прямоугольной формы, разделенные на две части
1 вариант игры
На левой стороне каждой карточки записываются название орфограммы. Необходимо найти в словаре и написать на первой стороне карточки слова, в которых встречаются данная орфограмма.
Например,
Безударные гласные в корне Билет, вагон
2 вариант игры
На левой стороне карточки записываются названия орфограммы, а на правой стороне - слова, в которых встречается другая орфограмма.
Например, жи-шиДочка, источник, личность, прозрачный, прочный, ручка
Участники игры в правой части карточки, где записаны слова -примеры, подбирают левую часть другой карточки, где указано название данной орфограммы и наоборот. Игра - соревнование - дело максимально - творческое. Инициатор её - учитель, но жюри набираются из самих школьников. Они оценивают ответы в баллах или очках. Урок - соревнование активизирует коллективное мышление, которые помогает каждому почувствовать свою одаренность, помогает думать, быть личностью, делать собственные открытия, выносить свои догадки в коллективные умозаключения. Одним из важных факторов развития творческих способностей является индивидуально - дифферицированный подход к учащимся. Эмоциональная сфера - основная сфера познания, рождающая творчество, индивидуальность личности, рождает желание идти в свой класс. Работая над проблемой развития творческих способностей младших школьников, я видела, как меняются мои ученики. Ярче и богаче стала речь, уже меньше задаю вспомогательные вопросы. Они сами доказывают выбор своего решения. В глазах детей я вижу пытливый огонёк. Они уже ждут моих заданий, они придумывают их сами; составляют кроссворды, делают карточки к урокам, выпускают стенгазету. В процессе работы наблюдаю, что учащиеся с большим удовольствием готовятся к урокам, связанными с творческими заданиями. Целенаправленная работа по развитию творческих способностей показала, что существует связь между ними и уровнем развития памяти и внимания. Специальные задания, включенные в урок, формирующие приемы рационального запоминания, требующие внимание, особенно произвольное, приучают детей быть всегда собранными, готовыми в любой момент, к неожиданному повороту событий, что дает им уверенность в собственных силах. Я считаю, что продуктивная творческая деятельность будет в том случае, если внутри неё возникает необходимость освоения соответствующих знаний, умений и навыков. Моя задача - помочь ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность.
228-467-480 Арефьева Татьяна Георгиевна
Приложение №1
Творческие работы учащихся МБОУ «Старо-Волжская ООШ»
Стихи Парамоновой Снежаны3 класс МБОУ «Старо-Волжская ООШ»
Учитель Арефьева Татьяна Георгиевна
Мой щенок
У меня щенок - дворняга.
Он породистый бедняга.
Он надежный, чем замок,
А зовут его Дымок.
Лаем, он меня встречает,
Бодро хвостиком виляет,
Я люблю с ним поиграть
И, конечно, приласкать.
А когда я загрущу,
Я к Дымочку обращусь.
В щечку он меня лизнет,
И печаль моя пройдет.
Любимое занятие
Я с раннего детства люблю рисовать
Людей и картины природы.
А стала мне мама любовь прививать,
Когда мне было лишь два года.
Беру я фломастеры, карандаши,
Альбом свой и кисти, и краски,
И в ласковой, нежной домашней тиши
Рождаются яркие сказки.
Вот волк Василису по лесу несет,
Кащей всё у золота чахнет
А вот Буратино в коморку идет,
Колпак его красками пахнет.
Зима
Нам во вторник землю
Снегом замело.
Ночью полнолунье
Всё белым-бело.
Я иду по следу
Божья благодать.
В пятницу к обеду
Стал мороз спадать
Нравится зима мне,
С нею я в ладу
Я коньки надену
И на лед пойду.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Сын и дочь к отцу пришли
И спросили крохи:
«Что такое хорошо
и что такое плохо?»
Если ты в розетку ткнешь
Вилку или пальчик,
228-467-480 Арефьева Татьяна Георгиевна
То в больнице скажет врач:
«Нехороший мальчик»
Если в школу ты пошёл,
Обесточив плитку,
Смело можешь закрывать
За собой калитку.
Если кукле на штаны
Шила ты заплатку,
Не забудь и убери
Ты иглу с кроватки.
Наливай подругам чай
Очень осторожно,
Потому что кипятком
Обвариться можно.
На уроках ОБЖ
Много путешествий
Вам помогут избежать
Всяких происшествий.
Осень
Пожелтели листья
У меня в саду
По дорожке словно
По ковру иду.
Веточки коснешься,
Ветер зашумит.
Разноцветных листьев
Стал внизу парить.
Небо стало серым,
Дождь как из ведра.
Осень золотая –
Грустная пора.
Сказка Гусева Сергея 3класс Волшебные часы
В школе мы изучали циферблат часов, а по телевизору я видел кремлевские часы. Папа мне говорил, что они очень большие. И человек на них будет выглядеть как одно деление циферблата. Ночью я лёг спать, и мне приснился сон, как будто я попал в эти часы. И когда они пробили двенадцать, то все детали ожили, стрелки заговорили «Я самая быстрая и нужная стрелка!» Пока минутная делает оборот, я делаю шестьдесят, хвалилась секундная стрелка «Нет, я самая главная и нужная,- сказала минутная стрелка, - без меня люди не смогли бы знать, сколько минут какого часа». Но тут грозным голосом прорычала часовая стрелка: «Я самая главная среди вас, поэтому самая нужная. Ведь без меня люди вообще не знали, который час». Тут послышался тонкий пискливый голосок откуда-то из часов, это говорил маленький винтик. Он сказал: «Ах, какие вы самодовольные хвастунишки, ведь мы всего лишь часть большого механизма, ведь если даже я маленький, незначительный винтик сломаюсь, то эти огромные часы остановятся, и вы в том числе». Стрелкам стало очень стыдно за свое хвастовство. Тут забили куранты, я проснулся, но это, оказалось, звонил мой будильник, говоря мне о том, что пора собираться в школу. Я встал, посмотрел на часы, а стрелки улыбнулись мне.
Сказка Живоложновой Татьяны 3 класс Кот и пес.
Жили-были кот Маркиз и собака Абрек. Говорит однажды Абрек
Маркизу:
228-467-480 Арефьева Татьяна Георгиевна
-Как живешь друг? Отвечает Маркиз:
- Хорошо. Сейчас на улице холодно. Меня моя Аня домой по вечерам пускает. Кормит, расчесывает.
-А ты как?
-Я живу тоже неплохо. У меня новые друзья. Кутята Лайма и Найда. Я с ним играю. А почему тебя пускают в дом, а меня?
- Да потому, что ты собака и должен охранять дом и двор, а я кот. Я ловлю мышей.
Тут вышла Аня и позвала своего любимого кота в дом. А Абрек, виляя хвостом, побежал дальше.
Сказка Донцовой Наташи
3 класс
Грязнуля.
Жил-был на свете мальчик. Звали его Вася. Он учился во втором классе.
Вася был очень неряшливым. Он мог грязными руками брать свои учебники, тетрадки и дневник. На переменах Вася, готовясь к уроку, бросал учебники и принадлежности. И вот однажды лёг
мальчик спать и ему приснился сон. Плачут учебники и говорят
тетрадкам:
- Не бережет нас наш хозяин. Мы устали. Листы у нас помяты,
обложек нет.
А тетрадки им в ответ:
- Посмотрите на нас, мы все в пятнах, потому что берет нас Вася
грязными руками. Ни одной хорошей отметки нет на нашихлисточках.
Тут заплакал дневник:
- А мне как стыдно! На моих страницах много замечаний. Что делать нам с хозяином? Может убежать нам от него? Может, найдем себе хозяина получше?
Тут Вася проснулся. Он подклеил все книги, обернул, заполнил дневник. Теперь он каждый день учит уроки, приходя со школы или с улицы всегда моет руки. Учебные вещи теперь довольны своим хозяином.
Сочинение Годунова Артёма 3 класс Ручка.
Стоит взять ручку, как на тетрадном листе появятся буквы. Ручка
она как друг, ты думаешь, а она пишет. Ты можешь устать, а ручка может писать дни и ночи без отдыха. Ты кладёшь её в пенал, но к тебе пришла новая идея. Ты только подумал, а ручка уже в твоих руках. Ты можешь доверить ей. Она сохранит твои секреты
Приложение.
 Литература.
1. Волков И.П. “Учим творчеству” 1988г.
2. Амонашвили Ш.А. “ Школа жизни” М. 1998г.
3. Сухомлинский В.А. “ Хрестоматия по этике” Москва Просвещение 1990г.
4. Астапов А.И. “ Воспитание творчеством” М, Просвещение 1986г.
5. Журнал “Народное образование” №10, 1993г. стр.108
6. Нечаева Н.В. “Обучение грамоте. Организация литературного творчества” Москва 1994г.
7. Суворова Г.Ф. “Сельская учительница” М. 1975г.
8. Монович Е.Н. “ Орфографический словарь” М. 1997г.
9. Монович Е.Н “Толковый словарь” М. 1997г.
10. Волина В. “Этимологический словарь” М. 1996г.
11. Кувашова Н.Г. “Сочинения для учащихся 1-4 классов” Волгоград.
12. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя М. 2000г.
13. Шабалина 3. “Первый год - самый трудный” М. 1990г.
14. Журналы Начальная школа” №10, 1993г. №2, 1993г. №5, 1998г. №12 1999г. №11-12 1992г. №12 1997г. №41998г №4 2000г. №8 1999г.
15. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Приложение к журналу “Завуч” 1999г.
16. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”
17. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. - Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 1994 60 стр.
18. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление -Дошкольное воспитание. - 1994 №1 стр. 17-19
19. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 м. Мир, 1992г. стр. 435-442
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993г.
21. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978г. 125 стр.

Литература.
1. Волков И.П. “Учим творчеству” 1988г.
2. Амонашвили Ш.А. “ Школа жизни” М. 1998г.
3. Сухомлинский В.А. “ Хрестоматия по этике” Москва Просвещение 1990г.
4. Астапов А.И. “ Воспитание творчеством” М, Просвещение 1986г.
5. Журнал “Народное образование” №10, 1993г. стр.108
6. Нечаева Н.В. “Обучение грамоте. Организация литературного творчества” Москва 1994г.
7. Суворова Г.Ф. “Сельская учительница” М. 1975г.
8. Монович Е.Н. “ Орфографический словарь” М. 1997г.
9. Монович Е.Н “Толковый словарь” М. 1997г.
10. Волина В. “Этимологический словарь” М. 1996г.
11. Кувашова Н.Г. “Сочинения для учащихся 1-4 классов” Волгоград.
12. Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя М. 2000г.
13. Шабалина 3. “Первый год - самый трудный” М. 1990г.
14. Журналы Начальная школа” №10, 1993г. №2, 1993г. №5, 1998г. №12 1999г. №11-12 1992г. №12 1997г. №41998г №4 2000г. №8 1999г.
15. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. Приложение к журналу “Завуч” 1999г.
16. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”
17. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. - Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 1994 60 стр.
18. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление -Дошкольное воспитание. - 1994 №1 стр. 17-19
19. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1 м. Мир, 1992г. стр. 435-442
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993г.
21. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978г. 125 ст